После нескольких месяцев изоляции Голливуд надеется, что триллер режиссера сможет привлечь зрителей обратно в кинотеатры. Примечание редактора: после публикации обложки номера дата релиза «Довода» была изменена с 17 на 31 июля из-за продолжающейся пандемии коронавируса, которая вынудила кинотеатры закрыться и изменила планы почти для каждого фильма, планирующего выйти в последние месяцы. Новая дата премьеры обозначена ниже. Для получения последней информации о вирусе COVID-19, пожалуйста, посетите сайт coronavirus.gov.
«Это лишь крохи того, что войдет в фильм», — говорит продюсер «Довода» Эмма Томас в разговоре с EW, передвигаясь в духоте калифорнийской пустыни в октябре прошлого года. Если это лишь «крохи», то последний фильм сценариста и режиссера Кристофера Нолана будет ошеломляющим: на просторах пыльной, залитой солнцем местности примерно в восьмидесяти милях к востоку от Палм-Спрингс возведен заброшенный город, наполненный разрушенными зданиями и руинами; по огромному комплексу перемещаются сотни актеров массовки в военной камуфляжной форме. По ходу времени температура в воздухе поднимается, а две звезды фильма — Джон Дэвид Вашингтон и Аарон Тейлор-Джонсон — раз за разом бегут по дороге, разделяющей город пополам. Роберт Паттинсон, управляющий бронированным военным автомобилем, преследует их, а за ними несется еще один грузовик с камерой IMAX и Ноланом. И все это — определенно самый поразительный проект, финансируемый Голливудом, который вы только могли надеяться когда-либо увидеть. Даже 49-летнему Нолану, у которого за плечами большой опыт режиссуры масштабных фильмов («Интерстеллар», «Начало» и трилогия «Темный рыцарь» с Кристианом Бэйлом в главной роли), это кажется впечатляющим. «Эта площадка, безусловно, одна из самых масштабных построек всех времен, возведенных не в павильоне, а на воздухе, — говорит он. — Она грандиозна».
Удивительно, что EW пригласили стать свидетелями того, как проходят съемки, учитывая секретность, которая витает вокруг фильма студии Warner Bros. Когда в мае 2019 года появилась новость о новом проекте Нолана с участием Вашингтона, Паттинсона и Тейлора-Джонсона, студия намеренно размыто охарактеризовала картину как «экшн, происходящий в мире международного шпионажа». Сегодня Томас по-прежнему крайне скрытна в отношении подробностей проекта, в состав которого также входят Элизабет Дебики, Клеманс Поэзи, Химеш Патель, завсегдатай фильмов Нолана Майкл Кейн и Кеннет Брана, снявшийся в предыдущей картине режиссера «Дюнкерк». Продюсер вежливо отказывается отвечать даже на самые простые вопросы, как, например, в какой стране сейчас происходит действие? «Я знаю, люди думают, что мы слишком скрытны, хотя обычно это не так, — говорит Томас, супруга Нолана и продюсер всех его фильмов. — Конкретно с этим проектом это необходимо несколько больше… — Она делает паузу, а затем меняет тон разговора: — Скоро все поймете!».
Атмосфера таинственности в сочетании с репутацией Нолана, как создателя оригинальных блокбастеров, которыми восхищаются как зрители, так и критики, сделали «Довод» одним из обязательных к просмотру в 2020 году фильмов, едва о нем только стало известно. Но за месяцы, прошедшие после запланированного визита EW, фильм стал представлять из себя нечто гораздо большее, поскольку пандемия коронавируса вынудила кинотеатры закрыться, и почти каждый фильм, который должен был выйти до 17 июля, дня премьеры «Довода», был отложен. Пока остальные картины или сдвигали даты премьер, или выходили на онлайн-платформах, «Довод» твердо стоял на своем. Но, в конечном итоге, студя Warner Bros. и Нолан отложили выход фильма, но лишь на две недели, объявив 12 июня, что прокат начнется 31 июля, через неделю после «Мулан». Если оба фильма окажутся успешными, это ознаменует начало нормального — насколько это возможно — летнего сезона фильмов. «Как бы то ни было, "Довод" в своем роде "единорог", потому что среди фильмов чуть ли не единственный не является экранизацией, — говорит Паттинсон. — Но, в конце концов, надеюсь, это будет возмутительно ошеломляющее переживание».
