У Джулианны Мур довольно напряженный год. В мае она удивила многих, получив награду «Лучшей актрисы» на Каннском кинофестивале за роль в «Звездной карте» Дэвида Кроненберга. В понедельник вечером «Все еще Элис» дебютировала на кинофестивале «2014 Toronto Film Festival», и ее исполнение здесь может быть одним из самых лучших в уже и так прославленной карьере.
Если вы не читали краткое описание «Элис», экранизации романа Лизы Дженова 2007 года, тогда вы можете быть слегка сбиты с толку. Фильм знакомит нас с Элис Хоуланд, профессором лингвистики Колумбийского университета, которая балансирует между успешной карьерой и счастливым браком, выращивая еще и троих детей. Ей только что исполнилось 50, но она замечает, что начинает забывать вещи. Конкретные слова выпадают из ее головы. Она находится в середине лекции, и забывает фразу или о чем сама лекция. Наконец-то она отправляется к невропатологу, который говорит ей, что у нее начальная стадия Альцгеймера. Это редкий случай для ее возраста, но это семейная болезнь, которую она, скорее всего, унаследовала от своего отца, которого редко видела за последние несколько лет. Ее состояние быстро ухудшается, и Элис вынуждена решить, как ей прожить дальше остаток своей жизни, зная, что она будет обузой для остальной части своей семьи.
В руках не того режиссера «Элис» могла бы стать сочетанием чрезмерно мелодраматичных и слащавых моментов, призванных закончиться хэппи-эндом. Ричард Глацер и Уош Уэстмоленд не позволили этому случиться. Эта пара стояла за восхваленной критиками «Пятнадцатилетней», и они позволили повествованию фильма развиваться в как можно более сдержанной манере. Здесь нет невероятных истерик. Здесь нет самосознающих кричащих моментов. Вместо этого весь фильм сосредоточен на душераздирающем описании Мур как женщины, которая медленно теряет память, свою жизнь и, в какой-то степени, саму себя.
Исполнение Мур здесь напоминает ее прорывную роль в «Спасении» Тодда Хейнса и роль в «Часах» Стивена Долдри, за которую она получила номинацию на Оскар. В каждой сцене она приоткрывает нам понемногу Элис, ее эмоциональную боль от болезни, от последствий, которые идут с ней. Это невероятно тонкая работа, кропотливо продуманная. Но вы понимаете это, однако, только выходя из кинотеатра. Мур не позволяет вам увидеть, сколько же усилий она приложила, чтобы эта роль выглядела именно так.
Еще один дебют кинофестиваля, «Теория всего», демонстрирует нам сверхъестественную трансформацию Эдди Редмэйна в Стивена Хокинга. Работа Мур здесь – такая же трансформация, как и у Редмэйна, но ее скорее психологическая, нежели физическая. Как знает любой, у кого есть родственники или друзья, страдающие от Альцгеймера, та Элис, которую мы встречаем в начале фильма, не будет той же Элис, с которой мы встретимся в конце. И из-за этого фильм живет и умирает с игрой Мур.
Глацер и Уэстмоленд подобрали опытный ансамбль, чтобы сыграть семью Мур, среди которых Алек Болдуин, Кейт Босворт, Кристен Стюарт и Хантер Пэрриш. Стюарт, как самая младшая дочь Элис, является тем членом семьи, которого больше всего затронула болезнь матери (и которая получила больше всего экранного времени), но все другие актеры четко знают, что они здесь, чтобы поддержать Мур. Это история Элис, и никого больше.
Двигаемся дальше; оператор Дени Ленуар избегает голливудского блеска, вместо этого сосредотачивается на деликатных и естественных образах. Илан Эшкери («Молодая Виктория») заслуживает особого упоминания за свою прекрасную музыку, которая также избегает ненужный раз затрагивать тайные уголки зрительской души.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«HitFix»: Джулианна Мур потрясает своей удивительной сдержанностью во «Все еще Элис»
|