В свои 69 канадский режиссер Дэвид Кроненберг более плодовит и респектабелен, чем когда-либо раньше. Но, даже начиная с венерических странных существ в «Судорогах» 1975 года и заканчивая Эриком Пэкером, скучающим капиталистом, сыгранным Робертом Паттинсоном в его адаптации романа «Космополис» Дона ДеЛилло, интеллектуальность, целостность, и погруженность Кроненберга в человеческую психологию никогда не ставились под сомнение. Так, названный однажды Бароном крови, он становится одним из столпов кинематографа, и мы это знаем, даже несмотря на то, что темы изменяются, страсть Кроненберга остается неизменной.
«Космополис» это ваш первый сценарий, который вы написали более чем за десять лет. Почему вы адаптировали именно эту книгу?
«Здесь дело в интуиции. Чтобы я написал сценарий, мне нужно знать, что эту книгу можно преобразовать в фильм. Это не приходило мне в голову до тех пор, пока книги ДеЛилло так никто и не взялся экранизировать. Многие из них подходили, но ничего так и не случилось. Так что мне понравилась мысль быть первым, кто принесет диалоги Дона в мир. Этот стиль диалогов создал шаблон для всего, включая и визуализацию книги».
Кажется, вы чувствуете себя вполне комфортно, создавая такие разные диалоги от романтической мелодрамы «Муха» до темной комедии «Столкновение» и странной театральности в этом фильме.
«Что ж, «Космополис» достаточно забавный фильм, даже пусть и очень странный, с темным юмором. Но хотя фильм от фильма отличается, диалоги – это всегда то, на что нужно обратить особое внимание. Даже в моих ранних фильмах, таких как «Судороги», диалоги довольно эксцентричны. Это не обычные диалоги низко-бюджетных фильмов ужасов, где преобладает тенденция к банальности и реализму. В моих диалогах всегда была особенная стилистика. И я наслаждаюсь этим. Для меня, диалоги – это и есть кино».
Злит ли вас, когда критики обвиняют ваши последние фильмы в том, что они перегружены разговорами, будто бы ваши ранние работы не отличались этим?
«Конечно же, это немного расстраивает. Вы чувствуете, что они просто не обращают внимания на них. Заядлый кинолюбитель забыт, их заменили те, кому все равно. Вы платите деньги и получаете столько внимания, сколько хотите. Но для киножурналиста это не профессионально».
Многие бы сказали, что в Дэвиде Кроненберге сегодня сложно узнать того человека, который создавал «Судороги» и «Муху». Вы чувствуете, что остались прежним режиссером?
«Я чувствую себе тем же, хотя и более зрелым и уверенным в своих способностях создавать. Но я сделал некоторые вещи и не чувствую потребности делать их вновь. Я не имел в виду жанр. Я не имел в виду, что больше никогда не сниму еще один фильм ужасов, потому что состоялся уже как режиссер. Я без колебания сделаю еще один фильм ужасов, если он будет достаточно интересен мне. Но многие из тех проектов, что предлагают мне, настолько напоминают мне мои предыдущие работы, что это скорее будет похоже на ремейк. На самом деле мне предлагали сделать ремейки большинства моих фильмов. Но этого не будет. И я не отвернулся от своего жанра, я просто не хочу становиться скучным».
Будет ли справедливым сказать, что «Космополис» более интересен с точки зрения настроения и тона фильма, нежели с точки зрения логики и близости к книге?
«Я рад слышать этот вопрос! Люди, которые привыкли к голливудским фильмам, где все просто и объяснимо, могут расстроиться. Нет ни шанса, что кто-то сможет проследить за тем, что говорит героиня Саманты Мортон. По крайней мере, не в первый раз. Я думаю об этом, как о научно-фантастическом фильме, где межгалактический пилот объясняет, как работает его звездный корабль. Тебе не нужно понимать, что он говорит, тебе просто нужно поверить, что он знает, о чем он говорит. Эрик Пэкер понимает, когда его директор по аналитике и проектному планированию объясняет, как будущее связано с капитализмом. Это вдохновляет его, это все, что ему нужно знать».
Что вы думаете об Эрике Пэкере – и так ли уж важно, чтобы ваш главный герой понравился?
«Думаю, важно, чтобы вы начали сопереживать ему, необязательно, чтобы он был вам симпатичен. Вы должны хотя бы немного понять его, но это не значит, что он должен понравиться вам. Вы должны быть очарованы им достаточно, чтобы оставаться с ним на протяжение всего фильма. Именно поэтому вам и нужен такой харизматичный актер, как Роб, лицо которого заставляет вас хотеть смотреть на него и дальше».
Имел ли выбор такой звезды, как Роберт Паттинсон, какие-то преимущества для вас, кроме того факта, что он подходил на эту роль?
«Схожая ситуация была, когда я прослушивал Вигго (Мортенсена в «Порок на экспорт»). Это важно с точки зрения финансирования. Если бы Роб не был известен в связи с «Сумерками», я не смог бы взять его в этот фильм. Но для меня креативность ничего не значит. Когда вы на съемках, здесь есть только вы. Здесь нет никого другого. Это как будто он никогда не снимался в другом фильме, а я никогда не снимал другого».
Вам нравится мысль, что твайхарды обратят свое внимание и на «Космополис»?
«Нравится. Многие девушки-фанатки Роберта создали сайты «Космополиса», и некоторые из них поразительно сложны и красивы. И они читали книгу и обсуждали ее. Они знают, что это не «Сумерки» и они все равно с нетерпением ждут. Помню, некоторые девушки стояли снаружи по несколько часов, пока мы снимали. На них были надеты футболки с надписью «Нэнси Бабич» и с изображением пистолета (ссылка на телохранителя Паттинсона). Так что я с радостью надену ее для них! Несомненно, будут и некоторые из фанатов Роба, которые никогда и не слышали о Доне ДеЛилло или мне, которые придут посмотреть этот фильм. Это не торт, но глазурь все же есть».
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Интервью Дэвида Кроненберга
|