31-го июля в прокат вышла самая хулиганская и отвязная из всех экранизаций комиксов Marvel «Стражи Галактики». История банды неудачников, состоящей из генетически модифицированного енота, сообразительного дерева, космического пирата в кожанке, зеленой женщины и рестлера уже в первый день проката стала самым успешным оригинальным проектом Marvel в России, а также вернула комиксам право быть простыми и глупыми. Как это удалось, мы узнали у режиссера фильма Джеймса Ганна, с которым мы поговорили об истории проекта, кастинге, фанатах комиксов, видеоиграх, «Мстителях» и грустных енотах.
Как вы относились к продукции Marvel до того, как стали работать над проектом?
Я большой фанат всех фильмов Marvel. Сейчас я стал реже ходить в кино частично из-за того, что сам стал работать в индустрии, и кино, конечно, стало для меня чем-то обыденным, а частично потому, что у тебя есть огромная домашняя развлекательная система и тому подобные штуки. Но раньше я не пропускал ни одного фильма. Хотя много лет с тех пор прошло.
Что особенного вы нашли в «Стражах Галактики», из-за чего вы решили воплотить в жизнь эту историю?
Когда я впервые встретился с Кевином Фэйджем, Джереми Лэтчем и Джонатаном Шварцем, они преподнесли мне «Стражей Галактики» как нечто, чем я непременно должен был заинтересоваться. Сначала я не был уверен на этот счет, но потом я немного пораскинул мозгами и практически сразу увидел фильм у себя в голове. Просто начал писать о том, как я вижу этот фильм, какими были бы образы, на что это было бы похоже, в каком стиле были бы выполнены перестрелки. Я написал десять страниц и отослал их ребятам в тот же день. Именно в этот момент все завертелось вокруг меня как вокруг того парня, который будет руководить фильмом.
В процессе написания сценария вы черпали вдохновение в какой-то определенной серии комиксов?
Ну конечно. Продолжение истории «Стражей Галактики» Дэна Абнетта и Энди Ланнинга ближе всего по духу к тому, что мы делаем в фильме. Прежде всего, мы используем персонажей, основанных на тех, что использовали Абнетт и Ланнинг, в их стилистике есть что-то комическое, но вместе с тем иногда мрачное и двусмысленное; что-то большое, но одновременно легкое. Очень интересная смесь оттенков, и именно это мы делаем с фильмом.
Эти персонажи раньше не были представлены в киновселенной Marvel, чувствуете ли вы, что преподносите публике нечто особенное?
Я думаю, что, когда ты делаешь фильм о супергерое, который не Человек-паук, не Супермэн и не Бэтмэн, оно всегда немного особенное. Когда в кино впервые вышел «Железный человек», аудитория комиксов о Железном человеке была тысяч двадцать. Если бы эти двадцать тысяч были единственными, кто пришел в кино, то фильм просто-напросто не окупился бы. Так что в действительности речь идет о создании чего-то, что привлечет много людей, даже если это что-то заранее не известно широкой аудитории.
Как вы думаете, тот факт, что персонажи не очень известны, дает вам больше свободы?
Я думаю, «Стражи Галактики» дают мне больше свободы просто потому, что у них нет так много оголтелых фанатов, сколько их было, скажем, у «Мстителей». Так что я мог додумывать своих «Стражей» куда свободнее, чем могли это делать создатели «Мстителей». Не только из-за фанатов, конечно. Дело еще и в том, что по «Стражам» было создано не так много комиксов, в то время как про «Мстителей» их больше пятисот, и люди, безусловно, оглядываются на них во время просмотра фильма. У каждого ведь свое ощущение того, о чем должна быть история.
Вам понравилось, как шла работа над фильмом?
Да, мне очень повезло. Должен признать, на протяжении своей карьеры очень, ну очень редко то, что я написал, превращалось в нечто более глобальное, чем то, что было у меня в голове. Но благодаря Бэну Дэвису, нашему оператору, и Чарли Вуду, нашему художнику-постановщику удалось создать даже нечто более грандиозное, чем я воображал, а я обычно мыслю вещами довольно грандиозными. Некоторые персонажи получились намного лучше, чем я думал. Герой Бенисио Дель Торо, например, или даже небольшие персонажи вроде заключенного со шрамом на лице, такого крутого на экране, но едва упоминавшегося в комиксе. Потом еще такие парни, как Дэйв Батиста в роли Дракса. У меня ни разу и мысли такой не было – отдать эту роль кому-то кроме Дэйва. Он способен передать эмоциональные, комические, физические стороны этого персонажа, разговаривая при этом, как шекспировский шут. К тому же он огромный лысый парень, а это немаловажно.
О чем вы подумали, впервые оказавшись на съемочной площадке?
