3 сентября в прокат вышел самый ожидаемый фильм года — «Довод» Кристофера Нолана. О том, как режиссёр вдохновляется Бондом и пытается запутать зрителя, почти без спойлеров рассказывает Даулет Жанайдаров.
О чём это
Безымянный агент ЦРУ (Джон Дэвид Вашингтон, звезда «Чёрного клановца»), в дальнейшем Протагонист, под прикрытием участвует в спецоперации русских в здании Киевской национальной оперы. Цель миссии — во время атаки террористов получить от связного некий загадочный объект. Главный герой успевает спрятать его от славянских злодеев, но те берут его в плен и долго пытают. Протагонист почти умирает, но вскоре возвращается к жизни, чтобы вступить в загадочную организацию Tenet (в русской версии — «Довод»), члены которой пытаются предотвратить Третью мировую и очень уважают палиндромы.
По наводке таинственных кураторов Протагонист знакомится с жестоким оружейным магнатом из России (Кеннет Брана) и его несчастной в браке женой (Элизабет Дебики). Протагонисту помогает похожий на Брюса Уэйна британец (Роберт Паттинсон), подозрительно много знающий и о напарнике, и о загадочном объекте, и об инверсии — технологии из будущего, благодаря которой люди или объекты могут двигаться назад во времени.
Дальше следует типичный шпионский триллер в духе бондианы — с русским плохишом, спасением мира, дамой в беде и многозначительными кодовыми фразами-паролями («Мы живём в сумеречном мире». — «На закате нет друзей»). Из стандартной сюжетной матрицы выламываются только головоломные экшен-сцены, в которых часть героев движется в обратную сторону, да неожиданная для Нолана тема опасного будущего, которое в прямом смысле пытается убить настоящее.
Как это снято
Главное преимущество «Довода» в том, что он не даёт зрителю опомниться и сразу погружает в непрекращающийся экшен. В первой же сцене настройка инструментов оркестра прерывается автоматной очередью — так и фильм без подготовки и увертюры, с ходу взрывается ураганной последовательностью перестрелок, погонь и ограблений, которые перемежаются чисто функциональными диалогами. На уровне киносинтаксиса Нолан давно перешёл на скороговорку. Он пропускает экспозиционные планы, экономит на длине кадров, завершает диалоги на полуслове, чтобы в новой сцене подхватить обрывки недосказанного. Своей драматургической вычищенностью «Довод» напоминает «Назад в будущее», в котором тоже часто поминался плутоний, а постоянно появляющиеся часы и таймеры обратного отсчёта подгоняли и так несущееся на всех парах действие.
Осло сменяет Мумбаи, экшен-сцена в Киеве продолжается погоней по таллинскому шоссе, Лондон и Siberia опять выступают двумя полюсами холодной войны. Избыточное богатство экстерьеров (а где ещё снимать эпик про шпионов, как не на яхтах и в дорогих ресторанах?) компенсируется строгим триптихом цветов (синий, белый и тёпло-коричневый), который изредка взрывается красным.
Алым пятном выделяется Элизабет Дебики в центральной сцене погони, а кровавые оттенки ещё раз возникают в поворотном моменте, когда главный герой впервые пробует на себе инверсию. Это, возможно, самая гипнотическая сцена фильма: ручная камера, задний план в расфокусе, второстепенные персонажи бубнят технику безопасности, за кадром гремит электронный саундтрек Людвига Йоранссона (он в звуковой дорожке дотошно подражает предыдущему нолановскому композитору Хансу Циммеру, который ушёл работать к Дени Вильнёву), а ты просто не можешь оторваться от экрана.
В кинотеатре все эти инвертированные драки, погони, взрывы и перестрелки — да ещё под бухающую перкуссию Йоранссона — немедленно захватывают всё внимание, если, конечно, вы в принципе любите такого рода удовольствия.
