Форма входа

Категории раздела
Стефани Майер [205]
Книги Сумеречной саги [117]
Фильм "Сумерки" [196]
Фильм "Новолуние" [191]
Фильм "Затмение" [342]
Фильм "Рассвет" [1462]
Книга/фильм "Гостья" [1178]
Актеры [15533]
Галерея [4923]
Фанфикшен [669]
Аудио-фанфикшн [61]
Обзоры фанфикшна [138]
Важные даты и события [201]
Библиотека [369]
Видео [4500]
Сайт [2494]
Опросы [172]
"Голодные игры" [6398]
Прекрасные создания [409]
Орудия смерти [1766]
Академия вампиров [1306]
Дивергент/Избранная [3894]
Делириум [40]
Золушка [1242]
Красавица и чудовище [1019]
50 оттенков серого [2646]
Если я останусь [263]
Сказки Диснея [374]
Фильмы Marvel и DC [664]
Прежде чем я уйду [4]
Ностальгия [202]
Утро, TR! [714]
Цитата дня [1770]
Кино с ... [397]
TR в пеленках [74]
Плейлист недели [543]
Разминка для ума [248]
Теория сериального взрыва [288]
Рекомендуем почитать [166]
Рекламное агенство [645]
Литературные дуэли [54]
АРТ-дуэли [108]
Разное [4287]
Горячие новости
Top Latest News
Галерея
Фотография 1
Фотография 2
Фотография 3
Фотография 4
Фотография 5
Фотография 6
Фотография 7
Фотография 8
Фотография 9

Набор в команду сайта
Наши конкурсы
Конкурсные фанфики

Важно
Фанфикшн

Новинки фанфикшена


Топ новых глав лето

Обсуждаемое сейчас
Поиск
 


Мини-чат
Просьбы об активации глав в мини-чате запрещены!
Реклама фиков

Мухи в янтаре
Что есть любовь? Это привычка быть рядом с человеком, с которым тебя связывает слишком многое? Или это желание заполучить недоступную цель? Случайным попутчикам повезло выяснить, является ли любовью то, что они испытывают.
История двух запутавшихся людей.

Крик совы
Суровое, но романтичное средневековье. Проклятье, обрушившееся на семью. Благородные рыцари, готовые на отчаянные поступки ради спасения своих невест. Темная сила ведьмы против душевного света, преодолевающего самые невероятные препятствия. Мистическая история любви!

Искусство после пяти/Art After 5
До встречи с шестнадцатилетним Эдвардом Калленом жизнь Беллы Свон была разложена по полочкам. Но проходит несколько месяцев - и благодаря впечатляющей эмоциональной связи с новым знакомым она вдруг оказывается на пути к принятию самой себя, параллельно ставя под сомнение всё, что раньше казалось ей прописной истиной.
В переводе команды TwilightRussia
Перевод завершен

Цвет завтрашнего дня
Что может связывать безобидную девушку и мутанта, обладающего сверхъестественными способностями? Что если девушка давно чувствует, будто с ее жизнью что-то не так? Какие тайны она узнает, когда решится вернуть потерянные воспоминания?
Фантастика/Романтика/Экшен

Земное притяжение
Белла не помнит своего прошлого. Однажды она просто очнулась в больнице, без одежды и документов. Осталась в этом городе и обрела замечательных друзей. Но что если прошлое напомнит о себе самым неожиданным образом?

Моя судьба
Возможно, во мне была сумасшедшинка, иначе не объяснишь это желание постоянно находиться рядом с теми, от кого следовало держаться подальше. Но я, оказалось, любила риск. И те, кто мог лишить жизни, стали друзьями и защитниками: Элис, Джаспер, Эммет, Розали и Джеймс.
Белла/Эдвард.

Выпьем вина, любовь моя
Однажды я проснулась и подумала – ты был моим майским сном. Открытое окно, сигаретный дым на шее, силуэт твоей спины. А, может, я ничего не придумывала, не измышляла? Мы такие контрастные и размытые, совсем как неудавшийся кадр или незапланированный ребенок. И все-таки я буду помнить нашу историю долго-долго, ведь все мы ищем одного – счастья.
Правда ведь, любовь моя?

