Оценить фильм, после которого невозможно не купить абонемент на бокс, мы попросили Андрея Подшибякина, журналиста, владельца рекламного агентства Insight ONE, автора блога «Наблюдатель» и человека, который лично внедрился в бокс и за полгода избавился от 17 кг.
«Левша» (в прокате с 30 июля) начинается с того, чем фильмы про бокс обычно заканчиваются – герой Джилленхола становится абсолютным чемпионом. И в следующие четверть часа теряет все: титул, деньги, семью и самого себя. Классическая драматургия спортивных фильмов, таким образом, выворачивается наизнанку – но это только на первый взгляд. «Андердог» (пользуясь терминологией теоретиков голливудской драматургии) остается «андердогом», снова поднимается к вершине и позволяет зрителю ассоциироваться с собой на уровне «ладно, все мои проблемы по сравнению с неприятностями этого парня – сущая ерунда». Выдавать сюжетные подробности не хочется, но главный посыл «Левши» отлично пересказывает Эминем в песне Phenomenal с соответствующего саундтрека: «Используй свои сомнения в качестве топлива, высуши их, поднеси к ним спичку и взорви все вокруг на хрен» (перевод вольный. – Прим. автора).
За четверть часа боксер теряет все: титул, деньги, семью и самого себя.
Бокс здесь не фон и не средство, которым герой добивается цели, а идеологическая основа происходящего и, опять процитируем теоретиков, «неодушевленный протагонист». Коротко говоря, герой Джилленхола на протяжении всей карьеры ловил удары лицом и выигрывал на чистой агрессии и ярости. Это, кстати говоря, вполне рабочая тактика, но привести она может как раз к тому, к чему приводит в фильме. В результате герою приходится учиться боксу заново – точнее, учиться применять тактику, а не просто бить. «Бокс – это не только кулаки, но и голова», – говорит тренер. Это, конечно, банальность, но «Левша» как раз иллюстрирует, почему от частого повторения истина ничего не теряет. «Левша», кстати, никакой не левша: имеется в виду смена в бою левосторонней стойки (ей пользуются правши) на правостороннюю (соответственно, наоборот). Такие вещи требуют ясной головы и безупречной координации – в ярости не до смены стойки. И фильм, он об этом: ярость мало кого доводит до добра.
Герою приходится учиться боксу заново – точнее, учиться применять тактику, а не просто бить.
Ни на каких реальных событиях происходящее не основано, и это очень грамотное решение. Билли Хоуп (так зовут героя) не тянет за собой исторических параллелей и неизбежного нытья поклонников о том, что «на самом деле все было не так». Хоуп – идеальная оболочка для зрительского «я»; он не персонаж, а юнгианский архетип анимус. Без подпитки яростью он превращается в зомби, неспособного испытывать никакой эмпатии. Даже физическая форма Джилленхола играет на это сравнение – он нечеловечески сухой, перевит толстенными венами и больше похож не на боксера, а на инопланетного берсерка из каких-нибудь «Стражей Галактики».
Непонятно, кем нужно быть, чтобы после финальных титров «Левши» не захотеть купить абонемент на бокс.
Вполне реальный чемпион Шугар Рэй Робинсон, как известно, говорил: «Неважно, сколько человек ты отправил в нокдаун – важно, сколько раз ты сам из нокдауна поднялся» (сам он поднимался, пока был в сознании). «Левша», в широком смысле, как раз об этом (как, в сущности, и девяносто процентов голливудского кино). Важный нюанс: Билли Хоуп из экзистенциального нокдауна никогда бы не поднялся без помощи тренера (в первую очередь психологической – но хорошие тренеры всегда психологи). То есть таланта, бури и натиска не всегда достаточно – часто нужен учитель Йода. Даже если он принимает форму огромного одноглазого Фореста Уайтекера.
В качестве постскриптума нельзя не заметить: непонятно, кем нужно быть, чтобы после финальных титров «Левши» не захотеть купить абонемент на бокс. Там, правда, выяснится, что в жизни все немного иначе, чем в построениях голливудских драматургов.
3 лучших фильма про бокс: «В порту» (1954) Молодой Марлон Брандо играет грузчика, мечтающего стать профессиональным боксером. Стечение обстоятельств приводит его к конфликту с коррумпированным профсоюзным боссом Дружелюбным Джонни и к необходимости участвовать в подпольных боях. Брандо при этом в такой физической форме, что хоть сейчас на натуральный ринг.
«Рокки» (1976) Комментарии здесь, что называется, излишни. Напомним только о великой сцене, где Сталлоне отрабатывает удары на замороженных говяжьих тушах – с тех пор ее десятки раз цитировали, пародировали и просто крали. Три «Оскара».
«Ураган» (1999) История чернокожего боксера Рубина «Урагана» Картера, несправедливо осужденного на три пожизненных срока, примечательна двумя вещами. Первая – довольно великая песня Боба Дилана Hurricane в саундтреке. Вторая – состояние, в которое Дэнзел Вашингтон привел себя тренировками. Даже по тому, как он стоит в стойке, видно, насколько это опасный боец.
За информацию спасибо сайту http://www.gq.ru.
Несколько вещей, которым учит «Левша» с Джейком Джилленхолом и Ритой Ора
|