В адаптации «Космополиса» Дэвида Кроненберга – романа постмодернистского автора Дона ДеЛилло, канадский режиссер взялся за основательный критицизм капитализма, жадности и класса. При участии актерского ансамбля, построенного на коротких эпизодических ролях, фильм подкреплен энтузиазмом, переполнен опустошенностью исполнения Роберта Паттинсона, сбрасывающего свою сумеречную шкурку для чего-то более существенного и напоминающего Кристиана Бэйла в американском «Психо». Задача сжатия таких насыщенных литературных понятий в кинематографическую форму – колоссальна, и Кроненберу обязательно должны аплодировать за его амбициозную попытку претворения этих абстракций в жизнь. Но так же остались неоспоримые устаревшие и статические качества «Космополиса», которые создают это ощущение наблюдения, словно кто-то читает книгу.
Начальные титры раскрывают перед нами последовательность картин в стиле Джексона Поллака, в то время как зловещая музыка, любезно предоставленная постоянным коллегой Кроненберга – Говардом Шором, создает тревожное настроение. Все это сопровождается знакомством с Эриком Пэкером (Паттинсон), одетым, словно мистер Смит из «Матрицы» и ожидающим свой белый лимузин в море белых лимузинов. Желая подстричься, преуспевающий молодой финансист отправляется в другой конец города в сопровождении своего мрачного, со-мной-эти-фокусы-не-прокатят охранника Торвала (Кевин Дюран), который постоянно предупреждает Пэкера о том, что это путешествие через весь город подвергнет его жизнь опасности. Но это не беспокоит Эрика, который, в своем хай-тек лимузине, прячется от проблем, разрушающих общество, прямо за его окном, между тем, проводя время в интеллигентных беседах со множеством гостей. Так проходит день, а таинственные, иногда безымянные персонажи, приходят и уходят, истинные намерения Пэкера - очнуться как человеку, который стал полностью оторванным от реальности окружающего его мира.
Легко понять, почему к этому материалу был привлечен Кроненберг, ведь это затрагивает темы, которые он развивает на протяжении всей своей фильмографии. Персонажи бесконечно философствуют о ценности вещей, об искусстве, деньгах, времени, тщеславии, возрасте, сексе и алчности. Но в чем эта адаптация пострадала, так это театральная манера, в которой она представлена. Персонажи присутствуют лишь как средство передачи идей, переживаний, это ощущается чуть ли прямо не из книги. От арт-дилера нимфоманки Жюльетт Бинош, до притягивающего к себе внимание зациклившегося сталкера Пола Джаматти, все они служат в качестве средства передачи идей. Сара Гэйдон (которая также снялась у Брэндона Кроненберга в его не известном фильме «Антивирусный») играет жену Пэкера – Элис с таким же местами мрачным исполнением как у Паттинсона, и являющуюся одним из немногих персонажей, имеющих хоть какую-то реальную цель.
Космополис – это непростой фильм, настолько переполненный идеями, что он едва ли может уместить их всех. Между анархистами, пожирающих дохлых крыс, и осуждением призрака капитализма - иллюзорного, как апокалипсис, здесь хватит достаточно над чем поразмыслить еще долгое время после выхода фильма. Иногда он похож на предыдущий фильм Кроненберга «Опасный метод», который также пытался кратко обрисовать очень сложный комплекс проблем, в то время как чувства немного возвышены и, возможно, лучше подходят для спектакля. Здесь присутствует хорошая осведомленность с чрезмерно снисходительной нелинейностью доктрины и теорий, что для некоторых, безусловно, будет превосходным шансом размять свой мозг. Несмотря на интересующие концепции, никуда не делся голод кинематографической энергии, которая пропитала «Космополис» ощущением чего-то большего, чем поверхностная адаптация.
Перевод выполнен yMeJIo4Ka специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Канны 2012: Обзор «Космополиса»
|