Антидот
Мы привыкли к Эдварду вампиру, но что будет, если Эдвард превратится из вампира в человека, что изменится в его отношениях с семьей и с Беллой, и такой ли уж это удачный поворот событий, как может показаться на первый взгляд.



А вы знаете?

...что новости, фанфики, акции, лотереи, конкурсы, интересные обзоры и статьи из нашей
группы в контакте, галереи и сайта могут появиться на вашей странице в твиттере в
течении нескольких секунд после их опубликования!
Преследуйте нас на Твиттере!

... что можете заказать обложку к своей истории в ЭТОЙ теме?



Рекомендуем прочитать


Календарь
Наш опрос
Что вы чаще всего делаете на TR?
1. Читаю фанфики
2. Читаю новости
3. Другое
4. Выкладываю свои произведения
5. Зависаю в чате
6. Болтаю во флуде
7. Играю в игры
Всего ответов: 7821
Мы в социальных сетях
Мы в Контакте Мы на Twitter Мы на odnoklassniki.ru
Группы пользователей

Администраторы ~ Модераторы
Кураторы разделов ~ Закаленные
Журналисты ~ Переводчики
Обозреватели ~ Художники
Sound & Video ~ Elite Translators
РедКоллегия ~ Write-up
PR campaign ~ Delivery
Проверенные ~ Пользователи
Новички

Онлайн всего: 85
Гостей: 81
Пользователей: 4
vanessa19032001, hel_heller, In3s, lar_tim
QR-код PDA-версии



Хостинг изображений


Главная » 2020 » Ноябрь » 22 » Орудия смерти

«Манк» — самый виртуозный фильм Дэвида Финчера

06:37
 «Манк» — самый виртуозный фильм Дэвида Финчера В кинотеатрах США 13 ноября состоялась премьера фильма Дэвида Финчера «Манк» — с 4 декабря драму можно будет увидеть на Netflix и в других странах. Главный герой — Герман Манкевич (Гэри Олдман) пишет сценарий будущего «Гражданина Кейна» (в 1942 году картина получила за него единственный «Оскар» и стала для многих «лучшим фильмом всех времен»). Сценарий для самого «Манка» написал отец Дэвида Финчера — Джек Финчер, который умер в 2003 году. Кинокритик Антон Долин посмотрел картину сразу после мировой премьеры и рассказывает, что нужно знать перед просмотром, чтобы полностью погрузиться в эту работу Финчера — самую многослойную и виртуозную среди его фильмов.

В сумрачном замке Ксанаду, один в пустой спальне, старик на смертном ложе произносит слово «rosebud» («розовый бутон») и умирает; из его руки выпадает стеклянный шарик со снегом. Теперь сотни людей, близких и чужих, будут ломать голову над смыслом этого слова, а значит, и смыслом жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна. Такова завязка «Гражданина Кейна» (1941) — дебюта Орсона Уэллса, впоследствии не раз признаваемого лучшим фильмом всех времен.

На ранчо Норт-Верде в Викторвилле, один в пустой спальне, мужчина лежит неподвижно в сгущающихся сумерках; из его руки выпадает стеклянная бутылка. В ней нет ни снега, ни жидкости, ничего. Мужчина не произносит заветного слова, и он не мертв — просто в отключке. Это Герман Манкевич, рядом с которым — неоконченная рукопись, сценарий будущего «Гражданина Кейна». В каком-то смысле он тоже вот-вот умрет, ведь, как известно, провозглашенная Роланом Бартом «смерть автора» случается в момент рождения его произведения. Однако Дэвид Финчер совершит невозможное — и вернет сценариста к жизни в своем амбициозном, многослойном, изысканном фильме «Манк».

Что стоит знать перед просмотром

Об этой истории ходили слухи еще в начале 1940-х. Бывший журналист Манкевич, легенда студийного Голливуда — по воспоминаниям современников, неизлечимый алкоголик, азартный игрок и самый остроумный человек своего поколения, — в 1930-х приложил руку к созданию десятков фильмов. Он отлично зарабатывал и преспокойно обходился без упоминания своего имени в титрах. В истории же он остался именно как сценарист «Гражданина Кейна», за которого получил «Оскара» в 1942 году (единственная номинация, в которой выиграл знаменитый фильм).

