Режиссер Билл Кондон знал, что берясь за экранизацию молодежного романа Стефани Майер «Рассвет», ему нужно будет справиться с некоторыми значимыми темами, которые обычно не наблюдаются в фильме с рейтингом PG-13.
В то время проработки книги в процессе подготовки к съемкам фильма «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1», премьера которого состоялась в полночь в четверг, режиссер столкнулся с огромным количеством поворотных моментов сюжета, которые он назвал «щекотливыми».
«Читая, я наблюдал, как разворачивается сюжет, думая: «Вау, в этой истории столько всего происходит», - говорит Кондон. - Никакой перестраховки, все это обескураживает».
К счастью, обладатель премии «Оскар» (за сценарий к фильму «Боги и монстры») смог подобрать нужные слова для претворения в жизнь своей первой попытки войти в мир подростковой фантастической литературы.
«В книге прослеживается четкая идея, - говорит режиссер. - И нельзя было налить много воды. В этой книге есть что-то безумное и напряженное, что нужно это охватить».
С момента выхода в продажу в 2008 году четвертая и последняя книга Сумеречной саги Майер держалась в списке лучших бестселлеров по версии «USA Today» на протяжении 163 недель. Кондон надеется, что легион поклонников Сумеречной саги также оценят завершение популярной по всему миру франшизы, которое было разделено на два фильма (вторая часть выйдет в прокат в ноябре следующего года).
«Это самая объемная книга, - рассказывает Кондон. - Мне кажется, будто бы я не снимал два фильма, а просто очень долгий последний фильм. Понадобилось бы совершить самосуд над книгой, чтобы впихнуть все это в один фильм».
Фильмы романтической саги о вампирах доказали, что имеют огромный кассовый успех: три предыдущих фильма («Сумерки» в 2008-м году, «Новолуние» в 2009-м и «Затмение» в 2010-м) в общей сложности заработали 791 миллион долларов. Но мнение фанатов может измениться. Первая часть «Рассвета» станет четким показателем, сопереживают ли они до си пор любовному треугольнику между вампиром Эдвардом Калленом (Роберт Паттинсон), человеческой девушкой Беллой Свон (Кристен Стюарт) и оборотнем Джейкобом Блэком (Тейлор Лотнер).
Кейт Симансон, главный редактор базы данных поисковой системы в интернете IMDb.com говорит, что выходящие в 2012 году фильмы, такие как «Голодные игры», в сети постепенно отвлекают внимание от Сумеречного феномена.
«Нам нужно подождать, чтобы увидеть, произойдет ли то же самое в реальном мире», - говорит он. - В эти выходные мы выясним, устарела ли сага или нет».
Присев на диван в неблещущем декорациями офисе в бывшей киностудии Warner Bros, пятидесятишестилетний Кондон уверяет, что не ощущал ничего кроме энтузиазма со стороны фанатов, анализирующих каждый его шаг. Внимание было настолько пристальным, что когда рабочий поднимает по лесенке, чтобы помыть окно, Кондон шутит, что это один из Твай-хардов, подсматривающий за ним.
«Так как очень многим людям небезразличен этот проект, то с самого начала за мной следило много глаз, - рассказывает он. - Это отлично. Это дало мне понять, что я не хочу их разочаровать».
Мозговой штурм за бутылочкой пива. Кондон встретился с Сумеречными звездами, для того чтобы наладить с ними контакт. Первая встреча с Паттинсоном проходила в медленном темпе во временном доме актера в Лос-Анджелесе за пиццей и пивом.
«Примерно полчаса мы провели, обсуждая и пытаясь понять, как нам заказать пиццу из «Domino», - смущенно говорит Паттинсон. - Я не знал свой собственный адрес».
Двадцатипятилетнему Паттинсону пришлось обратиться к своему менеджеру, чтобы выяснить свой адрес. Но как только прибыла еда, а за ней следом и напитки (Мы выпили много, много бутылок», - поведал Кондон), так сразу же появились и идеи.
«Билл с пониманием отнесся к тому факту, что практически весь актерский состав рос и взрослел вместе, - пояснил Паттинсон. - Ему хотелось найти общий язык со всеми».
Кондон также развил плодотворную работу со сценаристом Мелиссой Розенберг, написавшей сценарии ко всем фильмам саги. Мелисса Розенберг назвала это «лучшим сотрудничеством в своей карьере».
«В фильме присутствуют важные сцены, - рассказывает Розенберг. - И нам пришлось все сделать правильно, чтобы нас не убили фанаты».
Особенно масштабной получилась сцена свадьбы Белла и Эдварда, которой пришлось столкнуться с весенней погодой Тихоокеанского Северо-Запада.
