Дьявол всегда здесь / The Devil All the Time Психологический триллер, США, 2020, 138 мин. Рейтинг IMDB: 7,2 Рейтинг Экслера: 8,0 Режиссёр: Антонио Кампос
В ролях: Том Холланд, Роберт Паттинсон, Билл Скарсгард, Хейли Беннетт, Райли Кио, Гарри Меллинг, Себастиан Стэн, Миа Васиковска, Элайза Сканлен, Джейсон Кларк
Очень мощно. Хотя и депрессивно. Отзыв кота Бублика
И даже твой бог никому не помог, Есть другие, светлей и сильней; И поэтому ты в пустоте, Как на старом забытом холсте: Не в начале, не в центре, И даже не в самом хвосте. Б.Г.
История парочки маньяков, которые охотятся на автостопщиков, здесь остаётся лишь фоном для рассказа о том, как люди теряют веру в Бога и погружаются в водоворот насилия, порождающего ещё большее насилие. Дмитрий Соколов
Уиллард Рассел (Билл Скарсгард), участвующий в боях во Второй мировой на юге Тихого океана, после окончания войны возвращается в свой родной городок Коул-Крик, расположенный в штате Западная Вирджиния. По дороге домой в придорожном кафе городка Мид, штат Огайо, он знакомится с официанткой Шарлоттой (Хейли Беннетт). В том же кафе в то же время фотограф-любитель Карл Хендерсон (Джейсон Кларк) знакомится с другой официанткой – Сэнди Хендерсон (Райли Кио), сестрой местного полицейского Ли Бодекера (Себастиан Стэн), который через несколько лет станет в этих краях заместителем шерифа.
Уиллард возвращается домой в Коул-Крик, и там его мать Эмма (Кристин Гриффит) пытается свести сына с местной девушкой Хелен Хаттон (Миа Васиковска). Однако Хелен увлекается новой местной звездой – преподобным Роем Лаферти (Гарри Меллинг), выходит за него замуж и рожает девочку Ленору (Элайза Сканлен). А Уиллард уезжает в Огайо, женится на Шарлотте, она рожает их сына Арвина (Том Холланд), после чего Уиллард снимает дом рядом с городком Нокемстифф, где они и селятся.
Через некоторое время получится так, что Ленора и Арвин в совсем юном возрасте потеряют своих родителей, и их в свой дом заберёт Эмма, мать Уилларда.
***
Этот фильм – экранизация одноимённой повести Дональда Рэя Поллока, написанной в стиле южной готики. Поллок родился и вырос в штате Огайо, в том самом Нокемстиффе. Он почти всю жизнь работал на местной бумажной фабрике и водил грузовики по южным штатам. После пятидесяти лет Дональд неожиданно поступил на литературный факультет в Университете Огайо, закончил его, в 2008 году опубликовал сборник рассказов «Нокемстифф», а в 2011 году выпустил повесть «Дьявол всегда здесь». Несмотря на то, что эта книга у Поллока была первой, повесть стала очень популярной и у критиков, и у читателей.
Дональд пишет о тех вещах, в которых он хорошо разбирается: несколько десятков лет эти маленькие городки и их обитатели в Огайо и в Западной Вирджинии были у него перед глазами. Жителей Нокемстиффа Поллок описывает так: «Там живут примерно четыреста жителей, связанных кровно через то или иное богом забытое несчастье, будь то похоть, нужда или просто невежество».
Сценарий фильма по этой повести написал режиссёр Антонио Кампос вместе со своим братом-сценаристом Пауло Кампосом. Проект финансировал стриминговый сервис Netflix.
Заместителя шерифа Ли Бодекера изначально должен был играть Крис Эванс, но он не смог принять участие в проекте из-за наложения расписаний и сам на своё место рекомендовал Себастиана Стэна, который с Эвансом играл супергероя Зимнего Солдата во всяких кинокомиксных «мстителях».
Режиссёр Антонио Кампос до этого фильма поставил шесть полнометражных картин, три из которых, судя по всему, вообще никто не видел (пустые рейтинги на IMDB), у двух других – по две сотни голосов, и только у его предыдущей картины «Кристин» (2016 год) вроде бы даже был какой–то прокат в кинотеатрах, и на IMDB у неё порядка тринадцати тысяч голосов.
Также Кампос как режиссёр ставил какие–то эпизоды для сериалов «Каратель» и «Грешница»: оба этих сериала заказывал Netflix.
Фильм «Дьявол всегда здесь» – это некоторым образом семейная сага: действие охватывает 1940-1960-е годы (грубо говоря, от окончания Второй мировой до начала Вьетнамской войны), большинство персонажей так или иначе связаны друг с другом кровно или через какое–то несчастье, будь то болезнь, религиозная одержимость, подлость или невежество.
Меня этот фильм захватил с самого начала. Очень яркая постановка, отличная работа оператора: фильм, что не слишком характерно для проектов Netflix, снят на 35-миллиметровую пленку, и, чёрт возьми, здесь вот прям реально видна эта «тёплая ламповая плёнка», хотя я не люблю подобные определения.
Стиль очень похож на стиль некоторых фильмов братьев Коэнов, которые у меня являются любимейшими режиссёрами: Коэны также сняли немало фильмов об американском Юге определённых годов в том самом стиле южной готики. Причём выражение «стиль похож на Коэнов» – это в данном случае комплимент, потому что здесь нет никакого заимствования, просто постановка Антонио Кампоса, несмотря на то, что это фактически первая его заметная картина, очень профессиональная и напоминает работы признанных мастеров.
Да, фильм достаточно депрессивный – здесь половина участвующих лиц в той или иной степени несчастные, свихнувшиеся на религиозной почве, коррупционеры, педофилы или и вовсе серийные убийцы. И даже «чистые и светлые души» – дети, а потом подростки, которые всему этому пытаются противостоять, не способны победить, потому что это зло – оно распространяется повсюду, несмотря на то, что между городками Нокемстифф и Коул-Крик под четыреста километров.
Но в фильме абсолютно нет никакого налёта чернухи как таковой: он просто показывает, что происходило с жизнью многих людей в тех американских городках в те годы. И напомню, что писатель Дональд Рэй Поллок отлично знает, о чём он говорит.
У создателей фильма нет стремления как-то шокировать зрителей всякими кровавостями. Да, там есть несколько шокирующие сцены, особенно эпизод, как Уиллард получил свою психологическую травму на войне, но в основном много чего остаётся за кадром: тут важнее показать развитие событий, с чего всё начиналось, и к чему это всё идёт.
Постановка, на мой взгляд, просто-таки выдающаяся: это очень здорово сделано, чего трудно было ожидать от малоизвестного режиссёра.
Из знаковых моментов – практически весь фильм сопровождает некий закадровый голос, который объясняет определённые тонкости, не передающиеся действием в картине. С одной стороны, такой подход среди критиков считается несколько дешёвым: из серии, что если ты не можешь передать все тонкости истории действием, то и нечего запускать закадровый голос. С другой – фильм и так достаточно длинный (но никак не затянутый, замечу я), а голос просто помогает не тратить время на разжёвывание некоторых моментов.
Ну и замечу, что закадровый голос принадлежит писателю Дональду Рэю Поллоку, автору оригинальной повести. Сам писатель, кстати, никогда не принимал участие ни в каких аудиозаписях своих произведений, но здесь сделал исключение. И, на мой взгляд, это и вполне оправдано, и звучит отлично.
Да, конечно, это напоминает знаменитый закадровый голос из шикарного скетча Gunfighter, где этот голос озвучивал Ник Офферман. Но там был скетч, а здесь, я вас уверяю, поводов для радости вот как–то совершенно нет.
В картине снялись несколько достаточно известных актёров.
Билл Скарсгард в роли Уилларда – отличный. Военная травма, зацикленность на религии, обусловленная всё той же травмой, определённая манера поведения, которую он демонстрирует девятилетнему сыну, – это очень здорово сделано.
