Эксперты любят сравнивать Международный кинофестиваль в Торонто и сезон наград, который стартует после него. Мы знаем, что на нем услышим большие имена – и таки услышали, в конец концов, правда многие из них заявили о себе еще за многие месяцы до него – но этот фестиваль служит в первую очередь для того, чтобы отделить претендентов от возможных получателей наград.
Хотя каждый раз в это время кандидаты появляются будто из ниоткуда, врываются в эту гонку и даже умудряются затем получать награды. В значительной степени это описывает и Джулианну Мур с ее фильмом «Все еще Элис», драма о больной Альцгеймером женщине, премьера которой состоялась в Торонто.
Снятый режиссерами независимого кино Ричардом Глацером и Уошем Уэстмолендом (и вдохновленный отчасти их собственной битвой с Альцгеймером), фильм рассказывает о персонаже Мур, опытном профессоре 50 лет, которая в начале фильма переживает тревожные неврологические симптомы. Вскоре ее врач диагностирует ей раннюю стадию Альцгеймера, и драма начинает разворачиваться вокруг нее, пытающейся сохранить, изо всех сил, свою прежнюю жизнь – в мучительных и горький подробностях – рассказывая о том, как она живет, оставаясь собой, так долго, насколько может.
Наиболее удивительным в фильме является исполнение Мур, которая поражает своими эмоциями, которые, кажется, даются ей без каких-либо усилий, она легко захватывает и передает нам ощущения человека, который теряет саму себя, не используя для этого никаких экранных подсказок. Мы видели Мур во многих ослепительных ролях и раньше – порнозвезды в «Ночи в стиле буги», домохозяйки во «Вдали от рая» и Сары Пэйлин в «Игра изменилась», и это только три героини – но эта роль добавила новый слой, требующий, казалось бы, невозможного сочетания хрупкости и живости.
Но эта роль также примечательна тем, как она открылась знатокам этой отрасли: для них это было неожиданным сюрпризом. С самого начала Торонто мы довольно много знали о его самых больших кандидатах – Риз Уизерспун в «Дикой», истории о женщине, которая отправляется в свое пешее путешествие до Тихоокеанского побережья, или Фелисити Джонс в «Теории всего», играющей первую жену Стивена Хокинга, Джоан, в свою очередь стальную и уязвимую героиню. Мур же в основном оказалась джокером, потому что ее фильм и сам был джокером. Финансированный независимыми компаниями, у этого фильма даже не было дистрибьютора, когда он был показан на фестивале.
Все изменилось вскоре после показа, когда «Sony Pictures Classics» выхватила права, положив глаз на этот фильм и Мур, начиная кампанию прямо в 2014 году. (Кстати, в фильме также силен второстепенный актерский состав, среди которых и Кристен Стюарт, которая сыграла дочь Мур; поэтому не удивительно, что и ей будет уделено немалое внимание.)
Впрочем, это уже протоптанная дорожка. Каждые несколько лет в Торонто приезжает драма без дистрибьютора, мощная благодаря актерской игре, отчего она получает и дистрибьютора, и возможность получить высшие награды. Это случилось с Джули Кристи во «Вдали от нее» на фестивале в 2006 году и Николь Кидман с «Кроличьей норой» в 2010 (подобное происходит каждые 4 года, так что может быть это не такая уж и случайность?). Обе актрисы затем были номинированы на Оскар.
Почти наверняка, на данный момент, что и Мур последует по этой же тропе. Может ли она пройти этот путь до конца и выиграть? Есть много причин, почему мы сказали бы вам «да». Ее исполнение предполагает наличие огромной трансформации в фильме – что всегда цепляет зрителей – но также, затрагивает тонкие грани, что всегда привлекает внимание критиков.
В равной степени соблазнительное повествование остается и за кадром. В отличие от Уизерспун, которая выигрывала Оскар ранее (в 2006 году за «Переступить черту»), Мур никогда не поднималась на сцену, хотя и была четырежды номинирована. Для нее это всегда чем-то напоминало бытие вечной подружки невесты, Мур всегда возглавляла список тех, кто надевал красивое платье, но в конечном итоге получал всего лишь букет цветов. Это особенно заметно было в 2003 году, когда она была номинирована в двух номинациях одновременно – за главную роль в «Рае» и роль второго плана в «Часах» - и ушла она тогда с пустыми руками.
Впрочем, остаются еще и другие претенденты, премьеры фильмов которых еще не состоялись – Эми Адамс с «Большими глазами» и Розамунда Пайк в «Исчезнувшей» - не говоря уже о некоторых более коммерческих проектах, которые также могли бы посоревноваться за Оскар (Мерил Стрип за «Чем дальше в лес», и даже Шейлин Вудли за свою роль в «Виноваты звезды»»). И у этих людей есть сила низвергнуть Мур – возрождение Уизерспун обладает своей особой привлекательностью. Хотя слишком рано сбрасывать кого-то со счетов.
Тем не менее, исполнение и предыстория играют на руку Мур, так что победить ее будет не так уж легко. При всей надежности гонки за Оскар, сюрпризы, зачастую связанные с политикой, могут ждать нас впереди. А когда они случаются, они приходят со свирепостью. Иногда, они переворачивают все так, что на сцену поднимаются даже те, кого там не ожидали увидеть.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Оскар-2015: Внезапное появление Джулианны Мур и «Все еще Элис»
|