Яркий блеск Голливуда превратил множество молодых звезд в вечных детей. Но в свои двадцать Дакота Фаннинг с вдохновляющей зрелостью и уравновешенностью справилась со звездностью. И вот как она это сделала.
Дакоте Фаннинг было всего пять лет и жила она с родителями и годовалой сестрой в небольшом городке Коньерс, Джорджия, когда у актрисы и ее матери состоялся откровенный разговор о карьерном пути начинающей кинозвезды. В конце концов они пришли к тому, что сама девушка называет обоюдным решением: переехать из их дома в двадцати милях к юго-востоку от Атланты — где они были частью обширного спортивного клана и практиковали южный баптизм — в Лос-Анджелес, где единственными вещами, которым кто-либо поклоняется, являются известность и показатели бокс-офисов. Там Фаннинг могла увидеть, может ли она развить тот успех, которого добилась, будучи выдающейся в местном театре.
Это могло бы показаться немного неправдоподобным, если бы не исходило от Фаннинг, которая является живой, уверенной в себе и, видимо, довольно цельной двадцатилетней девушкой, несмотря на то, что росла она на больших и маленьких экранах. Кто в пять лет может методично продвигаться к своей цели? Конечно, родители подтолкнули ее к этому, по крайней мере, подсознательно? Ее мать Джой бывшая профессиональная теннисистка, которая позднее специализировалась на фэшн-мерчандайзинге и, по словам Дакоты, бросила все ради своей дочери. Отец девушки Стивен является бывшим бейсболистом Низшей лиги. Так, по крайней мере издалека, они, кажется отвечают всем требованиям этого клише: воплощать свои амбиции через собственных детей, потому что в семье теперь есть две звезды: Дакота и ее младшая сестра-модница Эль [которая этим летом появлялась в «Малефисенте»].
Но нет, Дакота настаивает даже немного нетерпеливо, что в основном это была ее идея. «Это трудно объяснить тому, кто не знал меня в детстве, — говорит девушка, глядя мне прямо в глаза. — Даже прежде чем я начала работать — когда мне было два, три, четыре, пять лет, — я была исключительно зрелым ребенком. И поэтому мы с мамой были в состоянии разговаривать так: «Ты хочешь поехать в Калифорнию и пройти прослушивания для рекламных роликов и сериалов? Это то, чего ты хочешь?». И я отвечала: «Да, давай попробуем». Я встретился с Дакотой в одном из ее любимых ресторанов «Lovely Day» в нескольких кварталах от Нью-Йоркского университета, где она посещает Школу Галлатина. Девушка приехала рано и уже знает, чего хочет: овощные клецки и неочищенный рис. Я провел детальное изучение Дакоты за последние пару недель, посмотрев некоторые из 26 художественных фильмов, над которыми она работала [в дополнение к сериалам, короткометражкам, озвучиванию видеоигр], был поражен ее сверхъестественным достоинством и изяществом. Стоит только вспомнить, как в 2000 году она сыграла Люси Даймонд Доусон в картине «Я – Сэм», что также стало поворотным моментом в ее звездной карьере в возрасте шести лет. Но в этой девушке также есть некая сдержанность, настороженность в светящихся глазах, которые позволяют сравнивать актрису с Бетт Дэвис; глазах, которые сделали ее похожей на «взрослую душу» для Стивена Спилберга, в 2005 году снявшего актрису в фильме «Война миров».
Когда Фаннинг сидит напротив меня, нервно делая наброски на красном бумажном конверте, в котором прибыли ее палочки для еды, ее поведение не «залакировано». Что удивительно, она звонко болтает и смеется. Смех актрисы разнообразен и удивительно выразителен, почти как самостоятельный язык, от скептического хихиканья до полноценного хохота. Я слышу один из последних, когда упоминаю о сравнении Бетт Дэвис; Дакота поднимает подбородок, вытягивает лицо, а ее глаза горят безумным впечатлением от легенды экрана. Для актрисы, которая стремится избежать комедийности на экране, это поразительно забавно.
Келли Райхардт, режиссер «Ночных движений», темного, скромного инди-фильма о молодых эко-террористах, в котором играли Дакота Фаннинг и Джесси Айзенберг, всегда предполагает худшее. «Я всегда волнуюсь из-за фильмов подобного рода, потому что у нас нет множества стилистов или средств, способных завлечь кого-то», — говорит режиссер. Съемки фильма проходили в штате Орегон, и Райхардт вместе с командой остановилась в гостинице «Comfort Inn», рядом с которой проходит скоростная автомагистраль в Медфорд. Она намеревалась поселить Фаннинг в более живописном городке Эшфорд и арендовать ей автомобиль. Но Дакота сказала, что не нуждается в автомобиле и вместе со всеми переехала в «Comfort Inn». «Мы много работали, и поздно вечером я видела, как Дакота идет к «Taco Bell».