«Всегда сложно играть роль вампиров, которые не должны мерзнуть, - говорит Паттинсон. - Было очень холодно. Я был одет во фрак, и в каждом слое одежды находилась электрогрелка».
И хотя лестная местность поражала глаз, и свадебное платье Стюарт от Каролины Эррера было божественно, Кондону нужно было разобраться с другими трудностями.
«Шел дождь, над нами летал вертолет с папарацци. Казалось, что это разрушает волшебство момента, - поделился Кондон. - Но вертолет улетел, вышло солнце, и Кристен прошла по проходу. И это было очаровательно».
По словам Кондона, главной искоркой в сцене стала реакция Стюарт при виде Паттинсона, стоящего у алтаря.
«Все всегда говорят, что надев свадебное платье, невеста сияет, - сказал Кондон. - Но Кристен придержала свое сияние до того момента, пока не увидела Роба. И тогда, будто бы всех озарил свет».
Переживания по поводу постельной сцены. Паттинсона особенно беспокоили съемки сцены во время медового месяца с двадцатиоднолетней Стюарт. Съемки осуществление брачных отношений, к которым все шло на протяжении трех фильмов, оказались сложной задачей.
«Когда так много ждут от постельной сцены, то актеры начинают нервничать, - признается Паттинсон. - Никто не хочет чувствовать себя как на съемках порнофильма».
Но Кондон прошел с парой весь путь до конца, подробно обсуждая каждый кадр и избавляя актеров от беспокойства».
«Все так боялись съемок этой сцены, но в итоге все получилось просто, - вспоминает Паттинсон. - В конце концов, дошло до той грани, когда чувства атрофируются, и ты не ощущаешь никаких ожиданий».
Актер настаивает, что получившиеся сцены жаркие, но «не откровенные». Паттинсон утверждает, что съемка его лица и лица Стюарт крупным планом помогла отобразить больше эмоциональный аспект, нежели физический. Но снимать все это было «странно».
«Трудно сделать необходимое выражение лица при съемке крупным планом, не выглядя при этом полным недоумком, - высказался Паттинсон. – В фильме не чувствуется абсолютная неловкость, которую мы ощущали при съемке эти сцен».
Вот еще одна сложность: отношения Джейкоба с Ренесме, новорожденной дочерью Беллы и Эдварда. Блэк оказывается навсегда связанным с девочкой сразу после ее рождения, этот процесс называется «запечатлением». Эта сцена требовала аккуратности. Кондон говорит, что он постарался показать Джейкоба «защитником» ребенка.
«Он влюбляется, - рассказывает Кондон. - Но эти чувства не превращаются в нечто интимное».
Сцена также показывает, как Джейкоб представляет себе уже повзрослевшую девочку.
«Нашей целью было показать духовные, а не физические чувства. Иначе это выглядело бы ненормально», - говорит Розенберг.
Поворотным моментом в фильме является то, что Белла почти умирает при родах, а также попытки молодого мужа оживить ее с помощью вампирского яда, вводимого по всему ее телу. Кондон позволил сцене родов стать кровавой.
«Здесь проявилось его прошлое: опыт работы в фильмах ужасов, - сообщила Розенберг. - Я и не думала, что Эдвард будет перегрызать плаценту, но Билл сказал: «Конечно же, мы должны сделать так, что он разорвет плаценту зубами».
Сцена, одобренная автором. Режиссер был впечатлен, с какой зрелостью молодые актеры справлялись с эмоциональным аспектом сцены. Даже вечно шутящий Паттинсон был невероятно серьезен, готовясь проявить чувства при потере своей экранной жены.
«Обычно Роб изобилует чувством юмора, когда он над всем смеется, - вспоминает Кондон. - Но в тот день он будто бы пытался осознать, что бы почувствовал, потеряв Кристен».
Посмотрев фильм, Майер растрогалась:
«При просмотре этой сцены все плакали, ведь мы видим, как Эдвард переживает потерю дорогого ему человека».
Даже по окончании съемок фильма у Кондона нет времени вздохнуть спокойно. Он уже находится в туре в поддержку фильма по всему миру, и по возвращении отправится в студию, чтобы продолжить работу над вторым фильмом, которую он ожидает завершить к следующему лету.
Биллу Кондону удалось посмотреть всемирную премьеру фильма вечером в понедельник, находясь вместе с более чем пятью тысячами людей, что позволило ему понаблюдать за искренней реакцией фанатов. Частые выкрики из зала стали знаком, что режиссеру удалось сделать все как надо.
Розенберг столкнулась с взволнованным Кондоном на выходе из кинотеатра.
«Билл сказал: «Сработало, разве нет? Все о чем мы беспокоились, все получилось», - вспоминает Розенберг. - Он был очень доволен. Мы оба были более чем опьянены восторгом».
Перевод выполнен Gata2404 специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.