После долгих коронавирусных каникул столичные кинотеатры зазывают зрителя премьерой. Да ещё какой: на экраны вышел фильм «Довод» гения фантастики Кристофера Нолана. AFISHA.TUT.BY кино уже посмотрела и разбирается в шарадах от одного из самых дорогих режиссёров современности. Постарались без спойлеров.
Показать «Довод» на большом экране создатели были готовы ещё в середине июля, но из-за коронавируса раз за разом откладывали выход до лучших времён. В августе поняли: больше тянуть некуда, а то ещё накроет новая волна пандемии. С 3 сентября новая картина автора «Начала», «Интерстеллара» и «Дюнкерка» наконец вышла в столичный прокат. Мы заглянули на пресс-показ в «Falcon Club Бутик Кино», а теперь пробуем погрузиться в очередной сон (или бэд-трип) режиссёра.
Непростое детство в закрытом советском городке превращает Андрея Сатора (Кеннет Брана) в мстительного оружейного барона, который терроризирует собственную жену (Элизабет Дебики). Волею случая в его руках оказывается технология из будущего: она позволяет возвращаться в прошлое, где время идёт задом наперёд. С помощью временной инверсии олигарх, возомнив себя Богом, хочет уничтожить человечество. Но такой расклад не нравится безымянному протагонисту — агенту ЦРУ (Джон Дэвид Вашингтон). Чтобы побороть русского плохиша, он вступает в странную организацию «Довод», в оригинале — Tenet.
«Довод» мог бы сойти за типичный боевик, в котором бравый парень спасает человечество. Если бы только Нолан не увлёкся манипуляциями со временем (в «Начале», напомним, он играл с категорией пространства, перекидывая героев из локации в локацию, из сна в сон). Теперь в словаре режиссёра появляется новый термин: инверсия, то есть обратный ход истории. Попав в инвертированный мир, герой может менять будущее, где, кстати, всё очень неспокойно. Настоящее и прошлое хаотично переплетаются на экране — да так, что вы, скорее всего, запутаетесь в таймлайнах и устанете следить за хронологией.
«Не пытайся понять» — этой репликой одной из героинь «Довода» свои рецензии начинают многие кинокритики. Они ругают режиссёра за нарочитую заумность и слишком серьёзное лицо (в моём случае в кинотеатре за два с половиной часа зрители смеялись ровно один раз). Но странно было бы ждать от Нолана, что он возьмётся кого-то смешить. Холодный пафос — его визитка, он мастак завораживать спецэффектами и придумывать загадки. Поэтому будьте любезны, поломайте голову, а посмеяться можно и в соседнем зале.
Кстати, о загадках. Странная фамилия главного злодея Андрея Сатора, события в Киевской опере, сам пароль «довод» — всё это пасхалки, отсылающие к известному латинскому палиндрому Sator Arepo Tenet Opera Rotas, где слова одинаково читаются задом наперёд. Свой сценарий Нолан тоже инвертирует: первые сцены построены по принципу «следствие — причина». Поэтому, чтобы полностью понять «Довод», придётся снова сходить в кино, а то и не раз.
Хотя есть ощущение, что технологию инверсии сам Нолан освоил не до конца. В фильме хватает сценарных дыр и сюжетной мишуры — режиссёр будто бы подбивает монтаж под свой стандартный хронометраж в два с половиной часа, бережно отвоёвывая каждый отснятый диалог, даже самый бестолковый.
За формалистским лоском и игрой в кодовые слова он забывает о главном — вызвать эмпатию. Эмоционально, увы, здесь зацепиться не за что. Заигравшись в шпионские штучки, Нолан не удосужился прописать мотивацию главного героя. Персонаж Вашингтона спасает чужую жену от мужа-деспота, а заодно и всё человечество просто потому, что он хороший парень. Мы ничего не знаем о его прошлом, да что там — у протагониста даже нет имени.
Лишённым объема получился и герой Роберта Паттинсона, что обидно. В брызжущем энергией «Хорошем времени» и чёрно-белом «Маяке» актёр заявил, что мы ещё многого о нём не знаем. И хотя в «Доводе» ему повезло больше, чем протагонисту (у него есть не только имя, но и степень физика), он всего-навсего персонаж-функция, который появляется в кадре только тогда, когда нужно прикрыть главного героя. Зачем ему это — снова непонятно. Внятно прописанных арок главных персонажей в картине нет, и тем страннее звучит заявление Нолана, что над улучшением сценария он работал в течение шести или семи лет.
С другой стороны, «Довод» получился хоть и лишённым человечности, но всё-таки техническим чудом. По плотности добротно сделанных экшен-сцен он даст фору любому «Форсажу». При этом компьютерной графике Нолан отдаёт предпочтение практическим эффектам. Камера оператора Хойте Ван Хойтемы скользит за персонажами в нормальном и инвертированном времени, подглядывает за ними в дорогих интерьерах и на роскошных яхтах, пристально всматривается в их венки на лбу.
Всё это время в ушах гудит тягучая электроника Людвига Йоранссона, который, пожалуй, загипнотизирует любого. Сомнений, что картина станет новым экспонатом в музее киноаттракционов, нет. Найдёт ли он место в списке ваших любимых фильмов и породит ли уймы фанатских теорий — пока вопрос.
Тем, кому нолановский «Дюнкерк» показался скучным, а «Начало» — окологениальным, идти в кино нужно обязательно. В общем, как и всем остальным, хотя бы потому, что это зрелищное кино, и ничего лучше в прокате в ближайшее время не предвидится. Впасть в транс и отключить голову хотя бы на несколько часов прямо сейчас для белорусов — бесценно.
За информацию благодарим сайт afisha.tut.by
«Довод»: 7 из 10. Фильм, который точно взорвёт вам голову
|