Райхардт предполагает, что «должно быть, в какой-то момент она приняла решение оставаться на связи с большой черной дырой жизненных неудобств. Мы ничего не могли сделать для нее. Она не позволяла баловать себя». А это значит, что когда их персонажи должны были погрузить в лодку 150-фунтовые мешки с нитратом аммония, Фаннинг и Айзенберг действительно грузили 150-фунтовые мешки, наполненные аммиачной селитрой, не обращая внимания на то, что это вызывает сыпь. «Дакоте это очень понравилось», — говорит режиссер. [Айзенберг тем временем думал, что они могли бы притвориться: «Серьезно? Это же фильм!»].
Может быть, именно эта связь с повседневностью уберегла Фаннинг от превращения в другую сторону медали под названием «бывший-ребенок-звезда». Вы могли бы назвать ее анти-Линдси Лохан или не-Аманда Байнс, она едва ли не допостмодернистская знаменитость без заметной склонности к эксгибиционизму или саморазрушению. У Фаннинг есть молодой человек Джейми Страчан, он британская модель, а также на 12 лет старше актрисы. И если вы очень сильно хотите поскучать, то введите в «Google» запрос: «Бойфренд Дакоты Фаннинг» и увидите бесконечную вереницу фотографий держащейся за руки парочки на улицах Манхэттена. Начало и конец любых откровений о личной жизни. «Я не собираюсь выставлять свою личную жизнь на обозрение общественности, — говорит девушка. — Если вы решите поступить так же, то это не так уж и трудно сделать».
По словам Дакоты Фаннинг, тот факт, что она не делает этого, связан с тем, как она была воспитана. «Это очень интересно, когда ты растешь с наполовину-южным и наполовину-калифорнийским мышлением, — говорит актриса. — Ты ходишь в среднюю школу ЛА, живешь в Нью-Йорке и собираешься в Нью-Йоркский университет, но при этом имеешь очень традиционную семью. Я верю своей семье во всем, особенно маме». Такое сочетание также помогло Фаннинг изолировать себя от лихорадочных ожиданий собственных поклонников. Как выразилась девушка: «Я очень счастлива, что вам понравилось наблюдать за тем, как я расту. Это круто», но «потому что люди видели, как я расту, существует это странное чувство вовлеченности, которое они ощущают в отношении меня, и это... трудно. Потому что это не реально, а находится только в их умах».
Родителей актрисы осуждали за противоречивую роль дочери в фильме «Затравленная», в котором Фаннинг сыграла дерзкую, наивную, независимую деревенскую девочку, изнасилованную доставщиком молока. Критика — «Как можно было очаровательную малышку из «Я – Сэм» поставить в такое положение?» — в сущности, только доказывала, «почему этот фильм должен был быть сделан», — говорит Фаннинг. Негативное отношение заставляло актрису чувствовать себя так, словно, освещая травму, которую получают миллионы девочек, она сделала что-то не так. «Это то, о чем фильм и за что она чувствовала себя ответственной. Где-то существует реальная маленькая девочка, с которой это происходит прямо сейчас». Реакция на фильм стала переломным моментом, заставляющим актрису ответить на вопрос: «Ты живешь, чтобы сделать себя счастливой, или ты живешь, чтобы осчастливить других людей?». Девушка отмечает, что все эти назойливые обвинения были «очень, очень огорчающими» для ее матери.
Тем не менее, наличие покровительственного отношения ее поклонников в определенных пределах понятно. Фаннинг выросла в кинофильмах и стала как младшая двоюродная сестра, которую мы видим каждый День Благодарения, зафиксировавшаяся в нашем сознании где-то между «не совсем подросток» и «не вполне взрослый». Поэтому когда люди встречаются с ней, то часто восклицают: «Ты такая высокая!», на что девушка закатывает глаза. «На самом деле я не такая уж высокая», всего пять футов и четыре дюйма [п.п: 163 см], и хотя сегодня девушка на достаточно высоких каблуках, ее брюки сильно подвернуты. «Но по сравнению с детским периодом да!» — с саркастическим ликованием смеется Фаннинг. «Мне кажется, что в один прекрасный день я буду замужем и беременна, а люди все равно будут мне говорить: «О, мой Бог, ты такая высокая!».