С самого начала главной движущей силой для меня была возможность создать красочный мир, при этом максимально приближенный к реальности. Каждый год выпускается множество научно-фантастических фильмов, но я думаю, что с выходом в прокат «Кровавого гонщика» в 80-х годах мир научно-фантастического кино изменился и стал намного мрачнее. Тогда это было круто, но мне не хватает красок фильмов 50-х – 60-х годов, в которых все кажется намного ярче. Для нас было очень важно переплести различные взгляды прошлого и создать свое собственное видение с самого начала. Так что было приятно наблюдать, как это воплощается в жизнь. Мы пообщались с Чарли Вудом, выяснили, в каком ключе мыслит каждый из нас и каким, собственно, должен быть этот фильм, и, мне кажется, у нас получилось.
Что было самым сложным в соединении всех этих разных миров?
Шаткое равновесие этого фильма зиждется не на том, что мы перекинули мосты между всеми мирами. Нас интересует как таковой процесс передвижения из одной точки в другую. Комичность некоторых эпизодов буквально основана на различии локаций, в перемещении из одного большого пространства в другое есть что-то отчасти близкое аудитории. В частности, если ты так же много играешь в видеоигры, как я. Тонкость здесь в постоянном балансе между комедией, драмой и действием, в поиске правильной пропорции для всех этих вещей. А вообще, для меня это больше приключенческий фильм. Вот так-то. Но в нем чертовски много комичного и очень много трагичного. Я не думаю, что кто-нибудь подозревает о драматическом аспекте этого фильма, и они будут сильно удивлены.
Была ли у вас цель сохранить фильм приближенным к реальности, несмотря на его космические масштабы?
Однозначно. Нужно было создать фильм с говорящим енотом, а если бы говорящий енот существовал, то как именно он бы существовал? Что должно было произойти такого, что заставило бы говорящего енота существовать? Вот так у нас все и началось с Ракетой. Ракета не самый удачливый парень на земле; это печальное маленькое уродливое существо, которое разрывается на части, а потом опять собирается воедино; у него в жизни было много боли, так что я думаю, это вполне земное существо, а потому он и сердце всего фильма. Во многих смыслах.
Расскажите поподробней о членах команды Стражей.
Сначала мы сталкиваемся с Питером Квиллом. Мы узнаем его очень рано, еще маленьким мальчиком, потерявшим мать. Мы что-то чувствуем, потому что он кажется нам славным ребенком у которого в жизни сейчас не самые лучшие времена. Его похищают инопланетяне. В следующий раз мы встречаем его 26 лет спустя и теперь это уже не такой славный парень: он ворует, увлекается симпатичными инопланетянками, но и по отношению к ним не очень-то мил. Этому парню пришлось много узнать и об окружающей действительности, и о себе самом. Он встречается с Гаморой, дочерью Танаса, и она злющая настолько, насколько это возможно, но в некоторых ситуациях становится, наверное, самым положительным персонажем, так как с самого начала фильма она – единственная, кто всегда старается сделать что-то хорошее. Гамора пришла из мира убийц, и так уж сложилось, что сострадание – не то, чему ее научил этот мир, не говоря уже о правилах хорошего тона. И вот, Питер и Гамора встречаются с Ракетой, маленьким Енотом, обычным наемным убийцей, заботящимся исключительно о собственной выгоде и добрым только по отношению к Груту, говорящему дереву, единственному, кто был с ним мил. Грут – это что-то вроде большого старого песика. Он мускулистый; очень суровый, но этим он определенно нас к себе и располагает. Он видится зрителю немного глупым, но потом он начинает управлять космическим кораблем, так что он умнее, чем кажется. А потом все они встречают Дракса, который в каком-то смысле хуже их всех вместе взятых, но он так поступает, потому что жаждет мести за убитых жену и дочь. Дракс ужасно напыщенный, жестокий и самодовольный. Так что в итоге мы имеем всех этих созданий, собравшихся со всех уголков галактики, которые, общаясь друг с другом, впервые за всю жизнь учатся заботиться о чем-то большем, чем их личные интересы. Давайте поговорим о злодеях и о том, как Небула соотносится с Гаморой.
Окей. Давайте посмотрим под другим углом. Есть плохие ребята – это Кора, Ронан и Небула. И Гамора, которая тоже начинала вместе с ними. Они такое небольшое больное общество. Небула – сестра Гаморы. Она очевидно нелюбимый ребенок в семье, второй сорт, так сказать. Потому что Гамора – хорошая девочка, которая все делает правильно, а Небула – что-то вроде изгоя. К ней есть целый ряд вопросов. Потом есть еще Ронан. Он классический отрицательный персонаж, потому что Ронан – конченый социофоб, получающий удовольствие от чужой боли, и вообще о нем ничего хорошего сказать нельзя в контексте этого фильма.
Каково было заполучить в свой проект таких первоклассных актеров?
