Форма входа
Категории раздела
Стефани Майер [206]
Книги Сумеречной саги [120]
Фильм "Сумерки" [196]
Фильм "Новолуние" [191]
Фильм "Затмение" [342]
Фильм "Рассвет" [1462]
Книга/фильм "Гостья" [1178]
Актеры [15560]
Галерея [4926]
Фанфикшен [669]
Аудио-фанфикшн [61]
Обзоры фанфикшна [138]
Важные даты и события [202]
Библиотека [369]
Видео [4500]
Сайт [2496]
Опросы [172]
"Голодные игры" [6403]
Прекрасные создания [409]
Орудия смерти [1769]
Академия вампиров [1306]
Дивергент/Избранная [3899]
Делириум [40]
Золушка [1242]
Красавица и чудовище [1020]
50 оттенков серого [2652]
Если я останусь [263]
Сказки Диснея [374]
Фильмы Marvel и DC [664]
Прежде чем я уйду [4]
Ностальгия [202]
Утро, TR! [714]
Цитата дня [1770]
Кино с ... [397]
TR в пеленках [74]
Плейлист недели [543]
Разминка для ума [248]
Теория сериального взрыва [288]
Рекомендуем почитать [166]
Рекламное агенство [645]
Литературные дуэли [54]
АРТ-дуэли [108]
Разное [4289]
Горячие новости
Новости скоро появятся...


Top Latest News
Галерея
Фотография 1
Фотография 2
Фотография 3
Фотография 4
Фотография 5
Фотография 6
Фотография 7
Фотография 8
Фотография 9

Набор в команду сайта
Наши конкурсы
Конкурсные фанфики

Важно
Фанфикшн

Новинки фанфикшена


Топ новых глав лето

Обсуждаемое сейчас
Поиск
 


Мини-чат
Просьбы об активации глав в мини-чате запрещены!
Реклама фиков

В твоей власти
- Нет, остановись, - хриплый мужской голос раздался так тихо, что я, увлекая импульсами страсти, не сразу ответила. - Я не могу...
- Можешь, - простонала в ответ, разрывая и без того испорченную кофту и отбрасывая ее как можно дальше от себя. Плотнее вжалась в его тело, захрипела от новых ощущений. - Один раз... Никто не узнает... Будь со мной. Сейчас, - выдохнула прямо ему в губы.

Тень луны
Две жизни. Два пути. Параллельные и чуждые. Одна боль. Боль на двоих.

Цепь, клинок и крест
Европа с воодушевлением и верой в собственную правоту собирает рыцарей во Второй Крестовый поход. В рядах Христова воинства по разным причинам оказываются три девушки, раньше сражавшиеся на арене на потеху знати. У каждой своя история, свои враги и свой путь.

Проклятое золото
Ах, тяжело же быть отцом двух взрослеющих дочерей, – вздыхал Чарльз Свон. Одна наотрез отказывается выходить замуж за правильного человека, потому что пообещала сердце бедному матросу, вторая и вовсе грезит о собственном корабле. Неровен час обе совершат опасные безрассудства!

Обречённые на смерть
Некоторым тайнам лучше оставаться нераскрытыми.
Другая история семейки Калленов, другая тайна семьи.
Мистика, романтика

Фанси-таун
Кто поверит в существование «Телепорта домашнего»? Но ведь именно так написано на коробке. Все просто! Изгиб пространства, затраты энергии минимальны и объект переброшен, но последствия?!…

Краски вне линий / Coloring outside the lines
Да, это - продолжение "Красной Линии", наконец! Эдвард и его семья начинают новую жизнь в Вайоминге и это не будет легко. Сможет ли Эдвард оставить свое прошлое позади и начать все сначала, будучи отцом, любимым и ковбоем?

Кристофф
Розали, без преувеличений, лучшая кандидатура эскорт-агентства. А Кристофф Койновски привык брать самое лучшее.



А вы знаете?

... что можете оставить заявку ЗДЕСЬ, и у вашего фанфика появится Почтовый голубок, помогающий вам оповещать читателей о новых главах?