«Люди не знают меня так, как они думают, что знают, — продолжает актриса. — Я пойду по улице, и кто-то скажет «Привет», и я отвечу «О, привет!». И я подумаю, что должна знать человека, раз он поздоровался, но потом понимаю, что не знаю». Девушка смеется. «По большей части люди приятны и почтительны. Но иногда... Однажды я сидела в такой же кабинке, и ко мне подсела девушка». Фаннинг указывает на сиденье жестом, который обозначает, что сели буквально в дюйме от нее. Актриса хихикает от нелепости ситуации. «Я действительно являюсь ценителем личного пространства».
Я спрашиваю Дакоту о том, что произошло дальше. «Она сказала: «Это ты? Или ты просто на нее похожа?», я ем свои блины и говорю что-то вроде: «Э-э, я это она?», — хихиканье актрисы сейчас почти визг. — Я говорю: «Ты можешь просто встать? Я скажу то, что ты хочешь!». И все же девушка добавляет: «Так же как это было неудобно — я никогда не могла предположить, что буду делать нечто подобное — мне понравилось получить подобный опыт. Кем является особа, которая пришла и села в кабинку незнакомца? Это мне было очень интересно».
В некоторой степени сестры Фаннинг — очень нетрадиционный результат самого обычного родительского импульса. И, как ни странно, все прошло успешно. «Если бы мы были теннисистками, то наша мама делала бы все то же самое, — говорит Дакота. — Я знаю, что она тайно смотрит теннис и думает: «О, мне жаль, что они не мои дочери». Но у меня не было таланта».
Для справки: шестнадцатилетняя Эль занимается балетом и является более спортивной из них двоих. «У меня просто отсутствует стремление к атлетике, которое является важной составляющей, — говорит Дакота. — Но в том, что я делаю, у меня проявляются та спортивная озабоченность и трудовая дисциплина».
Если считать, что все люди живут в воображаемом мире, в мире наблюдаемом, то сама актриса характеризует себя так: «Я определенно нахожусь в своей собственной голове, — отмечает девушка. — Я наблюдатель».
Дакота также в высшей степени сосредоточенная, но это, вероятно, само собой разумеется. «Дакота действительно самоопределяющийся человек, — говорит Райхардт, которая была убеждена утвердить Фаннинг на роль в «Ночных движениях» несмотря на отговорки, что актриса слишком молода для этой роли. — Она сказала мне: «Я не слишком молода, это моя роль».
Именно поэтому режиссер считает совершенно правдоподобным, что в пять лет Фаннинг сказала родителям, что они должны переехать в ЛА. Или что она начала читать в два, пропустила детский сад и пошла прямо в первый класс, а также была крошечной, но интенсивной звездой в шесть. Когда называющей себя неатлетичной Фаннинг было восемь, в фильме «Гнев» с Дензелом Вашингтоном она играла соревнующуюся пловчиху и заставила себя выиграть в гонке против актеров массовки, которые были действительно конкурентоспособными пловцами. Она также успешно справилась с юношеским состязанием в популярности в своей средней школе «North Hollywood», несмотря на годы обучения на съемочной площадке. С самого начала все началось не очень гладко [когда она приносила свои книги в школу в странного вида рюкзаке на колесиках], но вскоре Фаннинг была чирлидером, а затем и возвращающейся из отлучки королевой, которая отправляется на выпускной со стайкой подружек. Перед нашей встречей я посмотрел заключительный фильм Сумеречной саги — возможно, последний смертный на Земле, сделавший это, может быть, самый старый, — в котором Фаннинг играет Джейн — злобного, пугающего и не терпящего возражений вампира. Исходя из моих Фаннинг-исследований, я шучу, что она мало чем отличается от получеловека-полувампира, который рождается к концу фильма у Кристен Стюарт. Фаннинг настороженно смеется. Ладно, может, и нет. Но у скользких двадцатилетних людей есть Стивен Спилберг в роли их карьерного раввина?
Этой осенью Фаннинг снималась в фильме «Последний из Робин Гудов», играя начинающуюся шестнадцатилетнюю актрису Беверли Одланд в «преклонные годы» старой голливудской системы. [Интересно, что фильм был снят в Атланте, так что у актрисы была возможность увидеть «дом» и родственников впервые за семь лет]. Частично фильм основан на реальных событиях, частично на книге о большой любви, которая была написана одноногой хористкой, матерью Беверли по имени Флоренс, которая в конце 50-х, в сущности, свела свою дочь с энергичным, но испорченным запрещенными препаратами Эрролом Флинном в исполнении Кевина Клайна. «Одной из вещей, которые делают фильм приятным, является то, что Дакота не предстает в образе Лолиты, — говорит Сьюзан Сарандон, играющая Флоренс. — Я не знаю, является ли здесь уместным слово «зрелость», но она явно придает Беверли определенное изящество».