Мнимые загадки «Довода»
Стоны многочисленных рецензентов, которые ничего не поняли в «Доводе», кажутся частью маркетинговой кампании Warner Bros. Фильм, и правда, интересно обсуждать, выясняя многочисленные детали и логические связки, которые впроброс проговаривают герои. Но никаких больших вопросов к главной сюжетной линии, которые вызвали бы интернет-дискуссии уровня «Упал ли волчок?», в «Доводе» нет. Это довольно простой квест-бродилка: главный герой грабит хранилище, чтобы втереться в доверие жене главного злодея, потом грабит инкассаторов, чтобы втереться в доверие главному злодею, а в финале грабит сибирский бункер, чтобы не позволить злодею уничтожить мироздание. Если вы хоть раз собирали документы для шенгенской визы, то и в нолановской операции по спасению мира не запутаетесь.
Знание принципов инверсии или квантовой теории для понимания сюжета фильма по-хорошему неважны, а все вводные, необходимые для ориентации публики в экшен-сценах (проникновение, ограбление, погоня и штурм — собери их все), герои в экспозиционных брифингах проговаривают более чем подробно.
Нолан всегда был в первую очередь зрительским режиссёром, который многомиллионными сборами выбил себе право на пестование личных обсессий: нелинейное повествование, игры с темпоральностью, настоящий, а не нарисованный подрыв списанных «боингов». Но про лекала студийных блокбастеров он никогда не забывал (даже его первый прорыв, низкобюджетный триллер «Помни», при всей радикальной инверсии сюжета, разворачивающегося задом наперёд, имел в основе классическую голливудскую трёхчастную структуру с экспозицией, точкой невозврата и прочими строительными лесами из учебника кинодраматургии). «Довод» — радикальное авторское высказывание, сделанное режиссером-конформистом, который позволяет себе эксперименты, но сугубо точечные. Убери инверсию — и за всеми эффектными драками и погонями тебе мигнёт фарами франшиза «Форсаж».
Способность Нолана напустить тумана на ровном месте раздражает очень многих, и «Довод», конечно, подтверждает репутацию режиссёра, как профессионального шулера. Особенно у российской публики, вечно ищущей в кино генеральную идею (а её трудно не искать, когда тебя шесть классов мучили вопросом «Что хотел сказать автор?»).
Вердикт
Как у всякого амбициозного голливудского автора, у Нолана, вероятно, есть намерение стать новым Кубриком (критики, во всяком случае, постоянно проводят между ними параллель), то есть не просто снять эталонное жанровое кино, а радикально его реформировать, придумать новые правила игры. С супергероикой в трилогии про Тёмного рыцаря как будто получилось; научно-фантастический «Интерстеллар» часть аудитории действительно объявила новой «Космической одиссеей» (другая часть, впрочем, постила мемы про надоедливого батю в шкафу); «Дюнкерк» сдирал пафос с военного кино и делал это с голливудским размахом. Ну, а «Довод» доводит до экстремума приёмы бондианы. Разница лишь в том, что агент 007, за исключением пары фильмов с Дэниэлом Крэйгом, — это дружеский шарж, ироничный и карикатурный герой, главная миссия которого — с прибаутками водить зрителя по всяким роскошно-экзотическим локациям. А Протагонист проходит тот же невероятный путь по странам и континентам с предельно серьёзным лицом.
Многократные переносы даты выхода «Довода» в прокат подняли и так высокую планку ожиданий от фильма. Что ж, признаем: более эффектного зрелища всё равно в ближайшие месяцы не предвидится, а копаться в сценарных завихрениях фильма довольно увлекательно (можно больше узнать не только про энтропию или квантовую теорию, но и кто из героев кому родственник). Но «Довод» не станет откровением даже для фанатов Нолана: в его геометрически выверенной сценарной конструкции не осталось места для человеческой истории. Впрочем, не слишком ли многого мы сейчас требуем от летнего блокбастера, который по всем законам инверсии выходит осенью?
За информацию благодарим сайт kinopoisk.ru
Фильм недели: «Довод». Эффектный шпионский блокбастер Нолана, который никого не удивит
|