Производство: Alfama Films, Prospero Pictures, Kinologic Films (DC), France 2 Cinema, Telefilm Canada, Talandracas Pictures, France Televisions, Canal Plus, Rai Cinema, RTP, Ontario Media Development Corp., Astral Media the Harold Greenberg Fund, Jouror Prods., Leopardo Filmes. Продюсеры: Пауло Бранко, Мартин Катц. Режиссер и автор сценария: Дэвид Кроненберг. ПО мотивам романа Дона Делилло. В ролях: Роберт Паттисон (Эрик Пэкер), Жюльет Бинош (Диди Фанчер), Сара Гэдон (Элис Шифрин), Мэтью Амалрик (Андрэ Пэтриш), Джей Бэрашел (Шайне), Кевин Дюран (Торваль), Кнаан (Брута Фез), Эмили Хэмпшир (Джейн Мелман), Саманта Мортон (Вижа Кински), Пол Гиаматти (Бенно Левин), Филипп Ноцука (Майкл Шин).
«Космополис», в котором пугающе точно сошлись художник и материал, подобно врачу в латексных перчатках, глубоко и беспристрастно прощупывает бездуховность сильных мира сего.
Дэвид Кроненберг, направивший свой холодный ум на пророческий роман 2003 года писателя Дона Делилло, превращает поездку в длинном лимузине молодого титана с Уолл Стрит в едкую аллегорию на эру технологической зависимости, финансовых катастроф и распространяющейся паранойи. При этом способ передачи этих идей через тяжелые диалоги остается, по задумке, отстраненным и непроницаемым. И хотя этот фильм отличает великолепная игра Роберта Паттинсона, его коммерческая история будет ограничена той долей рынка, что привыкла к риску.
Являясь первым фильмом, основанным на сочинении Дэлилло, так же, как и первым полнометражным сценарием Кроненберга с момента выхода в 1999-м «Экзистенции», «Космополис» - на удивление прямолинейная адаптация для режиссера, который в таких лентах, как «Обед нагишом» и «Паук», изобретал свой визуальный синтаксис и изощренные кинометафоры. Работая здесь с эпизодическими вставными комментариями и диалогами, фонтанирующими смелыми идеями, Кроненберг принимает прямой, сцена-за-сценой подход, который идеально ложится на тон романа, преисполненный хитро стилизованного пессимизма.
Эрик Паркер (Паттинсон) – красивый и одетый с иголочки, к 28 годам достигший позиции столпа капитализма – отправляется стричься через весь город в белом длинном лимузине, оснащенном экранами и разными техническими приблудами, делающими интерьер машины очень футуристичным, в отличие от холодного серого Манхэттена за окнами. Из-за президентского кортежа лимузин вынужден тащиться совсем медленно, давая миллиардеру, заработавшему на управлениях активами, достаточно времени для консультации с директором по технологиям (Джей Баручел) и валютным аналитиком (Филип Нозука), которые предупреждают его о слишком агрессивной политики против китайского юаня.
Сопровождаемому главой службы безопасности Торвалом (Кэвин Дюранд), Эрику даже не нужно покидать границы кожаных кресел, чтобы заняться диким сексом с подружкой (Джульетт Бинош) или получить анализ простаты во время разговора с финансовым директором (Эмили Хэмпшиа). На недолгое время он все-таки покидает машину, чтобы встретиться со скромной и отстраненной женой Элис (Сара Гэйдон). Когда день превращается в вечер, лимузин следует мимо похоронной процессии рэп-звезды, а потом оказывается рядом с протестующими, орудующими искусственными крысами как своими денежными талисманами.
Настоящие пистолеты появляются только в финальном акте, но каждая из встреч Эрика тет-а-тет является словесным спаррингом. Изначальные дискуссии о технологической и финансовой уязвимости приводят к разговорам о более абстрактных сущностях: примитивной природе сексуальных желаний, возможностью жертвовать человеческими массами ради призрачной идеи, ошеломляющей скорости прогресса и невозможностью языка поспевать за ним. При этом язык в «Космополисе» - то, чего хватает в изобилии, в том числе для рассуждений на высоко-интеллектуальные темы.
Кроненберг позволяет идеям Делилло говорить самим за себя, но подчеркивает их визуально, передавая с помощью физической дистанции между Эриком и ревущей толпой его чудовищную заносчивость и бессердечность. Оставаясь почти все время в пределах крепости на колесах, фильм создает настроение тревожной близости и изоляции, несмотря на хаотическую активность человеческих масс на улицах; несчастья людей воспринимаются через темные стекла тонированного лимузина.
Обвинения в том, что изучение пустоты и отчуждения само по себе кажется пустым и отчужденным, точны и в то же время некстати; возможно, это самое четкое подтверждение приговора, вынесенного Кроненбергом своему объекту. Показывая убежище Эрика столь близко, фильм заставляет зрителя одновременно восхищаться и испытывать отвращение; в конечном счете, создатель фильма имеет идеального соавтора в лице Паттинсона, чья неокрепшая пока, но мощная харизма приобретает здесь обольстительно животную форму. Это самое сильное выступление актера и, без сомнения, самая важная его роль.
Другие актеры производят быстротечное впечатление, хотя Саманта Мортон извлекает пользу из своей героини, появляющейся в одной сцене в качестве начальника теоретических разработок, а Мэтью Амалрис смешит зрителей своей эпизодической ролью «убийцы выпечкой», чьи закидоны напоминают инцидент с киданием пирога в Руперта Мердока в 2011 году. В сжатом виде из книги в фильм переходит персонаж Пола Джиaматти, бестолковость которого является полной противоположностью качествам Эрика.
Вклад в картину коллег по цеху находится, как обычно у Кроненберга, на очень высоком уровне, начиная c ритмичного монтажа Рональда Сандлера и холодного металлического прицела камеры Питера Сущицки, заканчивая ненавязчивыми деталями в работе художника-постановщика Арва Грейвада. Ховард Шор создает одну из его наиболее утонченных музыкальных тем, в диапазоне которой звучит порой на заднем плане устрашающий грохот.
Автор - Джастин Чанг
Источник: Variety Russia
Variety: Рецензия на «Космополис»
|