Для 25-летнего вундеркинда Уэллса этот момент стал высшей точкой карьеры — и началом многолетних мытарств, попыток отстоять перед продюсерами свой авторский стиль; «Гражданина Кейна» он делал, получив неслыханное право финального монтажа, впоследствии этого с ним почти не случалось. Для 43-летнего Манкевича «Оскар» ознаменовал финал карьеры, хотя тогда никто этого не осознавал (он, впрочем, прожил до 1953-го и работал еще над несколькими фильмами). А началось все в 1940-м, когда Манкевич со сломанной в автокатастрофе ногой угнездился на калифорнийском ранчо на два месяца, чтобы прийти в себя, попытаться протрезветь и написать по заказу Уэллса будущий magnum opus, получивший авторское название «Американец».

С этого и начинается фильм Финчера. Несколько недель работы над сценарием «Гражданина Кейна» легли в его основу, но при помощи исторических экскурсов режиссер размыкает время действия — и перемещает зрителя назад, в 1930-е. Тогда Манкевич и сдружился с Мэрион Дэвис — популярной актрисой комического и романтического амплуа, многолетней любовницей Уильяма Рэндольфа Херста, газетного короля и будущего прототипа Кейна. Манкевич был принят в их доме, поэтому знал материал не понаслышке. В нелинейной временной структуре фильма Финчера, чуть глумливо подчеркнутой всплывающими титрами — стилизациями под сценарные ремарки, набранные на пишущей машинке, — мы знакомимся с темой постепенно, по мере того как прикованный к постели Манк продвигается в своей работе. Поначалу плоть от плоти студийной системы, с годами Манк постепенно избавляется от иллюзий — и становится ее оппонентом. Он аккумулирует свою фрустрацию и протест в тексте, из которого родится лучший фильм в истории.

В 1971 году в The New Yorker — журнале, автором которого в былые дни значился сам Манкевич, — вышла знаменитая статья в двух частях, по объему тянувшая на книгу, «Выращивая Кейна» Полин Кейл. Подробно рассказывая об истории создания шедевра, влиятельная критикесса с фирменным литературным блеском доказывала, что Уэллс не был единственным автором «Гражданина Кейна»: своей гениальностью фильм как минимум не в меньшей, а то и в большей степени обязан сценарию Манкевича. Кейл погружала читателя в увлекательную биографию сценариста и выражала сомнения в том, что Уэллс хоть раз с тех пор поднялся на уровень своего дебюта. Там и была рассказана, со ссылкой на слухи, история о некрасивом предложении, сделанном режиссером Манкевичу, — отказаться от упоминания имени в титрах в обмен на десять тысяч долларов.

У сторонников Уэллса, переживавшего тогда не лучшие времена, статья вызвала ярость, вышло несколько полемических текстов-опровержений. С тех пор прошло полвека, и в защите Орсон Уэллс сегодня вряд ли нуждается. А вот имя Манкевича известно далеко не всем. Многие даже путают его с младшим братом, более успешным Джо Манкевичем («Все о Еве», «Клеопатра»), который тоже фигурирует в фильме Финчера.

В дискуссии сторонников Уэллса и Манкевича Финчер держит нейтралитет. Уэллс здесь не более чем второстепенный персонаж, дающий о себе знать по телефону и совершающий эффектный выход в финале. Мы не видим, как и кем создавался «Гражданин Кейн»; «Манк» заканчивается в момент начала работы над фильмом как таковым, тогда еще не получившим нынешнее название. Картина Финчера — о Манкевиче. И это не в большей степени биография, чем его же умопомрачительная «Социальная сеть» (которую Квентин Тарантино назвал лучшим фильмом десятилетия — тоже недурно) о Марке Цукерберге, созданная под очевидным влиянием «Гражданина Кейна», архетипического американского фильма о власти и том, как она разрушает личность.

Для Финчера «Манк» выходит далеко за рамки оммажа старому Голливуду. Для него это очевидно личный, болезненный и откровенный фильм — хотя бы потому, что сценарий написан его отцом Джеком Финчером. Как Манкевич, тот работал и в журналистике, и в кино. Как Манкевич, он имеет шанс войти в историю с одним фильмом — этим. Финчера-старшего не стало в 2003-м, и с тех пор его сын мечтал поставить «Манка».