Но если зрители, пребывая в страхе, не покинут дома, тогда Голливуду, возможно, придется вовсе забыть о летнем сезоне (и начать серьезно беспокоиться об осеннем). В итоге выход «Довода» станет символом картин на большом экране и практически индикатором того, когда люди действительно вернутся в кинотеатры. (Никакого давления, Крис.) Фильмы Нолана зачастую касаются концепции времени, и «Довод» не станет исключением, но тикающие часы, отмеряющие приближение премьерной даты, являются силой времени, над которой у режиссера нет никакой власти. Короче говоря, большой вопрос, висящий над «Доводом», уже не «О чем фильм?», а «Придут ли люди в кинотеатры, чтобы увидеть его?».
Об уровне секретности вокруг «Довода» многое говорит тот факт, что когда Паттинсон встретился с Ноланом в Лос-Анджелесе в начале 2019 года, он даже не знал, по какому поводу эта встреча. «Мы часа три говорили ни о чем, если честно, — говорит 34-летний актер. — А в последние две минуты он наконец сказал: "В общем-то, я тут пишу кое-что…"». Дебике вспоминает, что ей пришлось читать сценарий Нолана в комнате на территории студии WB в Бербанке: «Я зашла в небольшую комнату и читала сценарий в полном одиночестве, — говорит 29-летняя австралийская актриса, наиболее известная благодаря роли Джордан Бейкер в «Великом Гэтсби» 2013 года. — Было довольно необычно. Это похоже на клуб, для входа в который я каким-то образом получила волшебный пароль и вдруг резко оказалась в центре невероятного разума Криса Нолана, и это было восхитительно».
Первая встреча Вашингтона с Ноланом прошла почти так же, как у Паттинсона: «Мы говорили обо всем, кроме проекта, — рассказывает 35-летний актер. — Мы говорили о нашей любви к кино, семье, о моем детстве. Это была действительно приятная встреча, и только когда узнал, что получил роль, я прочитал сценарий». Нолан говорит, что он впервые приметил Вашингтона, когда смотрел, как тот исполняет роль игрока НФЛ Рикки Джаррета в «Футболистах» (да, как и сенатор Элизабет Уоррен, режиссер является фанатом спортивной комедии на HBO, как бы сложно ни было в это поверить), а затем начал рассматривать его на роль после того, как Спайк Ли пригласил режиссера на премьеру фильма «Черный клановец» на Каннском кинофестивале в 2018 году. «Джон Дэвид был крайне харизматичным лидером в этом замечательном фильме, — говорит Нолан. — Будто сама судьба привела меня к тому моменту». Очевидно, что Нолан верит в будущее актера, идущего по стопам отца, Дензела Вашингтона, на большом экране: «Он — настоящая звезда», — говорит режиссер.
Способность Нолана держать под контролем проект вдвойне примечательна, учитывая, как долго он размышлял о нем. «Я работал над этой версией сценария около шести или семи лет», — делится режиссер в мае этого года во время телефонного разговора из своего дома в Лос-Анджелесе, откуда он ведет работу над постпродакшном «Довода». Брана говорит, что Нолан не упоминал о проекте, когда они снимали «Дюнкерк», что, вероятно, даже хорошо, учитывая, что актер не может не восторгаться фильмом, то и дело раскрывая детали сюжета по ходу дела. «Это картина о шпионаже, в которой мир сталкивается с глобальной угрозой, — начинает 59-летний Брана. — Ядерная катастрофа — не величайшая катастрофа, которая может произойти с человечеством. "Довод" продемонстрирует еще более худшее развитие событий, и также он связан с ошеломляющей работой со временем, которая характерна фильмам Криса Нолана, начиная с "Помни" и продолжая "Интерстелларом" и "Началом"».
В «Доводе» эта увлеченность временем переросла в то, что персонажи фильма называют «инверсией», способностью манипулировать временем, чтобы герои могли, например, вернуть вылетевшие пули обратно в пистолет. (И эта способность оказалась куда более полезной, чем можно было подумать, если верить прологу фильма, который показывали в некоторых кинотеатрах IMAX перед премьерой «Звездных войн: Скайуокер. Восход» в декабре прошлого года.) Инверсия вдохновлена реальной физикой и энтропией, мерой беспорядка и хаоса в термодинамических системах. «Это фильм не о путешествиях во времени, — говорит Нолан. — Он коснется времени и различных способов его работы. Не воспринимайте как нотацию из лекции по физике, но инверсия — это представление о материи, переворачивающей энтропию с ног на голову, поэтому относительно нас она переносит во времени назад».