Потрясающе круто! Крис Прэтт великолепен, я и подумать не мог, что мы сможем найти настолько правильного парня. Мы рассматривали множество вариантов до того, как выбрали Криса. И вдруг БАХ! Спустя минуту после прослушивания я понял - это он. Было здорово видеть Майкла Рукера в роли Йонду, так как это мой хороший друг, и он снимался во всех моих фильмах. Я написал для него роль и не был окончательно уверен, стоит ли впихивать ее в сценарий и заставлять Майкла ее сыграть, но он это сделал, и я счастлив, что он был с нами. Бенисио Дель Торо вообще один из моих любимых актеров, и было здорово заполучить его для роли Коллекционера. То же самое с Гленн Клоуз и Джоном Си Рэйли. Я их давний поклонник, поэтому они и появились в фильме. Никогда до этого с ними не встречался.
Как произошло, что роль Гаморы получила Зои Салдана?
Зои многое привнесла в свою роль, намного больше кого бы то ни было из состава исполнителей. Она довольно быстро подписала контракт, и мы вместе пытались придумать, как сделать ее персонаж, такую суровую леди, одновременно крайне ущербную и закомплексованную. Женские персонажи в кино, придуманные мужчинами, часто являются пустыми героями, без всякого намека на какую-либо другую оригинальную характеристику, кроме гендерного признака. Взять хотя бы сегодняшние комедии – в них мы находим массу интересных мужских персонажей, а когда дело доходит до женских, то мы видим лишь объект желания, не имеющий собственного лица. Либо бывают еще эти сильные женщины, которые слишком женщины, которые слишком идеальны, чтобы описать словами, и их основная задача в том, чтобы быть сильными. В этом тоже есть что-то безликое. Часто это становится эталоном, и мне обидно, что это так. Уникальность Гаморы в том, что она сильная женщина, у нее есть личность. Зои в каком-то смысле сделала свою героиню совершенно бесстрашной, потому что у нее нет этого гипертрофированного желания нравиться каждую секунду. В Голливуде полно актеров, которые сами хотят нравиться зрителю и хотят, чтобы зрителю нравился их персонаж. Гамора благородна, у нее есть определенные слабости, но на самом деле она не такая крутая, какой может показаться сначала.
Актеры кажутся искренне заинтересованными в своих ролях, начиная с Криса Прэтта, который привел себя в соответствующую форму, заканчивая побрившейся налысо Карен Гиллан. Что вы на это скажете?
Когда Карен Гиллан побрила голову, это было нечто! Мы общались со многими претендентками на роль Небулы, но они все сливались из-за того, что даже не рассматривали возможность побриться налысо. Потом я увидел Карен на прослушивании в Лондоне. Я смотрел «Доктора Кто», так что мне было интересно попробовать ее на эту роль, хотя здесь я не считал ее достаточно уместной, потому что в «Докторе Кто» она настоящая «тёлка». Когда я увидел ее на прослушивании, я сразу понял, что это высококвалифицированная актриса. Она вошла, и сразу стало понятно, что это лучшая претендентка из всех, и я влюбился в нее. Я люблю ее как человека, но когда я смотрю на экран, я вижу, как эта девушка из Хэллоу Китти превращается в Клинта Иствуда.
Насколько важна музыка в этом фильме?
Один из ключевых моментов во всей истории – тот факт, что Квиллу от матери, еще до ее смерти, достались ее музыкальные кассеты. Она любила песни 70-х годов, и это единственное, что ему осталось на память о его доме на планете Земля. Он использует эту запись для того, чтобы не терять связи со своим прошлым и для поддержания тяжелого чувства потерянности и покинутости. Вместе с тем, для аудитории это как ниточка, соединяющая такую чужую вселенную с чем-то очень родным, очень современным и очень актуальным. И это то, чем наш фильм отличается от прочего кино про космические приключения – все происходящее здесь очень близко нашему времени. Музыка играет огромную роль в процессе возвращения к чему-то, что мы давно знаем и хорошо понимаем. Мы заранее проделали большой труд с Тайлером Бэйтсом, нашим композитором, с которым у нас уже было 3 фильма. Мы записали музыкальное сопровождение раньше времени, так что у меня была возможность использовать наши записи на съемочной площадке во время эмоционально сильных эпизодов, а актеры на чувственном уровне реально могли понимать, в какую сторону двигаться. Приятно осознавать, что кто-то с тобой на одной волне, к тому же это делает съемки намного интереснее.
Поговорим о работе каскадеров. Какую часть трюков актеры выполняют сами?
