В «Зильс-Марии» Оливье Ассайаса одна играет стареющую актрису, а вторая – ее ассистентку. Мы встретились с обеими. В интервью о кино.
Обезумевшее сообщение: «Кристен пропустила свой самолет, интервью отложено». Отчаявшееся сообщение: «Кристен прилетела, но в данный момент проходит фотосессия на ужине «Chanel», все отменяется». Взволнованное сообщение: «Расписание Кристен и Жюльет пересекаются, давайте молиться, что они смогут оказаться в одном месте». Поощрительное сообщение: «Начало фотосессии! Невероятный стресс. Сможет ли Кристен остаться?». Ночное сообщение, прочитанное утром: «Кадры возвышенные!». Последнее сообщение: «У вас есть тридцать минут. Кристен возвращается в США сразу же после интервью».
Таким образом, это раннее утро было приправлено некоторым опасением – Сможем ли мы произнести хотя бы три слова за эти менее чем тридцать минут? – пока мы направлялись на встречу с Жюльет Бинош и Кристен Стюарт, чтобы обсудить выход самого прекрасного фильма Оливье Ассайаса, «Зильс-Марию». Режиссер предложил Жюльет Бинош сложного и жестокого персонажа, которого она встретила с распростертыми объятиями: роль звезды, которая сталкивается с суждениями других людей и процессом старения, узнает, что ее могут забыть и, что более важно, что она невероятно одинока. Роль, очень далекая от Жюльет Бинош, которая доказала, играя самых прекрасных персонажей, что время – ее союзник. Оливье Ассайас, тем не менее, говорит, что он пытался быть как можно ближе к ней, чтобы воплотить в жизнь звезду Марию Эндерс и что он пытался привнести биографический элемент. Режиссер и актриса сделали их первые шаги вместе в одном фильме, тридцать лет назад: «Свидание» Андре Тешине. Ассайас был соавтором сценария, а фильм дал ему понимание того, что он хочет заниматься режиссурой. Для Жюльет Бинош это было взрывом. Неожиданно в один день неизвестная женщина с прекрасной улыбкой переместилась в другую галактику.
Как и каждая звезда, у персонажа Марии Эндерс есть кто-то рядом: ее ассистент, молодая, энергичная женщина, нервная, эффектная девчонка-сорванец в очках, которая постоянно пишет смс и гуглит, и которая принимает решения от имени своего босса. Это Кристен Стюарт, которую всему миру открыла Сумеречная сага, играет эту роль. На пике своей популярности, если верить комментариям: «Вау, вам повезло! Не упустите интервью с Кристен Стюарт. Она действительно другая» - повторяли нам повсюду. Мы видим издалека эту девушку, которой так редко удается это, одну, в коридоре, без своей команды агентов и телохранителя. (Кто-то забыл разбудить ее), короткие двухцветные волосы, низкосидящие джинсы и белая футболка, сонные дымчатые глаза после фотосессии прошлой ночью. И прямо сейчас свобода слова - это столкновение, напоминание о молодой Мадонне, что разрушает тысячи барьеров, и это заставило нас поверить, что мы встречаемся с самим Обамой.
«ELLE»: Жюльет, чем ваша героиня Мария напоминает вас саму?
Жюльет Бинош: Не столько героиня, как сама ситуация: две актрисы, не принадлежащие к одному поколению, ассистент. Так что да, ощущается определенное эхо. Фильм рассказывает о женщине в опасной ситуации, она ужасно уязвима, не знает, что она или где она. Хрупкость, которую все мы можем ощущать, если бы нас послали на другой конец планеты без всякой причины, не в силах ничего контролировать или решать самим. Когда вы так много путешествуете, вы больше не знаете, где живете! Вы приспосабливаетесь к переездам, непрекращающимся запросам ото всех, и в этой суматохе Мария Эндерс все же имеет свой якорь: ее помощницу. Персонаж, сыгранный Кристен, позволяет ей обзавестись такой себе семьей и служит ей отражением. По крайней мере, ее ассистентка смотрит на нее, а не на тот старый образ более славных времен. Даже лучше, она является посредником между ней и остальным миром. На самом деле, Мария Эндерс находит себя в полной зависимости от Валентины, которая молода, ведет активную сексуальную жизнь – в отличие от нее – которая знает, как принимать решения и толкает ее саму принимать свои.
ELLE: Кристен, у нас такое ощущение, что вы отлично повеселились, создавая этого персонажа, который присматривает за звездой… Этот ассистент, она знакома вам или нечто незнакомое?
Кристен Стюарт: Здесь нет ничего незнакомого. Каждая роль идет изнутри вас самих и вашего личного опыта, но ассистент даже больше чем что-то другое. Я знаю этот мир так хорошо… Это динамичное слияние, которое может взорвать все! Я пережила подобные отношения и знаю, каково это быть изолированной ото всех звездой и зависеть от помощника, как друга. Это очень сложно, грани размываются, все перемешивается, работа, дружба, любовь, когда вы нуждаетесь в том, чтобы другой напоминал вам о том, кем вы сами являетесь. Ассистент становится обладателем всех ваших тайн, тем, кто знает самое личное из вашей жизни. Этот фильм – борьба двух женщин, находящихся на разных этапах их жизней. Одна из них находится в той точке, где цена за то, чтобы быть актрисой, может полностью уничтожить ее. Даже если это и стоит того.