Эй, мы думали, ты сказал, что урока физики не будет! Все становится проще, когда Нолан переходит к описанию главных героев, например, роль которого исполняет Вашингтон. «Мы имеем дело с миром шпионажа, мы имеем дело с миром скрытых личностей, — говорит режиссер. — [Джон Дэвид] играет оперативника, известного как "Протагонист". "Довод" — это название организации, в которую его вовлекают». Учитывая любовь Нолана к фильмам об агенте 007, похоже, что персонаж Вашингтона, в каком-то смысле, окажется ближе всего к чернокожему варианту Бонда, хотя режиссер спешно добавляет, что Протагонист не станет копией образа, созданного Яном Флемингом. «Он определенно будет в центре фильма, но, в отличие от Бонда, он открыт эмоционально и отзывчив». Тем временем Паттинсон играет кого-то по имени Нил — вероятно. «Мы думаем, его могут звать Нил, — смеется Нолан. — Вы никогда не можете быть до конца уверены, насколько достоверна та или иная личность в этом фильме». Нолан описывает Нила — или как там его зовут на самом деле — как «слегка подловатого персонажа, который работает в так называемой "сумеречном зоне" в мире оперативников из различных секретных служб».
Касаемо русского подлого олигарха в исполнении Браны: «Он злодей, вне всяких сомнений, — говорит режиссер и звезда фильма "Убийство в «Восточном экспрессе»". — Когда Крис пригласил меня в проект, он приложил максимум сил, чтобы убедиться в том, что я понял, каким мой персонаж будет мрачным, безжалостным, алчным, подлым, безрассудным, до жути опасным человеком». Дебике сыграет его бывшую жену, «которая оказывается вовлеченной в очень щекотливую ситуацию с мужем, — делится Нолан. — Ее отношения с Джоном Дэвидом неоднозначны и сложны».
Вашингтон, Паттинсон, Дебике и Брана были показаны в трейлере фильма и во втором промо-ролике, который вышел в мае. Но Тейлор-Джонсон, по всей видимости, в них отсутствует, как и на кадрах из фильма. «Аарон Тейлор-Джонсон действительно есть в фильме, — говорит Нолан. — Он мельком появляется во [втором] трейлере. И он в нем совершенно неузнаваем. Есть много различных ходов, которые разворачиваются по ходу сюжета фильма и на более поздних его этапах, ближе к финалу, и которые мы не хотели бы раскрывать людям раньше времени».
Нолан снимал «Довод» в семи разных странах, и это кажется чем-то из разряда фантастики в условиях ограничений и карантина, действующих сейчас. К моменту визита EW на съемочную площадку «Довод» был снят в Индии, Италии, Норвегии, Дании, Эстонии и Великобритании. «Думаю, что если вы работаете над фильмом, который во вторник снимается на синем фоне, а в среду тот заменяется на зеленый, ни у кого это не вызовет интереса, — делится Нолан. — Но если [вы находитесь] в Таллине в Эстонии, а затем садитесь в самолет и летите в Амальфи в Италии, то это — невероятная смена обстановки, и эти ощущения просачиваются в фильм».
Актеры и съемочная группа в течение семи недель снимали материал в Эстонии, — и это дольше, чем график съемок многих фильмов — включая детально разработанную сцену погони на автомобилях. «Забавно, что у меня был лишь один день подготовки к трюковому маневрированию машиной, — рассказывает Паттинсон. — Я думал, что мне не нужно будет выполнять какие-либо трюки за рулем, но кончилось все тем, что я повторял их снова и снова. Я помню кадр, в котором мы с Джоном Дэвидом сидим в BMW с камерой IMAX на капоте, наличие которой означает, что через лобовое стекло видимости как таковой нет. И также это означает, что любой слишком сильный поворот вправо или влево может отправить камеру в полет, и это ужасно. И вот Джон Дэвид поворачивается ко мне и говорит: "Ты типо сам выполняешь трюки или что-то в этом роде? Ты репетировал это?". В нормальных обстоятельствах вам никто не разрешит вытворять что-то подобное. Но Крис настолько контролирует съемочный процесс, что вы можете делать что-то интересное, что обычно предназначено делать экспертам, а не людям, которые даже с параллельной парковкой не всегда справляются». (Чтобы никто не беспокоился о безопасности на съемочной площадке: «Роб как всегда лукавит и слишком категоричен к себе, — говорит Нолан. — Его "день подготовки к трюковому маневрированию машиной" фактически был днем оценки способностей нашей командой каскадеров того, насколько он хорош в вождении, чтобы выполнять безопасные маневры на съемках, ни один из которых, для записи, не был столь же сложным, как параллельная парковка».)
