Представьте себе компашку товарищей, которые то и делают, что ищут Бога. Да, попутно они убивают жен, совращают малолетних девочек, при погонах подчиняются мафии… а потом идут вглубь леса к самодельному кресту и молятся. За жизнь возлюбленной, за бессмертие души человеческой, да за что угодно. Вот только отдачи никакой. Назревает вопрос: может, вера не та и Бог не тот? Об этом с нами попытался поговорить Антонио Кампос в своём новом фильме «Дьявол всегда здесь».
Что нужно знать сразу на берегу? Это четвёртый фильм американского кинорежиссёра и сценариста, хоть и не особо плодовитого (Антонио Кампос автор всего четырех фильмов). «Дьявол всегда здесь» — фильм, где Кампосу впервые выдалась возможность поработать со звёздным составом — здесь Роберт Паттинсон, Райли Кио, Джейсон Кларк, Том Холланд, Билл Скарсгард и многие другие. Фильм снят по одноименному роману Дональда Поллока, который был опубликован в 2011 году, но уже успел стать классикой американской литературы.
О чём?
Действие фильма разворачивается в Америке 1940-1960-х гг. Солдат Уиллард Рассел (его играет Билл Скарсгард), повидавший ужасы на Тихоокеанском театре военных действий, возвращается на родину. По пути он останавливается в городке Мид (штат Огайо), где встречает официантку Шарлотту (Хейли Беннетт), свою будущую жену. Вскоре у них появляется дом, а затем — сын Арвин. В один день Уиллард возводит посреди леса простой деревянный крест, но бог не может или не хочет отвести от этой семьи беду…
Через какое-то время Арвин перебирается жить к бабушке и дяде, которые заботятся о девочке Леноре, чьи родители однажды пропали. Спустя несколько лет повзрослевшие Арвин (Том Холланд) и Ленора (Элайза Сканлен) держатся вместе, как родные брат и сестра… но лишь до того момента, пока в захолустный городок не приехал священник Престон Тигардин (Роберт Паттинсон).
Параллельно в фильме развивается ещё одна сюжетная линия — Сэнди (Райли Кио), другая официантка из Мида, знакомится со своим будущим мужем Карлом (Джейсон Кларк). У них есть общие, но весьма специфические интересы. Периодически к Сэнди заглядывает её старший брат, коррумпированный шериф Ли (Себастиан Стэн).
На лицо все признаки семейной саги — действие фильма охватывает почти два десятилетия, ну и героев, оказывавшихся в центре сюжета, много. Я бы сказал, слишком много. И это, наверное, главный минус картины. Переносить крупный материал с дюжиной человеческих судеб на экран — дело рисковое. И Кампос с этой задачей, на мой взгляд, не справился. Во-первых, негде развернуться таланту актеров. Например, у одной голливудской актрисы экранного времени от силы минуты 7 (в то время как сам фильм идёт 2 часа 20 минут). Во-вторых, при таком многообразии сюжетных линий, которые то возникают, то тут же исчезают (уверен, читать синопсис вы устали), у зрителя явно поедет крыша. Режиссер не дает нам шанса почувствовать сопричастность, идентичность с героями. Хотя в целом получилась крутая, пропитанная кровью история о вере, доведённой до крайности.
Каждая сцена здесь имеет тематическую или повествовательную важность. Сюжет продвигается вперёд, причём использует смерть героев в качестве двигателя этого действия. Конечно, с сюжетной стороны лента не всегда поражает, но она сильна атмосферой. «Дьявол всегда здесь» — это такой своеобразный портрет места, населённого мерзавцами и негодяями, где даже церковь и полиция прогнили насквозь.
Бог + американцы = массовый психоз
Интересно, люди становятся монстрами из-за давления внешних условий, или же напротив — внутренняя сущность человека создаёт условия для зла? В том и в другом случаях люди — это заложники обстоятельств. Но кто ответственен за эти обстоятельства? Природа? Вселенная? Сам человек? А может, тот чувак из названия фильма?
Кампос показал, насколько людям трудно уживаться друг с другом в том мире, который они сами для себя создали. И бог им нужен лишь для того, чтобы удовлетворить потребность в смысле. Голая правда по Вольтеру: если Бога нет, его следовало бы выдумать. Выдумать, чтобы потом найти. И герои фильма ищут, правда, по-своему. Кто-то отчаянно молится и, чтобы доказать бытие бога, вываливает на себя банку с пауками, кто-то хочет уловить лик святого в предсмертном взгляде жертвы и оттого продолжает серию убийств, кому-то внезапно приходит озарение, что нужно распять животное в знак жертвы всевышнему.
О том, что любая идея, доведенная до крайности, становится бесноватой, говорил ещё Достоевский. Так вот, тот бог, который служит оправданием насилия, обращается в дьявола. Но насилия и убийств слишком много, бога нет, а дьявол здесь. И это основной лейтмотив фильма — бесконечное и заразительное насилие (символом преемственности которого является трофейный немецкий пистолет). Неслучайно один из героев ближе к финалу уезжает с облегчением подальше от родных мест, но его попутчиком оказывается волосатый хиппи, который направляется в Цинциннати. Место рождения небезызвестного Чарльза Мэнсона.
Но всё же «Дьявол всегда здесь» — это двухчасовая история о том, что зло будет наказано. А палачом станет тот, кому в детстве отец сказал: «Вокруг слишком много плохих людей, и каждый норовит сделать тебе больно». Вообще, тема наследственности тут раскрыта хорошо. Грубо говоря, родилась ты в семье наивной набожной дамочки, такой ты и станешь. Да ещё её судьбу повторишь. А если твой отец раздаёт всем бандюгам тумаки — твои кулачки вскоре тоже зачешутся… Но попутно будут страдать высоконравственные и добрые люди.
Интересен здесь главный герой, которому с детства навязано, что бог есть. Но чем отчаянней он ищет этого бога, тем больше убеждается в отвратности этой идеи. Такое ощущение, будто главный антагонист фильма это не люди, а религия. Ведь все поступки совершаются ради близости с богом. От этого становится страшно. Но этот фильм не является антирелигиозным. Именно псевдорелигиозность американского Юга, помноженная на бедность и невежество, становится источником мистического зла.
Ради чего ещё стоит посмотреть?
В основном, зрителя может привлечь актёрский состав. Том Холланд сыграл одну из своих лучших ролей, Райли Кио вновь влюбилась в маньяка (как в «Доме, который построил Джек»), а Роберт Паттинсон носит рубашку с рюшами и мастерски пародирует южный акцент. Как бонус — повзрослевший Дадли из «Гарри Поттера» (Гарри Меллинг), который, чтобы доказать бессмертие души, решается на отчаянный поступок…
За информацию благодарим HORRORZONE
Трудно быть с Богом: рецензия на фильм «Дьявол всегда здесь»
|