...что на сайте есть восемь тем оформления на любой вкус?
Достаточно нажать на кнопки смены дизайна в левом верхнем углу сайта и выбрать оформление: стиль сумерек, новолуния, затмения, рассвета, готический и другие.


Рекомендуем прочитать


Календарь
«  Декабрь 2020  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Образ какого персонажа книги наиболее полно воспроизвели актеры в фильме "Сумерки"?
1. Эдвард
2. Элис
3. Белла
4. Джейкоб
5. Карлайл
6. Эммет
7. Джаспер
8. Розали
9. Чарли
10. Эсме
11. Виктория
12. Джеймс
13. Джессика
14. Анджела
15. Эрик
Всего ответов: 13527
Мы в социальных сетях
Мы в Контакте Мы на Twitter Мы на odnoklassniki.ru
Группы пользователей

Администраторы ~ Модераторы
Кураторы разделов ~ Закаленные
Журналисты ~ Переводчики
Обозреватели ~ Художники
Sound & Video ~ Elite Translators
РедКоллегия ~ Write-up
PR campaign ~ Delivery
Проверенные ~ Пользователи
Новички

Онлайн всего: 63
Гостей: 53
Пользователей: 10
Alise_Callen, Atacenok, Ponni, dasha20011962, zdravkulia, Darisha8, lrobinzon, Принцесско9058, Blooomchik91, Катёна1707
QR-код PDA-версии



Хостинг изображений


Главная » 2020 » Декабрь » 8 » Орудия смерти

Во имя отца и сына. На Netflix вышел «Манк» — ревизия «Гражданина Кейна» от режиссера Дэвида Финчера и сценариста Джека Финчера, его отца

12:34
 На Netflix вышел «Манк» Стриминговый сервис выпустил первую полнометражную картину Дэвида Финчера за 6 лет, которую тот снял по сценарию своего отца Джека. Сценарий был написан 30 лет назад, а Финчера-старшего уже 17 лет как нет на свете. Это тихое признание в любви отцу с Гэри Олдменом в главной роли получилось осмыслением одной из самых известных загадок загадок Голливуда — авторства сценария культового оскароносного «Гражданина Кейна» 1941 года, а еще цельным размышлением о роли автора в Фабрике Грез и о тех человеческих жертвах, на которых она стоит. Егор Москвитин посмотрел фильм и по просьбе Esquire рассказывает, почему этот фильм Финчера войдет в историю.

«Манк» — фильм-лабиринт, и чтобы разглядеть его архитектуру целиком — или хотя бы выбраться на свободу без ссадин — нужно знать кое-какой исторический контекст. Лучше всего на русском языке он изложен в статье Инны Кушнаревой из журнала «Сеанс». Суть в том, что история создания «Гражданина Кейна» стараниями нескольких кинокритиков полвека назад превратилась в такую же великую голливудскую тайну, как и смерть Элизабет Шорт и гибель Шэрон Тейт. Впрочем, об этих убийствах уже сняты две бесконечно синефильские поэмы — «Черная орхидея» Брайана де Пальмы и «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. А о метафорической смерти, случившейся во время работы над сценарием «Гражданина Кейна», Голливуд суеверно молчал. Как минимум потому, что никто так и не предоставил неопровержимых доказательств преступления.

Предыстория

В 1942-м году «Оскар» за сценарий «Гражданина Кейна» — кстати, его единственную награду от Киноакадемии — получили сразу два автора: Герман Манкевич и Орсон Уэллс. Но оба за статуэткой не явились. В 1971-м году критикесса Полин Кейл опубликовала огромный труд, в котором утверждала, что Манкевич написал фильм в одиночку. А затем был ограблен и предан Уэллсом, который присвоил себе всю славу и даже предлагал бедствующему автору унизительную взятку за то, чтобы тот снял свое имя с титров.