Фаннинг быстро находит различия между Флоренс и своей собственной матерью. Джой, по меньшей мере, защищает обеих своих дочерей. Она преподала им ценность частной жизни, ни одной из них не разрешалось быть на «Facebook'e». В результате чего Дакота считает чрезмерное распространение о своей личной жизни озадачивающим. «Любой части шоу-бизнеса только на пользу небольшая таинственность. Об этом и снимают фильмы».
Также Джой была иной в другом очень важном аспекте. В то время как она поощряла своих детей, женщина никогда не давила на них. «Моя мама понимала, что у меня был потенциал, я могла сделать более масштабные вещи, чем те, к которым она привыкла в своей жизни. И она признала, что в Эль было то же самое. Когда она решилась на первый шаг и переехала со мной в Лос-Анджелес, то тем самым отказалась от собственной мечты. Она начала все с нуля в том месте, в котором прежде не могла представить свою жизнь. Для человека, который жил в 20 минутах езды на юг от Атланты, Лос-Анджелесе — это примерно то же самое, что Африка». [Райхардт сказала, что ее первой мыслью при встрече с Джой было: «Выглядит как Джун Картер Кэш»]
А хотела бы Дакота, чтобы ее собственные дети были актерами? «Единственная причина, по которой я не хотела бы этого, заключается в том, что я знаю, сколько трудов это потребовало от моей мамы: возить меня на прослушивания каждый день по всему городу, убедиться, что я ношу правильную одежду, — говорит актриса. — Сейчас я та, кто я есть, только потому, что моя мама поместила в меня ту энергию, удостоверяясь, что я не схожу с ума и что люди не обманывают меня. Я планирую наличие собственной карьеры, поэтому мне не хотелось бы, чтобы мои дети были актерами, если я не смогу посвятить им это время».
Возможно, нет. Но может быть девушка просто еще слишком молода для того, чтобы выяснить, что ее дети так сильно хотят стать актерами, что она ничего не может с этим поделать. Как и любой в ее возрасте — несмотря на то, что ее карьера началась гораздо раньше, чем у большинства сверстников — актриса все еще пытается выяснить, что может преподнести ей, казалось бы, безграничное будущее. Фаннинг решила поступить в «Gallatin», потому что это позволяет ей самостоятельное обучение, пока она работает. Гибкость школы позволяет девушке исследовать то, что ее интересует. [Сюрприз: Дакота даже в колледже вечный двигатель]. Основным направлением актрисы является исследование женщин в индустрии развлечений. Когда я говорю, что мне это кажется довольно интересным, Фаннинг соглашается. «Очевидно, что я женщина в кино, в части этой индустрии. Мне не хотелось бы прекращать работу, чтобы отправиться учиться, но также я не хотела бы не учиться, поэтому подумала, что было бы интересно, если бы они информировали друг друга».
Одно из ее исследований касалось женщин-режиссеров. Вопрос, на который пыталась ответить Дакота, звучал так: «Женщины-режиссеры снимают какие-то особенные фильмы?». «Вопрос не заключался в том, являются ли женщины-режиссеры лучше режиссеров-мужчин? Больше это касалось того, снимают ли женщины-режиссеры фильмы для других женщин, или же они просто снимают то, что любят?» [Ее банальный, но правильный вывод: это зависит от режиссера].
У Фаннинг, как и у Джоди Фостер, неугомонный ум. Как повзрослевший ребенок-звезда она кажется слишком способной для того, чтобы быть удовлетворенной только актерской работой. И, конечно, Дакота действительно хочет в один прекрасный день направлять и производить свои собственные фильмы. [Не удивительно, что Сарандон указывает на то, что Фаннинг казалась опытнее двух последних режиссеров «Робин Гуда», которые в два раза старше нее]. В процессе этого актриса хочет исправить широко распространенную ошибку. «Очень трудно найти фильм о сильной женщине — такой, который не имеет никакого отношения к парням, любви к парням или разбитому сердцу. Неужели единственные проблемы женщин — это любовь, расставания и грусть из-за этого? В жизни гораздо больше всего».
Перевод выполнен Mussonka специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Дакота Фаннинг в августовском номере журнала «Town & Country»
|