В мировой прокат вышел фильм «Убийцы цветочной луны» с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро. Несмотря на то, что сборы не назвать успешными (84 млн долларов за две недели при 200-миллионном бюджете), американская пресса отмечает, что фильм поднимает важные проблемы из истории страны, и, очевидно, они не станут менее острыми, когда ближе к зиме картину можно будет посмотреть на платформе Apple TV+. Там она также будет доступна российским зрителям.
Про что фильм
Это экранизация одноимённого бестселлера Дэвида Гранна. Книга повествует о серии убийств, потрясших штат Оклахома в 1920-е. После того, как на территории индейцев осейджи нашли нефть, и все члены племени разбогатели, их земли словно магнитом стали привлекать мошенников, воров, бутлегеров и прочих негодяев. Вскоре индейцы стали умирать при крайне загадочных обстоятельствах. Местные власти откровенно бездействовали, и только вмешательство агентов недавно созданной организации, которая со временем превратится в ФБР, помогло остановить «эпоху террора» — эпидемию убийств, потрясших осейджей.
В книге трагедия целого народа показана через призму истории Молли Беркхарт, почти вся семья которой погибла во время террора. Эту героиню играет молодая актриса Лили Гладстоун, критики прочат ей как минимум номинацию на «Оскар». Леонардо ДиКаприо досталась роль мужа Лили — Эрнеста Беркхарта, а Роберт Де Ниро преобразился в дядю Эрнеста — богатого и влиятельного землевладельца Уильяма Хейла.
Книга Гранна состоит из нескольких частей. Первая рассказывает об осейджах и их истории, о Молли, её семье и взаимоотношениях с мужем. Вторая часть повествует о расследовании агента Тома Уайта (Джесси Племонс) и последующем судебном процессе, а третья посвящена современному состоянию дел осейджей. Скорсезе решил рассказать историю уничтожений через призму отношений Молли и Эрнеста и Эрнеста с его дядей. Подобный подход отпугнул от проекта студию Paramount, а вот Apple решила рискнуть и снова привлекла Paramount, теперь уже в качестве кинопрокатчика.
Проработка травмы
Когда Дэвид Гранн впервые приехал в резервацию во время работы над «Убийцами цветочной луны», он заметил, что племя так и не смогло оправиться от пережитой трагедии: практически каждый из ныне живущих членов племени потерял кого-то из родственников во время «эпохи террора». Большинство из этих убийств так и не были раскрыты. В разговорах с потомками некоторых жертв писатель понял, что они подозревают других членов своих семей. Эрнест Беркхарт был не единственным белым, женившимся на индианке, и многие американцы способствовали уничтожению своих родственников, просто Хейл и Беркхарт — единственные, кто попал на скамью подсудимых.
Когда Мартин Скорсезе приступил к адаптации «Убийц цветочной луны», он обратился за помощью к вождям племени. Осейджи активно участвовали в съёмках фильма: выполняли роли консультантов, создавали или предоставляли реквизит, учили своему языку актёров, снимались в массовых сценах. Члены племени надеются, что подобное участие поможет нынешнему поколению пережить травму. «Возможность рассказать нашу собственную историю стала исцелением для всего сообщества», — признаётся вождь Джеффри Стэндинг Биар.
Люди должны знать
«Эпоха террора» остается малоизвестным эпизодом американской истории, и члены племени надеются, что премьера крупнобюджетного фильма исправит эту несправедливость. «Дети в школе слышат о последнем бое Кастера или бойне на ручье Вундед-Ни, — продолжает Стэндинг Биар. — Но никто и никогда не рассказывает им о том, что произошло с нами».
Журналисты выражают надежду, что успех «Убийц» побудит писателей и кинематографистов раскопать и другие трагичные эпизоды американской истории, например о случившейся в одно время с убийствами осейджей резне в Талсе, когда в ходе расовых беспорядков был разрушен самый богатый чёрный район на территории США, и погибло от 150 до 300 человек. В погромах обвинили самих афроамериканцев, все судебные иски пострадавших были отклонены, страховые компании не выплатили ни доллара возмещения. Эти события нашли отражение в телесериалах «Хранители» и «Страна Лавкрафта», но ни один проект не касался данной трагедии так подробно, как работа Гранна и Скорсезе.
Время задавать вопросы
Сегодня землями, что некогда принадлежали племени, владеют банки, нефтяные компании, церкви и даже университеты. Осейджи надеются, что фильм великого режиссёра заставит общество задуматься, как и при каких обстоятельствах их собственность сменила владельцев. «Я не могу говорить от имени правительства, но я уверен, что выход „Убийц" поднимет вопросы о том, как земля и деньги выскользнули из наших рук, — говорит Эверетт Уокер, глава горнодобывающего совета осейджей. — И нынешние владельцы станут избавляться от этих активов, потому что никто не хочет, чтобы раскрыли их личности всему миру».
Журналисты уже начали готовить расследования и обнародовать информацию. В прошлом году Bloomberg запустил подкаст In Trust, посвящённый тому, как осейджи лишились владений при активном участии федерального правительства. А Vanity Fair посвятил целую статью Ри Драммонд — популярной ведущей телеканала Food Network, основательнице бренда Pioneer Woman и жене одного из представителей клана Драммонд. Семья Драммонд сегодня владеет примерно десятой частью земель, некогда принадлежавших осейджам, стоимость территории оценивается в 275 млн долларов.
Индейцы сами пытаются возвращать отнятые у них территории. В 2016 году племя приобрело у Теда Тернера огромное ранчо площадью в 43 000 акров за 74 млн долларов. Купленные земли используются для охоты и выпаса скота. Также юристы племени отчаянно сражаются со сложностями, возникающими на пути у тех, кто хотел бы вернуть осейджам их былые активы: законодательство ограничивает право передачи племени земель, которые принадлежат не-осейджам. По оценкам адвокатов, этот сложный и многоступенчатый процесс займёт 20 лет.
«Как писатель, я хочу верить, что книги имеют силу, — говорит Дэвид Гранн. — В течение моей жизни книги меняли меня, влияли на меня, сформировали меня и мой образ жизни. Так что я верю в силу литературы, истории и художественной прозы. Но я также прагматик, и я понимаю, что фильмы, особенно фильмы, сделанные людьми такого уровня, с таким опытом и талантом, дотянутся до гораздо большего количества людей. И я надеюсь, что это запустит обсуждения, что вы узнаете больше о культуре осейджей и больше узнаете об этой истории. Я не верю в окончательные версии. Знание вырастает из обсуждений».
За информацию благодарим сайт kinopoisk.ru
Какие неудобные вопросы «Убийцы цветочной луны» задаёт американскому истеблишменту
|