Двое в пустыни пытаются отыскать не только друг друга,
но и оазис, где они смогут быть вместе.
Д. Фаулз
Для каждого решения, принятого кем-либо, существует или существовало множество альтернативных вариантов. В Саге Эдвард и Белла пошли одной с множества тропинок, которая привела их к определенному исходу. А если бы главные герои действовали по-другому? Если бы не победили обстоятельства? Тогда сказка стала б не той, но все равно существовала.
Одну с таких обрисовала нам Валлери в фф «Вспомнить Все». Белла прыгает с утеса, Эдвард идет к Волтури и добивается своей первоначальной цели – погибает. Но это лишь предыстория. Белла попадет в рай. Эдвард отправляется в ад. Героиня получает положенное для ангела забвение. Герой – предназначенную для демона нащербнутую память. Влюбленные, которые и на Земле были «из разного теста», после смерти очнулись в разных мирах:
«… мы были противоположностями даже здесь, за пределами мира. Хуже – мы были полярностями». Теперь осталось единственная точка рандеву – все тот же мир людей, мир жизни.
Автор фф «Вспомнить Все» создает собственную мифологию, в которой демоны и ангелы имеют свое предназначение, нормы поведения и черты характера. Конечно, все почерпнуто из наших понятий и представлений о загробной жизни, но развито и доработано Валлери. Она акцентирует внимание на том, что выбор есть всегда, и за него нужно бороться, а не мирится с обстоятельствами.
Итак, Эдвард выбрал ад. Он помнит лица своих жертв, переживает их боль, признает в себе монстра, чувствует вину за смерть Беллы. Он помнит лишь плохое, ужасное и чудовищное. Это наказание. При первом же знакомстве с Эдвардом-демоном мы замечаем странности его поведения – ненависть, презрение и ни крохи жалости к себе. Неготовность уступать, внутреннюю борьбу с порождаемой Черным Ангелом тьмой в его душе. Но все же Эдвард, как марионетка, помыкаемая чистым злом, делает шаг ему навстречу. Он соглашается спуститься на Землю за душами, являющимися лекарством от боли,
«просто постоять рядом». Тут видим аналогию – и вампир, и демон убивает только насильников, воров, убийц. Страдающим он предоставляет выбор – жить дальше или завершить все самоубийством.
Белла, под стать Эдварду, является странным ангелом. Сладкая «амнезия» пришлась ей не по нраву, она не успокаивается в Раю, и Светлый Ангел – мама Лаурэлия – дает возможность помогать людям на Земле, спасая их от необдуманных поступков и не взвешенных решений. Однажды она чует демона у одной из жертв. Вопреки всем предрассудкам, Белла не убегает от чудовища, а первая обращается к нему. Проглядывая их диалог, можно заметить множество «почему», слетевших с уст ангела, оценить ее характер, выделив главные черты - любопытство, упрямство, чистоту, впечатлительность. Автор сумел передать ее стойкость и, в то же время, нежность и чуткость. С ней автор связывает простые, «легкие» слова, прибегает к простому постарению предложений, не утяжеляя их оборотами и обособленными членами, часто пользуется неполными короткими предложениями. Благодаря такой авторской манере героиня получилась хрупкой, приятной. По отношению к Эдварду Валлери часто использует более глубокие, распространенные предложения, способствующие активному анализу героя читателями, преодолению его внешней оболочки.
Чувства, которые захватывают героев, сладкие и губительные. В их описание водятся разнообразные приемы речевой выразительности, но в достаточных количествах, не утяжеляя текст. Автор работает на двух уровнях – чувствах самого героя и его души. Это выделяет «Вспомнить все» с окружения других фф, приукрашивая его:
«…он сближал наши лица, пока наши губы не слились в поцелуе… Моя душа рванулась к нему в ответ, и ничто не способно было удержать ее теперь… Наши души переплелись в причудливом танце, поглощая друг друга, то отдавая, то забирая». В рассказ очень гармонично вводятся Каллены - впечатлительные, внимательные, отзывчивые. Горюющие за ушедшими возлюбленными. Но горечь умеренная, реальная, ее можно почувствовать в словах, а не в слезах и истериках. Каленны рассказывают Эдварду о его прошлом, описывают причины ухода от Беллы и сметь бессмертного вампира. Мы видим их всего в паре глав, но успеваем почувствовать раскаянье Роуз, все возрастающую любовь Джасса и Элис. Узнать и их историю.
Рядом с главными героями мы видим абсолютное зло и абсолютное добро, которые так же являются второстепенными персонажами нашей сказки. Во многом благодаря Черному Ангелу и маме Лаурэлии главные герои достаточно оттеняются, мы видим те черты характера, которые свойственны лишь им, независимо от места их пребывания.
В тексте нет подробных портретов, но автор акцентирует внимание на определенных деталях. Так, глаза Эдварда «дьявольские», а Беллы – голубые, которые «бездонными озерами блистали»; фигура ангела невесомая, а демона – крайне напряженная. В нескольких главах повторяется замечание о душе Эдварда, в которую сам герой не верит:
«- Ты же говорил, что у меня нет души.
- Считай это метафорой». И прием оксюморона (как мне показалось) очень гармонично вписался в текст:
«Я знаю, промолчал я». Хотелось бы, чтоб автор немного больше внимания уделил пейзажам как способу раскрытия персонажа. Хорошо прописаны рай и ад в начале. Но потом эта ниточка теряется, хоть не исчезает совсем. После изгнания Эдварда с его тюрьмы (Черный ангел обрек Эдварда на вечное скитание между мирами после отказа второго приносить души), демон сидит на уступе скалы возле моря, где его находит Белла. И конкретно в этой сцене мне не хватило элемента природы. Живой, дышащей вместе с героями.
В фф прологом выступает диалог, диалоги вообще играют большую роль в рассматриваемой альтернативе. Но первый диалог дистрофичный, как будто в начале истории автор разложил перед нами голые кости, постепенно нанизывая на них само мясо. Может быть, так нужно. Но первые строки легко могут отпугнуть читателя, и он не доберется до эпитетов, оборотов, метафор, прилагательных. До выразительной речи, которая присуща фф Валлери. Он выбивается со стиля, в каком написан сам рассказ.
Композиция фф достаточно распространенна и легка: пролог, девятнадцать глав, два эпилога. Автор предоставляет читателю возможность самому решить судьбу героев и сюжета. В данном фф это приемлемо. Ведь Валлери изящно подвела нас к концовке рассказа, и два варианта эпилога не являются стрессом для читающего, лишь последствием выбора главных героев. Так же арт-эффектом является стих, который можно увидеть в начале рассказа, перед заголовком. Это ритмизованное короткое саммари, которое безошибочно вписывается в фанфик.
С пожеланиями вдохновенья и удачи, F_Sw
- оригинальность сюжета - 5
- раскрытие сюжета – 5.
- раскрытие образов главных героев – 5.
- раскрытие образов второстепенных персонажей – 5.
- грамотность автора – 5.
- логичность изложения – 5.
- композиционная структура, использование средств речевой выразительност – 5.
Рецензируемый фанфик -
Вспомнить все Автор фанфика -
Валлери Автор рецензии -
free_swallow