Режиссер Николас Виндинг Рефн известен и любим среди ценителей хорошего кино, несмотря на скромную фильмографию. До настоящего момента все картины Рефна были о брутальном мужском мире и выживании в нем: "Дилер", "Бронсон", "Драйв". "Неоновый демон" – о выживании в женском мире.
Несмотря на то, что писать сценарий Рефну помогала Мэри Лоус (писавшая, кстати, "Проповедник"), а за камерой стояла Наташа Брайер, в "Неоновом демоне" мы видим все-таки мужскую фантазию о женском мире: блондинка в розовом – заблудшая наивная душа. В модельном бизнесе нет наивных овец, мистер Рефн, разве что овечьи шкуры могут вас сбить с толку. Фундаментальный женский спор – он не о красоте и вечной молодости, а о противостоянии визуально красивого с духовно богатым.
Критики гадают, что именно имел в виду Рефн. Одни видят в "Демоне" манифест тяжелой женской доли, другие сатиру на прогнивший шоубиз. Подобные споры вызывал не столь древний "Побудь в моей шкуре" со Скарлетт Йохансон в главной роли. "Неоновый демон" похож на длинный стильный клип: минимум слов, прекрасная музыка Клиффа Мартинеса, безупречный визуальный ряд. У Рефна даже обшарпанная комната мотеля выглядит как арт-галерея.
Ощущение дежавю не покидает весь фильм. Тут будто цитируют "Малхоланд драйв", когда кажется, что все герои – плод фантазии героини. Там, где совсем непонятно, вспоминаешь "Святые моторы", где изобилует театральщина – "Догвилль". Ближе всего, кажется, был "Черный лебедь" Аранофски – кино про безжалостную цеховскую конкуренцию. Но у Аронофски все выглядело стократ менее метафоричным. Кроме клипа, "Неоновый демон" похож на пьесу – минимум персонажей, ни одного лишнего слова.
Юная провинциалка Джесси приезжает в Большой город покорять вершины модельного бизнеса. Повествование идет без каких-либо биографических подробностей, но с большим количеством деталей и аллюзий. Рефн не вдавался в матчасть, а просто собрал все штампы об отрасли: модельер-гей, фотограф-извращенец, агентша-сука, кругом серпентарий и змеи, на концептуальной вечеринке в заброшенном здании висит у потолка "женское мясо", вздрагивая во всполохах стробоскопов. Кстати, оградите людей, склонных к эпилептическим припадкам, от просмотра.
Сама того не ожидая, Джесси оказалась всех милее, румяней и белее, и карьера резко пошла в гору. Все ломают голову: что такого в этой девочке, не тронутой ножом хирурга? У случайной знакомой плотоядно горят глаза, конкурентки, Шерочка с Машерочкой, посылают лучи ненависти. Надышавшись ядовитых паров неона на триумфальном показе, Джесси, подобно Нарциссу, лобызает собственное отражение, возвещая начало конца.
На главную роль в фильме изначально планировалась тридцатилетняя Кэри Маллиган (уже работавшая с Рефном в "Драйве"). Но безусловно Эль Фаннинг – прекрасный выбор. Эта юная актриса обладает несомненным талантом, играя одними глазами. Чувственная, нежная, сексуальная. Опытных двадцатилетних "старух" играют тридцатилетние (!) Белла Хиткот и Эбби Ли. Эбби – профессиональная модель. Финальная сцена благодаря ей вышла просто шедеврально!
Из "режиссерского пула" в фильме играет Кристина Хендрикс. Циничная сотрудница модельного агентства, с ходу определяющая потенциал "женского мяса". "Всегда говори, что тебе девятнадцать. Восемнадцать – это перебор".
Говорят, графиня Батори купалась в крови девственниц ради вечной красоты и молодости. Зюскинд, как мы помним, писал, что Парфюмера съели от большой любви. Здесь тоже не обошлось без каннибализма и некрофилии. "Ты еда или ты секс?" – пророчески спрашивает случайная знакомая Джесси, и шутит, – "Женщины покупают помады, названные в честь еды или секса". Джесси не знает ответа, но сама судьба определит ее участь, когда окажется, что с сексом здесь никак.
Роковую случайную знакомую Руби играет Джена Мэлоун. Интересный характер и классический для индустрии персонаж: средней привлекательности девушка, делающая моделей красавицами – профессиональный визажист.
Киану Ривз засветился в непривычном амплуа злодея. Может, стоило пригласить кого-то другого. Кого-то похожего на Дэсмонда Хэррингтона, играющего в "Демоне" модного фотографа Джека – гипнотически маниакального и зловещего любителя позолоты. Может, стоило Ривза и Хэррингтона поменять местами. Таким же случайным выбором видится Карл Глусман, сыгравший френда-фотографа Джесси – Дина. Но все эти, субъективные конечно, придирки не делают кино меньше или хуже. "Неоновый демон" – великолепен.
Осталась загадкой гигантская кошка в комнате мотеля. То ли предвестница беды, то ли знамение взросления, то ли шутка режиссера – подставьте свое мнение.
"Будешь ли ты любить меня, если я не буду молодой и красивой", – пела Лана Дель Рей в известном хите. Этого мы уже никогда не узнаем. Что же такого было в этой девочке, не тронутой ножом хирурга? Может – жизнь?
За информацию спасибо сайту https://afisha.yuga.ru.
"Неоновый демон": красота — страшная сила (Джена Мэлоун)
|