Каким фильм получился

Перед нами фильм режиссера-перфекциониста, поставленный по заведомо знаменитому сценарию сложной судьбы, герой которого — сценарист сложной судьбы, писавший для режиссера-перфекциониста. А прямо сейчас вы читаете текст о фильме, основанном на статье, где рассказывается о создании другого фильма. Лабиринт зеркал как в культовой сцене из еще одного шедевра Уэллса — «Леди из Шанхая». Поскольку в эпилоге Манкевич получает «Оскара», будет красиво, если эта же судьба на церемонии 2021 года зеркально настигнет Финчера — незаурядного и недооцененного голливудским истеблишментом художника, снявшего свой самый виртуозный фильм.

Для ряда зрителей, впрочем, именно утонченность «Манка» может стать проблемой. Не погрузившись в контекст хотя бы отчасти (в идеале нелишне пересмотреть «Гражданина Кейна» и перечитать статью Кейл), проще всего увидеть в картине нескончаемую говорильню, хоть и сделанную на каком-то запредельном, даже по высоким стандартам Финчера, уровне.

Красоту фильма трудно передать словами. Черно-белые кадры и мастерские панорамы оператора Эрика Мессершмидта (он же снимал «Охотника за разумом») осознанно цитируют метод работавшего над «Гражданином Кейном» Грегга Толанда — глубокий фокус, съемки с низкой точки, бесконечные потолки, — добавляя к нему фирменную финчеровскую клаустрофобию. В конце концов перед нами история трезвеющего алкоголика, прикованного к постели травмой и припертого к стенке дедлайном.

Постоянные соратники Финчера — композиторы Трент Резнор и Аттикус Росс — ухитряются соединять узнаваемую музыкальную паранойю с джазовым духом эпохи; весь саундтрек исполнен вживую на инструментах того времени. Художник-постановщик Дональд Грэм Берт явно ощущал себя хозяином Ксанаду, настолько богатыми и изощренными выглядят выстроенные им интерьеры. В таком обрамлении могли бы засиять фактически любые актеры. Но Финчер выбрал лучших.

Конечно же, «Манк» — фильм Гэри Олдмана, самая значительная из сыгранных им ролей. Его потасканная элегантность, протягивающая ниточку от стоппардовского Розенкранца до оскароносного Черчилля, выходит здесь на следующий виток. В его Манкевиче уживаются уязвимость, бахвальство, легкомысленность, принципиальность, цинизм — с идеализмом. Не менее восхитительна Аманда Сайфред в роли Мэрион Дэвис, выходящей далеко за рамки шаблона голливудской звезды: она умна, скрытна, обаятельна, великодушна, способна сочетать прагматичность с романтичностью.

Монструозный Голливуд представлен как прославленными статистами (на экране мелькают, едва задерживаясь в памяти, Чаплин, Гарбо, Гейбл и другие), так и многоголовым продюсерским чудищем — появляются лицемерно радеющий о народе Луис Б. Майер (Арлисс Ховард), давно договорившийся с совестью Ирвинг Тальберг (Фердинанд Кингсли), откровенно туповатый Дэвид Селзник (Тоби Леонард Мур). Двойственными фигурами предстают режиссеры: склонный к удобным компромиссам Джо Манкевич (Том Пелфри) и аутсайдер Уэллс (Том Берк в этой роли подозрительно смахивает на самого Финчера). Надо всем царит демонический и, как правило, молчаливый Херст, на роль которого вряд ли случайно пригласили Чарльза Дэнса; всему миру он известен как воплощение макиавеллизма — Тайвин Ланнистер из «Игры престолов». Тепла этому миру хищных рептилий придают женские персонажи: жена Манкевича Сара (Таппенс Мидлтон) и его машинистка Рита Александер (Лили Коллинз), чье имя реальный Манк подарил героине «Гражданина Кейна».

Поначалу можно увидеть в «Манке» лишь набор более или менее удачных виньеток из жизни Голливуда золотого века. Чего стоит сцена знакомства Манка и Мэрион, которую как раз «сжигают на костре» на съемках второсортного вестерна. Или эпизод, в котором компания подвыпивших сценаристов на ходу придумывает завиральный сюжет для низкопробного хоррора. Или чарующая прогулка по частному зоопарку Херста — еще одна отсылка к «Гражданину Кейну». Использован полный набор анекдотов из статьи Кейл: свою жену герой называет исключительно «бедной Сарой», а когда его тошнит посреди роскошного приема, он не забывает успокоить гостей — мол, «рыба вышла вместе с белым вином».