Восторг Паттинсона на тему того, что ему позволили делать что-то интересное, стал побочным продуктом желания Нолана снимать как можно больше «на натуре», не прибегая к цифровой графике или другим спецэффектам. Так, когда режиссеру потребовалось уничтожить самолет, он не использовал миниатюры, а купил старый Боинг 747 и взорвал его. «В итоге мы получили лишь небольшое количество сцен с визуальными эффектами, — говорит Томас. — Изначально мы предполагали, что, возможно, нам потребуется от семисот до тысячи таких кадров, но на деле их оказалось куда меньше, потому что многое мы смогли снять по-настоящему, живьем».
В начале марта, через четыре месяца после запланированного визита EW в калифорнийскую пустыню, Паттинсон, Вашингтон и Дебике встретились в куда менее пыльной фотостудии в Лондоне, — где шли съемки Паттинсона для «Бэтмена» — для фотографии на обложку номера EW, приуроченного к выходу «Довода». Когда я поблагодарил Паттинсона за то, что он пришел, несмотря на растущую общую обеспокоенность из-за распространения COVID-19, он дал понять, что это не проблема. В то время, если вы находились в Великобритании или США, коронавирус не был так страшен. Всего за пять дней до этой встречи британский премьер-министр Борис Джонсон гордо хвастался, как пожимал руку больным, страдающим от заражения коронавирусом. Конечно, ситуация быстро ухудшилась. К началу апреля Джонсон, сам заболевший COVID-19, уже боролся за жизнь в лондонской больнице, а большая часть Америки, включая всю киноиндустрию, самоизолировалась.
Композитор Людвиг Йоранссон собирался начать запись оркестра как раз в дни, когда страна перешла в режим изоляции. «Мы записывали музыкантов каждого по отдельности прямо у них дома, а затем мой звукоинженер наложил дорожки друг на друга, — рассказал Йоранссон, в числе заслуг которого музыка к «Черной пантере» и «Мандалорцу». — У нас не получился традиционный оркестровый звук, но то, что вышло в итоге, очень даже подходит к партитуре». Нолан утверждает, что пандемия вообще не стала проблемой с точки зрения завершения работы над фильмом. «К счастью для нас, творческий процесс работы команды за многие годы сложился так, что легко адаптировался к текущим условиям, — поделился он. — Мне всегда нравилось делать визуальные эффекты с Double Negative (прим.пер.: на текущий момент студия известна под названием DNEG) в Лондоне, поэтому, начиная с "Бэтмен: Начало", мы работали дистанционно. И смогли адаптировать весь процесс без каких-либо компромиссов, в этом отношении нам очень повезло».
Но пока с фильмом все продвигалось хорошо, кинотеатры, где Нолан планировал показать «Довод», погрузились во тьму. Ярый защитник работы на большой экран, Нолан — один из немногих режиссеров, которые все еще снимают фильмы, а не проектируют их в цифровом формате. 20 марта газета The Washington Post опубликовала статью, где он страстно обращается к правительству с просьбой оказать содействие работникам кинотеатров и студий с целью стратегического объединения с театральным выставочным сообществом после завершения пандемии. «Когда кризис закончится, — писал режиссер, — необходимость в человеческом единении, необходимость жить, любить, смеяться и плакать вместе станет сильнее, чем когда-либо раньше».
Станет ли «Довод» тем самым фильмом, который удовлетворит эту потребность после завершения пандемии? Только время (которое зачастую является необратимой силой) покажет. Сам Нолан ловко уклоняется от бремени ожиданий, возложенных на фильм как на картину, которая может вернуть зрителей в кинотеатры. «Я готов взять на себя ответственность только за завершение проекта и попытаться сделать его таким инструментом развлечения, ради которого стоило бы вернуться в кино, — говорит он. — Этот фильм из той категории картин, какие мы всегда пытались делать, "Довод" не исключение среди них».
Перевод выполнен Shantanel специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы https://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Entertainment Weekly: Время для «Довода»: За кадром сверхсекретного фильма Кристофера Нолана
|