Сеймур Левов по прозвищу Швед (Юин МакГрегор) – привлекательный и преуспевающий еврейский бизнесмен, который в Америке 1950-х женится на первой красавице Нью-Джерси, покупает большой дом и становится счастливым отцом. Он полагает, что никто не может разрушить его личное счастье. Но когда его дочь Мерри (Дакота Фаннинг) вырастает, она попадает под влияние левых экстремистов. Сперва девушка ссорится с родителями, а затем оказывается главной подозреваемой во взрыве с человеческими жертвами и исчезает из города. Швед пытается найти дочь и доказать, что обвинения ложны, но чем больше он узнает о Мерри, тем яснее становится, что девушка действительно совершила теракт.
«Американская пастораль» не должна была стать режиссерским дебютом героя приквелов «Звездных войн» Юина МакГрегора. Шотландский актер изначально был нанят как исполнитель главной роли. Но когда режиссер «Солт» Филип Нойс покинул проект, МакГрегор решился сесть в кресло постановщика. И, к сожалению, его новая карьера началась с блина комом. «Американская пастораль» основана на сложном и горьком одноименном романе живого классика американской литературы Филипа Рота. Книга Рота – это размышление об американской истории, об американской мечте, о гранях американской цивилизации и культуры, о расовых трениях, о политическом кризисе поздних 1960-х, о месте евреев в Америке… И еще о многом другом. Вместить столь обширный материал в два часа экранного времени было решительно невозможно, и сценарист «Линкольна для адвоката» Джон Романо оставил от 400-страничного тома лишь основную последовательность событий.
При этом он почему-то не очистил свой текст от всех ошметок разрушенной авторской конструкции. Так, в начале и в конце фильма на экране появляется пожилой писатель Натан Цукерман (альтер эго Рота). В романе он является основным рассказчиком и комментатором случившегося со Шведом, и его точка зрения играет большую роль в идейном ряде книги. В фильме же Цукерман лишь обрамляет повествование, организованное как флешбэк, и его присутствие кажется совершенно излишним. Ведь в его уста не вложена ни одна мудрая или глубокая мысль.
Что останется от «Евгения Онегина», если вычеркнуть все авторские отступления и наблюдения и оставить лишь события пушкинского шедевра? Откровенно говоря, изрядное убожество. Прелесть «Онегина» отнюдь не в его сюжете. Сюжет «Американской пасторали» насыщенней и сильней, но и он не держится без авторских философствований и тонких литературных ходов. Картина МакГрегора более всего напоминает некогда популярные на американском ТВ «фильмы-предупреждения» – адресованные подросткам нравоучительные ленты о вреде приема наркотиков и прочих нарушений закона. Экранная «Пастораль» действует с той же топорностью, только повествует о вреде терроризма. Швед предстает идеальным отцом, который ничем не заслужил предательство дочери, а Мерри кажется глупой девчонкой, которая разрушает свою многообещающую жизнь, когда сперва связывается с экстремистами, а затем не решается обратиться к властям, во всем сознаться, покаяться и понести заслуженное наказание. Это мрачная и трагическая история, но фильму нечего сказать зрителям, кроме того, что террористом быть плохо. Даже если теракты вдохновлены трагедией Вьетнамской войны. Отчасти проблема картины заключена в ее кастинге. Судя по книге, персонажи МакГрегора и Дженнифер Коннелли, сыгравшей жену Шведа, должны быть агрессивно безупречными людьми из числа тех, кто даже у близких вызывает комплекс неполноценности. Звезды же фильма столь обаятельны и человечны, что все позаимствованные из книги упреки, которые им бросают, не достигают цели. Как можно упрекнуть МакГрегора, что он кого-то подавляет? Как можно сказать о Коннелли, что она столь ослепительно красива, что ее дочь с внешностью Дакоты Фаннинг рядом с ней чувствует себя неудачницей? МакГрегор и Коннелли столь мягки и уютны, что о них нельзя оцарапаться. И если в книге подобные реплики заставляют задуматься, то в фильме они говорят лишь о безумии тех, кто несет такую ерунду. Так же, кстати, в МакГрегора трудно поверить как в бывшего чемпиона по американскому футболу. Для этого нужны более широкие плечи. В фильме есть отдельные сильные моменты, и МакГрегор довольно убедительно изображает трагедию отца, потерявшего дочь еще до ее смерти. Но куда больше в картине странных или неудачных сцен. Например, фрагменты с участием Риты Коэн, сообщницы Мерри, просто ставят в тупик, а те эпизоды, где Коннелли изображает горе и безумие, кажутся скорее пародийным переигрыванием, чем искренним выражением чувств. В общем, с моралью «Американской пасторали» не поспорить, но тема радикализации американской молодежи уже много раз раскрывалась в кино и на ТВ, и потому немногочисленные достоинства ленты не делают ее полезным или интересным зрелищем. С 1 декабря в кино. Текст: Борис Иванов
За информацию спасибо сайту https://www.film.ru.
Рецензия на фильм "Американская пастораль" (Дакота Фаннинг)
|