Но в 1972-м году в американском Esquire вышел ответ критика Питера Богдановича — причем тайным соавтором его статьи принято считать самого Орсона Уэллса. Журналист доказывал, что сценарий главного фильма века был написан как минимум на равных, а Уэллс никогда не притеснял Манкевича. Журналистская работа Богдановича выглядела респектабельнее, чем заявление Кейл: он опросил больше свидетелей и ответственнее углубился в архивы. Но в то же время он был биографом Уэллса. А значит, мог симпатизировать тому точно так же, как Кейл симпатизировала Манкевичу — голливудскому аутсайдеру, разделявшему ее литературоцентричные взгляды на киноискусство.

И, наконец, в 1975-м году спорщиков вроде бы рассудил киновед Роберт Кэрринджер, получивший доступ к архивам со всеми версиями сценария. Его сравнение семи итераций текста доказывает, что между соавторами действительно шла творческая война, и всесильный Уэллс не стеснялся гнуть свою линию — но и не отрицал заслуг Манкевича. Так или иначе, история создания «Гражданина Кейна» остается фундаментальным мифом о цене, которую автор платит за рождение шедевра, и о муках, которые стоят за компромиссами коллективного труда. И в 2020-м году, когда искусство становится таким же политическим инструментом, как в 1930—1940-е, а расцвет стриминговых платформ предвещает возвращение к студийной системе, этот миф как никогда нуждается в пересказе.

Разрубить гордиев узел вековой тайны вызвались Netflix и Дэвид Финчер — человек, чью «Социальную сеть» чаще, чем любой другой фильм, называли «Гражданином Кейном» 21-го века. И вердикт, который он выносит в своем «Манке" — первой за шесть лет полнометражной картине после «Исчезнувшей» — примирит всех. Сценарист Герман Манкевич — жертва не режиссера Орсона Уэллса, а собственных идеалов, своей донкихотской натуры. Его сценарий «Гражданина Кейна» — сознательное литературное самоубийство; отчаянный протест голливудской звезды против мира, сотворенного Голливудом. На этом — вся историческая справка. Теперь о фильме. Который, впрочем, и сам постоянно использует флэшбеки, чтобы объясниться со зрителем — так что мы всего лишь подражали ему.

Сюжет (осторожно, спойлеры)

Основная сюжетная линия — три месяца затворничества Германа Манкевича на ранчо в Викторвилле, Калифорния, в 1940-м году. У бывшего журналиста, ставшего первоклассным, но редко упоминаемым в титрах сценаристом, сломана нога — причем после аварии, в которой он оказался из-за любви к печатному слову. К кровати он прикован не только гипсом, но и клятвой, данной Орсону Уэллсу — за 90 (а лучше — 60) дней закончить сценарий «Гражданина Кейна». В доме с Манкевичем — лишь саквояж, полный спиртного, да две женщины, врач и секретарша. Секретарша — англичанка, чей муж-летчик сражается с нацистами где-то в Европе; ее постоянное ожидание писем от любимого — еще одна метафора той убийственной силы, которая заключена в печатном слове.

Ассистентку играет Лили Коллинз, а сценариста — Гари Олдман, и если бы не недавний успех «Темных времен», «Оскар» за лучшую мужскую роль года уже можно было бы отправить ему по почте. Герман Манкевич в его исполнении — рыцарь печального образа, оказавшийся придворным шутом; легкомысленный повеса, в котором окажется больше человеческого достоинства, чем во всем Голливуде; трогательный семьянин, который, однако, не устоит перед платоническим романом на стороне — потому что не может не обнять того, кто слаб и беззащитен. Эдакий Хэнк Муди из «Блудливой Калифорнии» — но без блестящих доспехов Дэвида Духовны и с куда более высокими принципами и, как следствие, подлинно трагической судьбой.

А слабой и беззащитной в этой истории окажется голливудская актриса Мэрион Дэвис (Аманда Сайфред в лучшей своей роли) — молодая любовница медиамагната Уильяма Херста, с которого частично и списан образ Чарльза Фостера Кейна. Ну а самого обаятельного титана, в руках которого находится вся Америка, изображает Чарльз Дэнс, с лица которого еще не исчез трагический отпечаток власти, наложенный «Игрой престолов». И Херст, и Дэвис дружны с Манком, поэтому их превращение в героев «Гражданина Кейна» — предательство доверия. Но Манкевич не может поступить иначе, потому что хочет восстать против лжи, которую воротилы вроде медиамагната Херста и его оруженосца-продюсера Луиса Майера возвели в творческий принцип.