Однако постепенно Финчер собирает разрозненные сценки в единое интимное и одновременно фундаментальное полотно. «Манк» трансформируется в глубокий и безнадежный эпос о сути творческого компромисса. В поместье Херста магнаты и продюсеры безразлично обсуждают приход Гитлера к власти — это не волнует никого, кроме Мэрион и Манкевича (мы узнаем, что он вывез из нацистской Германии целую деревню евреев; интересно, правда ли это?). Зато, когда наступает пора выборов губернатора Калифорнии, политиканы, газетчики и кинематографисты, к ужасу Манка, сплачиваются в единой кампании против кандидата от социалистов Эптона Синклера. В ход идут популизм, изготовленные при помощи Голливуда фейковые новости, подтасовки и прямое использование пропагандистских методов Геббельса. Критика Финчером Голливуда предельно жестка и бескомпромиссна. Между двумя писателями — Синклером и Манком — устанавливается невидимая связь: каждый бросает собственный обреченный вызов тем, у кого в руках власть. Конформист-сценарист превращается в трагическую фигуру.

Когда Финчер снимает фильм, основанный на реальных событиях — «Зодиак», «Социальная сеть», «Охотник за разумом», — то создает искривленное пространство, которое никому не придет в голову сверять с любой версией реальности. Парадоксальным образом в самом стилизованном и далеком от современности из этих фильмов — «Манке» — режиссер внезапно налаживает связь с актуальностью. Двуличие индустрии развлечений, беспринципность прессы, позорный цирк предвыборных технологий, мир пожирающих друг друга акул (тоже образ «Леди из Шанхая») — все это без дополнительных экстраполяций или подмигиваний проецируется на окружающий нас мир. При этом «Манк» декларативно удален от любого рода повестки; моду Финчер, как и Уэллс, игнорирует.

Трудно не заметить и других параллеле между Уэллсом и Финчером, как бы последний от них ни открещивался. «Манк», подобно двум главным фильмам Уэллса — «Гражданину Кейну» и поздним «Полуночным колоколам», — получился историей о принципах и предательстве дружбы. Второй из этих фильмов, который не добился такого признания, сам автор ценил выше; в нем он исполнил давнюю мечту — собрал в единую драматургическую ткань несколько шекспировских пьес и сыграл роль, которую считал важнейшей в своей карьере, — Фальстафа. Грузный рыцарь, трус и пьянчуга, опекающий избалованного принца, — не такова же ли дружба Манка с Орсоном? Для Уэллса Фальстаф был постаревшим Гамлетом. Или вариацией Дон Кихота (еще один сюжет, за который брался неутомимый Уэллс, хоть и не смог довести до конца).

На праздничной вечеринке в замке Херста Манк в алкогольном чаду рассказывает продюсерам о своем замысле — современной версии «Дон Кихота» — и на глазах вырастает из придворного шута в рыцаря, несущегося с копьем наперевес прямиком к мельницам. Притихшую Мэрион он же неслучайно сравнивает с невидимой Дульсинеей.

За напускным цинизмом и бравадой скрывается платоническая любовь, за презрением к морализаторству — отвага и честность. И если в потаенных желаниях женщин, грубости и властолюбии мужчин, глупости и пустоте голливудской ярмарки тщеславия мы без труда узнаем того самого Финчера, который сделал «Игру», «Бойцовский клуб», «Социальную сеть» и «Карточный домик», то благородный алкоголик и острослов Манк — абсолютно новый для него герой, в котором, возможно, режиссер узнал черты своего отца.


За информацию благодарим сайт Meduza
Источник | Категория: Орудия смерти | Добавил: АкваМарина | Теги: Mank, биография, Рецензия, Герман Манкевич, драма, Рита Александер, Манк, Лили Коллинз, Дэвид Финчер, Netflix|

Процитировать текст новости: выделите текст для цитаты и нажмите сюда: ЦИТАТА
Если Вы нашли ошибку или опечатку в новости, выделите текст и нажмите сюда.
Всего комментариев: 0
Обновить комментарии


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Три месяца, две недели и один день


Новости по теме: