В прокат выходит фильм «Фантастические твари и где они обитают», и КиноПоиск публикует разговор с его режиссером, также поставившим последние четыре части поттерианы.
Спин-офф франшизы о Гарри Поттере «Фантастические твари и где они обитают», вольно основанный на хогвартсовском учебнике, появится в российском прокате уже 17 ноября. Фильм рассказывает о приключениях магозоолога Ньюта Скамандера (в российском прокате ставшего Саламандером), который в 1926 году отправляется в Нью-Йорк с чемоданом, полным волшебных существ. Джоан Роулинг лично взялась за написание сценария и планирует проделать то же самое с остальными фильмами франшизы.
Корреспондент КиноПоиска встретился с режиссером Дэвидом Йейтсом в прошлом году на съемочной площадке фильма на студии в Ливсдене. Тогда работа над проектом была в самом разгаре, и над нами стоял студийный цербер, который контролировал, как бы воодушевленный режиссер не сболтнул чего лишнего. Но даже в этих условиях Йейтс успел рассказать КиноПоиску много интересного об американских магах, очаровательных кидалтах и Чарльзе Диккенсе нашего времени.
— В книгах и фильмах о Гарри Поттере действие происходит в закрытом учебном заведении для юных волшебников, и это история до мозга костей английская. Как сильно магический мир поменялся, после того как вы перенесли его в Америку?
— Поменялся сильно, но это ему пошло только на пользу. Тут главное в том, что действие переместилось не только в пространстве, но и во времени, ведь вместо привычных современных реалий перед нами ревущие 1920-е с джазовыми клубами и никем не соблюдаемым сухим законом. В фильме очень четко сохранен дух поттеровских книг, имеются все та же безудержная фантазия Роулинг и ее лингвистическая изобретательность, но совсем другое время и место добавляют миру волшебников новые грани, о существовании которых мы раньше и не мечтали.
В фильме речь идет об организации под названием МАКУСА — Магический Конгресс США, американский эквивалент британского Министерства магии. И вот их мир сосуществует с нашим совсем иначе, чем мы привыкли видеть в книгах и фильмах о Гарри Поттере. Этот материал открывает нам совершенно новые возможности, хотя, казалось бы, мы уже все успели выучить о мире магов, и нас ничем не удивишь. Но не тут-то было.
— Похоже, сейчас вам в ходе промокампании придется доказывать всем, что новая франшиза сильно отличается от старой.
— И это будет нетрудно. «Фантастические твари» выглядят очень свежо и необычно. Это костюмное фэнтези, в котором нет детей. Здесь рассматриваются взрослые темы и решаются взрослые вопросы. Конечно, в последних фильмах о Поттере этого тоже хватало, но все же подростки в числе главных героев придают повествованию совершенно иную динамику. Для этой франшизы Джо создала прекрасных персонажей, которые, с одной стороны, могут показаться довольно архетипичными, а с другой — каждый из нас сможет с легкостью отождествить себя по большому счету с любым из них, что делает их более привлекательными для аудитории. Роулинг все же обладает ценнейшим умением создавать симпатичных героев, которым не будет стыдно сопереживать. Так вот, здесь и вправду нет школы и нет Англии. Это очень американская история, в центр которой мы десантируем всего лишь одного англичанина, Ньюта Скамандера. Этого оказывается достаточно, чтобы создать хаос!
Знаете, когда мне впервые выслали сценарий на ознакомление, я очень нервничал. Отчасти потому, что это спин-офф грандиозной франшизы, к которой ваш покорный слуга тоже худо-бедно приложил руку. И в таком случае совсем не хотелось бы возвращаться к тому, что уже было сделано, входить снова в ту же самую реку. Мне необходимо было двигаться дальше и желательно совсем в другом направлении. А если возвращаться к тому же наследию, надо, чтобы у тебя был серьезный повод для этого.
Повод в виде сценария оказался внушительным аргументом, ведь мне не предлагают топтаться на месте. Речь идет о новом старте практически с чистого листа. Многие из съемочной группы «Гарри Поттера» — от художника-постановщика Стюарта Крейга до специалиста по визуальным эффектам Тима Бёрка — присоединились ко мне в этом проекте с той же самой целью — создать что-то новое на основе чего-то старого и всеми любимого. Мы все считаем, что это никакой не ребут, не парафраз, не шаг назад. Да, это все та же магическая вселенная, но совершенно другая, неизведанная ее часть.
— И все же на этот фильм послушной толпой пойдут все фанаты «Гарри Поттера», который был, как ни крути, образцом семейного кино. Тот факт, что в «Фантастических тварях» нет детей, означает, что это кино не такое уж и семейное?
— В «Пиратах Карибского моря», кажется, тоже нет детей, что не помешало этой франшизе стать безумно популярной именно среди семейной аудитории. «Фантастические твари» — это тоже большое приключение. Здесь есть место всему: веселью, шуткам, ужасу, романтике, трогательности. При этом, несмотря на всю развлекательность, в фильме задаются вопросы вроде: «Каково это, когда с тобой плохо обращаются, обижают, не слышат, бьют?» Еще здесь речь идет об изоляции, одиночестве, попытках наладить связь с обществом и с самим собой. Так что темы, поднимаемые тут, разнообразные, глубокие и во многом европейские, если угодно. Но это все подается в яркой упаковке развлекательного голливудского кино для всех возрастов. Когда я работаю над фильмом, я меньше всего думаю над тем, как его будут продвигать на рынке, планируют ли зазывать семейную аудиторию. Мы, конечно, всем будем рады, приходите на здоровье, но я тут не в праве и не в состоянии навешивать ярлыки.
— Как Эдди Редмэйн справляется с главной ролью в таком большом проекте? Понятно, что он оскаровский лауреат и многое умеет, но все же здесь совсем иной уровень ответственности.
— Он потрясающе одаренный актер, и Ньют из него вышел идеальный. В Эдди удивительным образом сочетаются хрупкость, сила и глубина. К тому же он смешной. А еще — надеюсь, он не обидится на это, но не могу не отметить — он просто одержим деталями и, когда готовится к сцене, желает знать абсолютно все до последней мелочи. И это все очень похоже на Ньюта. Вообще, возвращаясь к вопросу о школьниках, в «Фантастических тварях» все четыре главных героя — они хоть и взрослые, но на самом деле тоже как дети. Они чисты и непорочны, в них нет дерзости и цинизма, и это так свойственно персонажам Джо Роулинг. Даже когда я подбирал актеров на эти роли, я искал больших детей, очаровательных кидалтов. И вот что мне нравится в Ньюте, Тине, Куини и Джейкобе, так это то, что их взрослые проблемы не убивают в них эту подкупающую детскую непосредственность.
— Детей здесь, может, и нет, но нам только что показали интересный реквизит, предназначенный для американского Хогвартса — школы Ильвермони.
— В фильме есть очень короткая сцена, где видно учеников этого заведения, которых отвели на экскурсию в МАКУСА. Это своего рода оммаж беззаботной школьной жизни, только на сей раз в американских реалиях. Ничего особенно важного, просто маленький кивок фанатам поттерианы. Я убежден, что получить удовольствие от «Фантастических тварей» может кто угодно, и необязательно до этого смотреть всего «Гарри Поттера», но для поклонников у нас припасено много приятных отсылок.
— Вам не кажется, что Джоан Роулинг — новый Джордж Лукас? Она тоже с легкостью расширяет свою вселенную и исследует второстепенных персонажей.
— Ха-ха, по-моему, Джо — заложница своего живого воображения. Куда воображение идет, туда и Джо за ним следует послушно и безропотно. Ну а кто бы не следовал, правда же? Это большая, богатая, неисчерпаемая вселенная, расширять которую одно удовольствие. Несколько месяцев назад, еще до начала съемок, Роулинг прислала мне интересный текст со словами: «Это краткая история магии в Америке, всего лишь наброски, чтобы тебе было легче работать. Я накидала это вчера вечером, так что не обессудь, если там все не очень аккуратно». Вчера вечером! Там страница за страницей целая монография, детальная и тщательно продуманная, да к тому же еще и увлекательно написанная, как это обычно бывает у Джо. Не очень аккуратно? Да она издевается! Там в этих набросках материала на три фильма. Она обладает уникальным видением и знанием этого мира, и тем удивительнее, что большая часть этого мира существует только у нее в голове.
Кажется ли мне, что она новый Джордж Лукас? Хм, да она Чарльз Диккенс нашего времени, чего уж мелочиться.
— У студии Warner уже несколько лет назад был проект, который является расширенной до предела версией богатого литературного источника. Это «Хоббит» Питера Джексона. Для вас этот пример был хоть сколько-нибудь показательным?
— Все-таки «Хоббит» — это полноценная книга, с персонажами, с сюжетом и продуманной вселенной. Да, Питеру Джексону пришлось нарастить множество линий и связей между ними, но все же у него в основе была история. У нас же ситуация иная: нам буквально пришлось плясать с чистого листа. Ньют — персонаж, созданный Джо для тоненького хогвартсовского учебника. Там совершенно нет материала даже для короткометражки, не то что для трилогии. Поэтому в нашем проекте из первоисточника остался только этот самый главный персонаж и собственно любимые им уникальные и ужасающие волшебные звери. Все остальное — совершенно новая история, которую Роулинг создала специально для кино. Это ее первый киносценарий, и она проделала впечатляющую работу для дебютанта. Теперь ей предстоит снова взять в руки перо и написать еще два сценария для последующих двух фильмов франшизы. Как минимум двух, а там кто знает (буквально пару недель назад стало известно, что студия уже запланировала пять фильмов — Прим. ред.).
За информацию спасибо сайту https://www.kinopoisk.ru.
Дэвид Йейтс: «Джоан Роулинг — Диккенс нашего времени»
|