Об этом фильме не знали практически ничего, сюжет держали в строжайшем секрете, малейшие спойлеры немедленно пресекались. На экраны вышел «Довод» — самая ожидаемая картина года и, возможно, одна из лучших работ режиссёра Кристофера Нолана.
Намёки, догадки и отсылки
Впрочем, в «Доводе» спойлеры совершенно бесполезны. Фильм начинён разнообразными полунамёками, символами, случайными и неслучайными совпадениями. Если до этого вы до хрипоты спорили с друзьями о том, упадёт или нет волчок в финале «Начала», другой кинематографической головоломки Нолана, то здесь подобных двусмысленностей и недосказанностей больше на порядок.
При этом Нолан позволил себе по-настоящему оттянуться на голливудской индустрии, как таковой: в основе «Довода» — шпионский сюжет, и его главный герой, лишённый каких-либо персональных идентификаторов типа имени и фамилии, зовётся просто Протагонист. Тонкий намёк на бондиану, где у агентов нет имён, а есть лишь номера, усиливается ещё и тем, что Протагониста играет чернокожий Джон Дэвид Вашингтон.
Похоже, это подтверждение слухов о том, что в ближайшем будущем и Джеймс Бонд сменит цвет кожи (на место Дэниела Крейга давно прочат Идриса Эльбу). Хотя рядом с Протагонистом примерно после первой трети фильма появляется лощёный британский агент Нил. Его блестяще исполнил Роберт Паттинсон (кстати, ещё один претендент на роль главного киношпиона).
Вообще, актёрский ансамбль в «Доводе» завораживающий. Естественно, на экране присутствует Майкл Кейн, без которого Нолан не обходится в принципе, даже в «Дюнкерке» он произносит текст радиоособщения. Ну, и, бесспорно, хорош Вашингтон — он вполне может претендовать на звание одного из самых заметных артистов своего поколения, опровергая утверждение о том, что на детях гениев природа отдыхает (его отец — знаменитый актёр Дензел Вашингтон).
Он играет Протагониста крупными и яркими мазками: рефлексирующий персонаж, попавший в крутейший переплёт, связанный с международным терроризмом, всесильным русским олигархом (Кеннет Брана) и скачками во времени.
Время. Туда и обратно
Вот эти-то головокружительные перемещения по временной шкале — и есть основа «Довода». Без них, при всех других поворотах сюжета, фильм был бы обычным, хоть и лихо закрученным, шпионским боевиком. А здесь эти скачки — главные загадки фильма, которые (как и все чудеса у Нолана) существуют по строго определённым, но запутанным правилам.
Режиссёр использует свой фирменный приём: погружает героя, а значит, и нас, в совершенно непонятные обстоятельства, поочередно подкидывая рандомные подсказки о том, как всё устроено на самом деле.
«Не пытайся понять, чувствуй», — указание, которое получает Протагонист в начале фильма, становится очередным путеводным маячком для героев и зрителя.
Обман или ловкость рук?
«Довод» уже оброс десятками трактовок, выданных многочисленными посмотревшими фильм рецензентами. Самая простая и распространённая: весь сюжет — не более чем иллюзия, сон, видение. Нолан просто в очередной раз всех обманул, подсунув нам некий галлюцинаторный бред под видом многослойного шпионского пирога.
На обманки он, конечно, способен. Вспомним, как разоблачали «Интерстеллар» профессиональные астрофизики, да и история с временными парадоксами тянется за ним ещё с Memento. И, пожалуй, бережное отношение к моменту и внимательность к мелочам — главное, что волнует Нолана-сценариста. Однако Нолана-режиссёра куда больше интересует именно персонаж: он сознательно помещает героев в предельно невыгодные и опасные обстоятельства — а человечество, как водится, в опасности. На фоне яркого шпионского ядра несколько теряются мимолётные сюжетные вбросы, которые Нолан тоже делает мастерски.
Вот, например: история начинается не где-нибудь, а в Киеве (причём в опере). Дальше — немаловажный эпизод с фальшивым Гойей: недвусмысленный намёк на зреющий в мировом художественном обществе скандал с обнаружением множества подделок работ знаменитого испанца. Иными словами, Нолан старается актуализировать «Довод», привязать его к текущему моменту — сочно, но не нарочито явно. И это у него, без сомнения, получается.
А что же зритель? У него выбор невелик. Как и после всех предыдущих работ Нолана со времён «Тёмного рыцаря», довольный фанат провозгласит «Довод» лучшей лентой мастера. А те, кто не согласятся с такой оценкой, пересмотрят картину (чтобы окончательно разобраться в сюжете) и разделят это мнение.
Так оно и останется — до следующего фильма режиссёра. Где, конечно же, будут перемещения во времени, зубодробительные спецэффекты и неизменный Майкл Кейн. Иначе — ну, какой же это Нолан?
За информацию благодарим сайт ria.ru
«Не пытайся понять, чувствуй». Вышел самый ожидаемый фильм года — «Довод»
|