Жюльет: Среди тысячи причин, почему я выбрала тот фильм, вот одна из них: «Зильс-Мария» наконец-то показывает, чего стоит актеру сыграть его роль. Это не так часто можно увидеть в кино. Как это влияет на тебя. Колебания, хождение вперед-назад между соглашением и отказом, что не является капризом, а причиной жизни и смерти, даже если это и кажется чем-то чрезмерным для кого-то извне. Играя, вы иногда должны передвинуть горы, подобраться поближе к той уязвимости и страхам, которых обычно пытаетесь избегать. Мы все построены на слабом фундаменте, и когда вы играете, вы очень глубоко погружаетесь в себя. Потеря всех ваших ориентиров делает вас совсем невыдающимся. Это больно, даже на физическом уровне, тело приспосабливается адаптироваться само. Не забывайте, что когда вы актриса, на вас все смотрят через увеличительное стекло. Когда вы достигаете определенного возраста, все изменения вашего тела и лица заметны. До тех пор, пока вы не достигаете той точки, где перестаете беспокоиться. Где вы прекращаете пытаться быть идеальной.
ELLE: «Зильс-Мария» - это также фильм о славе. Сегодня звезды всегда преследуемы папарацци и каждое их действие обсуждается. Жюльет, Кристен, знакомы ли вы с такой ситуацией или нет?
Жюльет: (смеется) Я понятия не имею, о чем вы говорите. Ты знаешь что-то об этом, Кристен?
Кристен: Веб-сайты создают фальшивые истории, которые затем читают, да еще и обновляются они каждые несколько минут. Это безумие! Я действительно не понимаю, как это может быть интересным или забавным, читать фальшивые истории о людях, с которыми ты даже незнаком. Что ж, да, я понимаю, что это бизнес и что люди зарабатывают много денег на этом. Звезды превратились в продукт, который вы можете купить онлайн. Я не говорю, что мы должны вернуться в Средневековье, вы найдете удивительные вещи онлайн. Но Господи, было бы намного лучше, если бы мы могли остановить все эти выдумки, которые вы скармливаете читателям, как гусям. Я даже не думаю, что читатели сами наслаждаются тем, что их рассматривают как домашнюю птицу.
ELLE: Что позволяет вам избежать подобного?
Кристен: То, что было показано в фильме: выбираться наружу, гулять на свежем воздухе, в горах…
ELLE: Это одно и то же, быть актрисой в Европе и в США?
Кристен: Не думаю, что то, как мы работаем, зависит от того, где мы живем. Мы обе очень разные, как и должны быть двое людей. Но мы работаем по тем же причинам.
Жюльет: С другой стороны, американские режиссеры не работают так, как наши европейские или азиатские коллеги. Кристен, ты действительно думаешь, что европейские съемки схожи со съемками американского блокбастера? На Оливье очень повлияли азиатские режиссеры. Я думала много о «Полете красного надувного шара» Хоу Сяосянь, когда снималась в этом фильме. Он много импровизировал, мог оставить нас без текста, у нас не было репетиций…
Кристен: И мы только после поняли, что он обвел нас так, чтобы мы могли двигаться вперед. Мы сказали ему: «Слушай, я нашла этот камень, он потрясающий!».
ELLE: Кристен, вы сказали в прошлом, что ваши родители подтолкнули вас стать актрисой, и что когда вы были ребенком, вы были гиперактивным ребенком. Это правда?
Кристен: Что? Нет! Вы прочли это на моей странице в Википедии? Напротив, я была очень спокойным ребенком. Я выросла на съемочных площадках и привыкла идеализировать своих родителей. Моя мать - сценарист, отец – ассистент режиссера на «Fox». Мои родители пытались сделать все, чтобы остановить меня, чтобы я не работала в этом мире. В 8 я не могла быть декоратором или главным оператором, но могла быть актрисой, да! В 13 я прозрела. Я поняла, что значит воплощать в жизнь персонажей. Сразу же я стала самым претензионным учеником в своем классе. Для меня это был как прыжок в пустое пространство. Я поняла, что подобная сентиментальность может быть смешной… И да, вот что я чувствую.
ELLE: Что вы узнали, работая друг с другом?
Кристен: Жюльет делится своим талантом с другими. Это обезоруживающе. Вы не можете что-то подделывать рядом с ней. Вы не можете лгать ей. Эта искренность – самый прекрасный дар, который вы можете преподнести другому актеру. Больше чем кто-либо, она заставляет меня думать.
Жюльет: Кристен не боится серых зон. Во время каждого дубля, она, как любопытное животное, хочет знать, что спрятано за этой дверью. Ей едва ли нужно время, чтобы запомнить строки, прежде чем броситься с уверенностью в сцену. Это парадоксально: кажется, что она спускается с вершины холма и все действительно так легко. И Кристен пишет стихи.
ELLE: Это правда?
Кристен: Да. На самом деле, я думаю, что мы все должны устроить коллективные чтения в конце интервью! У Жюльет был невероятный помощник на съемочной площадке. Однажды утром, как раз перед съемками, втроем мы безумствовали в Альпах. Мы танцевали как коты, мы пели. За десять минут до того, как мы услышали «Мотор», мы просто оттягивались на полную.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Elle» (Франция): Жюльет Бинош и Кристен Стюарт – сестры света
|