Крис Прэтт, например, имеет оригинальный стиль движения, и он, мне кажется, намного больше походит на Квилла, чем любой каскадер. Даже несмотря на то, что он проводит в маске чертовски много времени, я все равно предпочитаю одевать маску на Криса. Дэйв Батиста несомненно здоровый мужик; он бывший рэстлер и вообще сам может делать много разных штук, этого у него не отнять. Зои – балерина, так что двигается она с определенной долей изящества. У нас была потрясающая дублерша Зои, ведь, в конце концов, что-то она все-таки делать не умеет. Поэтому самое важное здесь – адекватное распределение работы между актерами и каскадерами. А люди постоянно так и норовят переоценить самостоятельность актеров в отношении трюков. У нас талантливейшая команда каскадеров, и я ничего такого не имею в виду, но есть определенные моменты, когда важно сфокусироваться на движении самих актеров.
Объясните, как связаны между собой «Мстители» и «Стражи».
Мы видим Танаса в конце «Мстителей», а потом Танас уже главарь нашей банды плохих парней, и мы встречаем его несколько раз. В этом плане он имеет большую ценность в нашем мире, и к тому же он единственный, кто постоянно пытается произвести впечатление.
Как вы соединяли реальные сцены и компьютерную графику?
Когда люди видят компьютерную картинку, она порой и выглядит как компьютерная картинка, а когда они видят реальную сцену, это зачастую смотрится дешево. Но объединив обе эти картинки, и добавив кое-что еще, мы можем «обхитрить» публику, направляя ее в определенную сторону. Мы достигаем этого эффекта иногда даже при помощи грима. Саккаранцы, наши плохие солдаты в фильме, это частично вершина протезных технологий, при том, что лица у них зеленые, и это уже визуальный эффект. Но мы соединили эти две вещи так, что никто точно не узнает, как именно мы это сделали. Если мы, конечно, все сделали правильно.
Как проходил кастинг по озвучке Ракеты и Грута, и почему вы выбрали Брэдли Купера и Вина Дизеля?
Мы прослушали немало людей на роль Ракеты, и все они были либо слишком мультяшными, либо не могли выключить драматическую нотку. Мы прослушали много обычных актеров, знаменитых и не очень, и они зачастую не могли отойти от комедийного образа. Брэдли смог создать персонаж одновременно комичный и трагичный, настоящий и уникальный. С тех пор, как он заинтересовался этой ролью и я услышал Ракету в его исполнении, я твердо верил, что он тот, кто нам нужен. Насколько я могу судить, Вин внес свою лепту в проект, не меньшую, чем остальные исполнители. С помощью горстки строк и сотен похрюкиваний и ворчаний он создает совершенно инопланетного персонажа. Я не могу вообразить никого, способного так умело уравновешивать грубость и равнодушие, как Вин – и в этом подлинная сущность Грута. Иногда я вижу Грута на экране, и, даже если я стою рядом с Вином на протяжении всей записи, я не могу поверить, что этот голос производит живой человек. Он действительно озвучивает персонажа каким-то сверхъестественным образом.
Расскажите о том, как сложился окончательный образ Ракеты и Грута.
Ракета и Грут – чистейшей воды визуальная иллюзия, и мы ужасно долго придумывали, как они будут выглядеть и двигаться. Здесь важно то, как их движения изображают актеры, которых мы нашли. Ракете многое досталось от Брэдли Купера, но огромное влияние также оказал мой брат Син, который играл Ракету на съемочной площадке. Я тоже внес свою лепту, потому что я единственный, кто говорил аниматорам, что делать, хотя несомненно, каждый аниматор подарил движениям Ракеты часть своей личности.
Каково ваше общее впечатление от работы над этим фильмом?
Для меня все прошло гладко. Меня удивило, какой огромный простор для творчества предоставил мне Марвел. Я был совершенно поглощен процессом. Честно говоря, я просто не мог представить лучшей команды, чем ту, которая собралась вокруг меня, с точки зрения актерского состава, съемочной группы и вообще всех тех, кто был рядом и помогал, находясь за кадром. Именно эти люди создали фильм, и именно они находились на съемочной площадке с 7 утра, еще до того, как туда приходил я, и оставались там до ночи, после моего ухода, помогая создавать фильм. Я им невероятно признателен, и я счастлив, что вокруг меня были такие замечательные люди.
Какой реакции на фильм вы ждете от аудитории?
Я бы хотел, чтобы эта картина произвела на аудиторию впечатление, подобное моим впечатлениям от кино в детстве. Речь идет не о том, что это фильм исключительно для детей. Он для взрослых и вообще для всех. Я бы хотел, чтобы каждый, кто пришел в кинотеатр, почувствовал немного волшебства, немного надежды. Это фильм о кучке неудачников, которые думали, что они злые, но по ходу дела поняли, что они добрые. Самое замечательное, на что я мог бы надеяться, это что люди пойдут в кино и вдруг осознают, что они такие же, как эти герои, и смогут увидеть что-нибудь хорошее и доброе в себе.
За информацию спасибо сайту http://kino-teatr.ru.
Джеймс Ганн: «Мы перекинули мосты между всеми мирами»
|