Точкой невозврата для Манка становится предвыборная кампания в Калифорнии. В ее ходе Голливуд выступает против кандидата-социалиста, прибегая чуть ли не к геббельсовской пропаганде. К стыду для себя, Манк должен стать сценаристом этой изысканной травли, чтобы расплатиться с карточными долгами. Но работа над «Гражданином Кейном» даст ему шанс расплатиться еще раз — с теми, кто использовал его в своей грязной борьбе.

Создание

Конфликт автора и режиссера, художника и индустрии, совести и системы, описанный в сюжете «Манка», причудливо рифмуется и с самой историей создания этой картины. Сценарий «Манка» еще 30 лет назад написал Джек Финчер — отец Дэвида Финчера, успешный журналист и невезучий автор. Его сценарий к биографической драме о Говарде Хьюзе (кстати, именно Хьюза, а не Херста Орсон Уэллс в начале рассматривал как прототипа героя своего дебютного «Гражданина Кейна») в итоге был перелопачен другими людьми и стал «Авиатором», вышедшим уже после смерти Финчера-старшего. А «Манк» выйдет лишь спустя тридцать лет после того, как будет написан — и так и останется единственной признанной работой Джека Финчера. Поставит его сын автора Дэвид Финчер, у которого, как и у Орсона Уэллса, до сих пор нет ни одного «Оскара» за лучший фильм или режиссуру. И Финчер, и Уэллс — легендарные перфекционисты и фанатики кино: Аманда Сайфред рассказывает, что одну из сцен «Манка» сняли с 200-го дубля. Исполнителем главной роли Финчер еще в 1990-е видел Кевина Спейси — то есть задолго до того, как тот, подобно Манкевичу, стал персоной нон-грата. А спонсором проекта мечты в итоге стал Netflix — такая же фабрика грез с артикулированной идеологией, как и киностудии, приводившие Манкевича в ужас.

Подобно «Роме» Альфонсо Куарона и «Артисту» Мишеля Хазанавичуса, «Манк» — кино черно-белое, настоящий образец классицизма. Подобно «Бердмену» и «Ла-Ла Ленду», это кино о жертвах, на которых стоит Бродвей и Голливуд. Кстати. театрального вундеркинда Уэллса, приехавшего в 24 года штурмовать Калифорнию, кинематографисты презрительно называли «мальчиком из Нью-Йорка». Так что все «оскары» у фильма как будто бы уже в кармане — хотя в плей-офф голосования академиков он наверняка столкнется с «Землей кочевников» Хлои Чжао. И повторится та же история, что и с дуэлями «Бердмена» с «Отрочества» и «Ла-Ла Ленда» с «Лунным светом»: нарциссическое вроде как кино про творцов столкнется с демократичным вроде как кино про людей. Счет десятилетия пока что — 1:1.

Решения

Впрочем, и безо всяких наград «Манк» достоин того, чтобы войти в историю — подобно тому, как с единственным из девяти возможных «оскаров» вошел в нее «Гражданин Кейн». «Манк» легок и изящен — и в то же время монументален. И он убеждает в том, что следующее десятилетие пройдет в кинематографе под знаком не только новой этики, но и беспрецедентной творческой свободы, подчиненной разве что зрительским интересам. Финчер хочет снять 134-минутный черно-белый фильм — и снимает его. Он хочет сделать главным героем сценариста — и скромные результаты «Трамбо» и вечность, прошедшая с триумфа «Бартона Финка» в Каннах, его не смущают. Он хочет стилизовать каждый кадр под «Гражданина Кейна» — и никто не смеет его остановить.

