Итог: Этот знаковый фильм о болезни Альцгеймера силен благодаря эмоционально сдержанной, но очень мощной игре Мур.
Место проведения: Кинофестиваль в Торонто [специальный показ].
В ролях: Джулианна Мур, Кристен Стюарт, Алек Болдуин, Кейт Босворт, Хантер Пэрриш.
Режиссеры и соавторы сценария: Ричард Глацер, Уош Уэстмоленд.
Продолжительность: 99 минут.
В адаптации бестселлера Лизы Генова Джулианна Мур играет роль профессора колледжа, у которой диагностировали болезнь раннего Альцгеймера.
С пятью миллионами американцев [и 36 миллионами людей по всему миру], живущих с болезнью Альцгеймера, согревающая, жалостливая, но пронизывающе честная картина «Все еще Элис» затронет дома множества людей. Болезнь врывается в жизнь блестящего преподавателя лингвистики, великолепно изображенного Джулианной Мур, женщина движется прямо к террору болезни, во власти которой стереть личные черты и индивидуальность. Сценарий, написанный и срежиссированный Ричардом Глацером и Уошем Уэстмолендом, верен бестселлеру Лизы Дженова, который также имеет самостоятельную базу поклонников.
Вместо того чтобы сосредотачиваться на разрушительном эффекте, который болезнь оказывает на отношения, драма глубоко погружается в то, как одна женщина ощущает собственное ухудшающееся состояние, и делает акцент на лице и реакции Мур, ее уязвимости и силе. Это будет непростой задачей для любого актера — заполнить собой все, не обращаясь к сентиментальности и не впадая в банальность, но Мур ни на секунду не теряет контроля над фильмом при умелой поддержке Кристен Стюарт, Алека Болдуина, Кейт Босворт и Хантера Пэрриша в роли членов семьи. Участие Ассоциации Альцгеймера и таких исполнительных продюсеров как Кристин Ванчон, Мария Шрайвер и Труди Стайлер предлагают дополнительную поддержку картине, хотя именно «сарафанное радио» должно обеспечить аудитории сильнейший стимул для того, чтобы всерьез присмотреться к этой теме.
Элис Хоуланд [Мур] живая и обаятельная пятидесятилетняя жительница Нью-Йорка, уважаемый интеллектуал и пунктуальный человек, способный эффективно донести информацию до других. Любящий муж Джон [Болдуин] называет ее самой умной и красивой женщиной из тех, что ему доводилось встречать, а их трое детей — Анна [Босворт], Том [Пэрриш] и начинающая актриса Лидия [Стюарт] — если и не являются показательным примером, то, как минимум, проходят свой жизненный путь. У Элис есть все это, пока женщина не начинает забывать слова, которые являются ее средством к существованию как лингвиста, а еще хуже то, что она начинает плутать в знакомых местах. Женщина достаточно напугана для того, чтобы проконсультироваться с невропатологом, который исключает опухоль головного мозга, но выдвигает гипотезу раннего Альцгеймера, редкая форма болезни, которая поражает людей в возрасте до 65 лет.
Сначала Элис стремится скрывать это, но после конфуза с гостем она посвящает мужа в свои переживания. Ее доктор прямо говорит им, что это генетическая болезнь и возможность того, что она передастся их детям, составляет 50 процентов. Это производит эффект разорвавшейся бомбы, особенно когда генетический анализ одного из детей дает положительный результат. Но эти плохие новости быстро отходят на второй план из-за стремительного снижения умственных способностей Элис, когда болезнь начинает чудовищно быстро прогрессировать. В то время как семья Элис пытается справиться с ситуацией или оказывается неспособной сделать это, работа актерского состава показывает их истинные лица и некоторые удивительные изменения.
Несмотря на двухчасовую продолжительность, драма кажется стремительной, возможно, потому что зритель боится развития болезни и желает, чтобы время остановилось для бедной Элис. Но оно не останавливается, и шаг за шагом женщина спускается по этой когнитивной лестнице, не столько страдая, сколько изо всех сил стараясь оставаться на связи. В одной примечательной сцене героиня наталкивается на инструкцию по самоубийству, которую она оставила самой себе на компьютере. Хотя это одна из самых интенсивных сцен фильма, режиссеры способны ввести минутный юмор, чтобы облегчить происходящее.
Но не все здесь мрачно и пессимистично. В другой ключевой сцене Элис предлагается выступить на конференции Альцгеймера. Тревожные приготовления героини заканчиваются блистательным монологом о собственном состоянии, и это действительно трогательно.
Глацер и Уэстмоленд создали драму вокруг порноиндустрии [«Подсос»], мексиканского сообщества в Лос-Анджелесе [«Пятнадцатилетняя»] и последней интрижки Эррола Флинна с девочкой-подростком [«Последний из Робин Гудов»], тем не менее «Элис» имеет концентрацию и актуальность повествования, которых не хватает другим фильмам. Не известные за смелость кинематографического фейерверка или экспериментирования режиссеры занимаются картиной, в которой сдержанность и заниженный подход — лучшая страховка от чрезвычайной сентиментальности. Это прекрасно окупается в заключительные моменты фильма, где острая поэтическая конфронтация между поколениями, которая поднимает на поверхность все самое лучшее из Мур, а также демонстрирует неожиданную глубину в Стюарт. Чрезвычайная близость к фильму также связана с тем, что Глацер работал над ним, переживая собственный медицинский кризис — у него диагностировали БАС. Будучи режиссером этого фильма, мужчина пользовался синтезатором речи на «iPad'е».
Техническая работа смиренно остается на заднем плане, все находится на службе сосредоточения внимания на Мур и имитации ее расфокусированности перед камерой, костюмах, которые она больше не выбирает сама, и так далее.
Перевод выполнен Mussonka специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Все еще Элис»: Обзор Торонто
|