Гарри Меллинг, как будто перекочевавший сюда из замечательного коэновского фильма «Баллада Бастера Скраггса», изобразил очередного преподобного, слегка сбрендившего на почве своих религиозных представлений. Кстати, по поводу яркой сцены, где преподобный демонстрирует, что он научился справляться со своими внутренними демонами, выпуская себе на голову пауков-ткачей из банки, в одной из статей на «Кинопоиске» написано следующее, цитирую:
Бонус – повзрослевший Дадли из Гарри Поттера (Гарри Меллинг) опрокидывает на себя банку живых (но, к сожалению, явно компьютерных) пауков, чтобы доказать существование бога.
Мне как–то не показались эти пауки компьютерными, я пошёл читать сведения о фильме на IMDB, ну и там выяснилось, что пауки всё–таки были самыми настоящими (уж и не знаю, на черта актёру это было нужно): Actor Harry Melling dumped real orb–weaver spiders on his head.
Роберт Паттинсон отлично изобразил откровенно мерзотного преподобного Престона Тигардина, который, в отличие от персонажа Меллинга, вовсе не религиозный фанатик: он очень циничный, несомненно харизматичный и предельно лицемерный тип, который своё положение использует для того, чтобы совращать несовершеннолетних девушек. А когда он их награждает «плодом страсти», Престон объявляет девушек сумасшедшими, да ещё и читает по этому поводу проповедь, во время которой прихожане в восторге кричат: «Славь Господа», «Всё так и есть», «Аминь».
Кстати, несколько странное южное произношение Престона – авторства самого Паттинсона. Он, в отличие от других актёров, которые занимались со специалистами по произношениям и диалектам, своё произношение придумал самолично. И продемонстрировал его режиссёру только во время съёмок. Тому этот вариант понравился, и это так и оставили в картине.
Актёр Том Холланд мне очень нравится в роли «Человека-паука»: обаятельный, яркий, эмоциональный, очень естественный. Но здесь совершенно другой персонаж, причём сыгранный отлично! Это такой фактически американский Данила Багров из фильма «Брат» (первого, разумеется, ни в коем случае не из совершенно попсового второго).
Он в детстве получил свою страшную психологическую травму, он очень малоэмоционален, способен на быстрое и жестокое (при этом справедливое) возмездие, чему его научил отец, внутри него – программа саморазрушения, что было обусловлено тем, что он пережил, и что ему ещё суждено пережить. И классно то, что манера поведения его персонажа никак не коррелировала с внешностью актёра из серии «Симпатичный парнишка с соседнего двора», и персонаж получился очень яркий.
Элайзу Сканлен, сыгравшую взрослую сестру Арвина Ленору, я помню по роли очень непростой девушки Эммы из сериала «Острые предметы». У неё тут роль небольшая, но достаточно заметная.
Ну и хороши Джейсон Кларк и Райли Кио в роли двух откровенных отморозков, ловящих мужчин-автостопщиков, издевающихся над ними по своему собственному извращенческому ритуалу и убивающих их. И это достаточно важные персонажи фильма – они связывают несколько сюжетных ниточек.
Актеру Себастиану Стэну, сыгравшему заместителя шерифа Ли Бодекера, вставили в рот специальную распорку, меняющую его лицо до неузнаваемости. Я не очень понял, зачем это было сделано: он вообще актёр очень неплохой, я его помню по роли мужа Тони Хардинг в фильме «Тоня против всех». Здесь Стэн сыграл хорошо, но вот на черта эта распорка – я так и не понял.
Отличный фильм, очень мощный и прямо-таки знаковый. Очень рад, что я его посмотрел. Однако понятно, что у определённой части аудитории этот фильм вызовет определённое неприятие. Депрессивный от начала до конца, добро не побеждает зло, и даже в конце не ждите традиционного голливудского хеппи–энда: здесь финал находится полностью в парадигме всего фильма.
Мощный сценарий, мастерски поставлено, отлично снято, блестящая игра актёров. Прямо-таки выдающееся кино, на мой взгляд.
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность: 5 Актёрская игра: 5 Режиссёрская работа: 5 Сценарий: 5 Кратко о фильме: депрессивно, но очень мощно Нужно ли смотреть: да
Автор: Алекс Экслер
За информацию благодарим сайт exler.ru
Рецензия на фильм «Дьявол всегда здесь»
|