Пейзажи на ранчо героя выглядят, как дешевые студийные задники. Дворец Уильяма Херста напоминает о твердыне Кейна — замке Ксанаду. В правом углу кадра то и дело мелькает черная клякса; это знак механику кинотеатра заменить бобину с пленкой — и плевать, что в кинотеатре Netflix механиков не бывает. Оператор «Охотников за разумом» Эрик Мессершмидт подражает приемам из «Гражданина Кейна» — едва ли не первого фильма, в котором зрителю позволили полюбоваться потолками и героями, вырастающими за счет съемки снизу до размером диктаторов, если не титанов. Трент Резнор и Аттикус Росс каждой нотой отдают дань уважения Бернарду Херрманну — композитору, который приучил американских зрителей нервничать, а не млеть. А сценарист Джек Финчер строит повествование по тем же законам, что и Манкевич с Уэллсом. Те задолго до «Расемона» Акиры Куросавы придумали рассказать историю с точки зрения разных ее очевидцев; начать сюжет с конца и с помощью флэшбеков сделать саму память героиней детектива. Уже старомодные вступительные титры «Манка», идущие как бы наискосок, обещают зрителю, что он посмотрит на историю «Гражданина Кейна» — да и всего кинематографа — под новым углом.

И даже псевдоним Манкевича — Манк — дает бесконечный простор для интерпретаций фигура героя. Может быть, это сокращение от манчинов — порабощенных злой магией неуклюжих существ из нелюбимого Манкевичем «Волшебника страны Оз»? А случайно ли лицо Гари Олдмана на постере фильма искажено, как на самой известной картине Мунка «Крик» — портрете безумия, неотделимого от искусства? Если продолжать бредить — но и сам Манкевич писал сценарии в алкогольной горячке — то можно притянуть за уши и слово monk, «монах». Первое, что Манкевич — сначало ехидно, но затем серьезно — предлагает сделать своей секретарше, чей муж без вести пропал на войне, — помолиться. И весь «Манк» — вполне себе молитва за тех, чьи голоса и труды остались незамеченными, а чья служба — ненагражденной.

В начале было слово. И слово было у сценариста. И Финчер, сын сценариста, об этом напомнил. В титрах «Манка», в отличие от титров «Гражданина Кейна», режиссер не указан соавтором сценария — хотя за 30 лет с момента написания и 17 лет после смерти Финчера-старшего текст не мог не измениться.

Но самое надежное из объяснений жертвенного гения Манкевича отец и сын Финчеры на всякий слух проговаривают устами самого героя, потому что критикам с их трактовками лучше не доверять — вон какой шум они подняли из-за «Гражданина Кейна». В кульминационной сцене фильма Манкевич сравнивает себя с Дон Кихотом, вооруженным вилкой вместо ножа. Снять кино о Дон Кихоте мечтал и жестокий пассионарий Орсон Уэллс, и ранимый романтик Терри Гиллиам, а в итоге лучше всех это получилось у Дэвида Финчера, которого принято считать циником. Но в «Манке» он оказался идеалистом — и рассказал историю о мужественном человеке, который жаждет выступать против несправедливости, не думая о последствиях; о мученике, готовом бесконечно наказывать себя за единожды совершенное малодушие. Манк чувствует, что предал незнакомого себе человека — того самого кандидата-социалиста, замахнувшегося сделать Калифорнию раем на земле. И эта сильнейшая связь между близкими по духу людьми, которые даже никогда не встречались, вдруг заставляет зрителя верить в незримое единство всех, кто мечтает об общем благе. Уже этого было бы достаточно, чтобы влюбиться в «Манка» без памяти. Но фильм еще и получился тихим признанием сына в любви к отцу. Скончавшийся в 2003-м году Джек Финчер это признание уже не услышит, и миллионы зрителей Netflix, не знающие истории создания фильма, тоже.

А мы будем знать.


За информацию благодарим сайт Esquire
Источник | Категория: Орудия смерти | Добавил: АкваМарина | Теги: Герман Манкевич, Рита Александер, Манк, Дэвид Финчер, Биография, Netflix, Лили Коллинз, драма, рецензия|

Процитировать текст новости: выделите текст для цитаты и нажмите сюда: ЦИТАТА
Если Вы нашли ошибку или опечатку в новости, выделите текст и нажмите сюда.
Всего комментариев: 0
Обновить комментарии
Сумеречные новости
Новости скоро появятся...


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Колечко с голубым камушком


Новости по теме: