Бургундия, Нормандия,
Шампань или Прованс -
Куда бы ни унёс вас верный конь,
При вас наш меч фамильный
И песенка при вас:
Где подлость - там схватка,
Два слова и - перчатка,
Пока ещё жива Гасконь!
Бургундия, Нормандия,
Шампань или Прованс,
Эфес почаще грейте о ладонь.
Дай бог, чтоб эта песня была, мой друг, про вас:
Где подлость - там схватка,
Два слова и - перчатка,
Пока ещё жива Гасконь!
Благословляю вас в дорогу,
Вослед врагам всегда найдутся и друзья.
Деритесь там, где можно, слава богу -
И уж конечно, там деритесь, где нельзя!
Бургундия, Нормандия,
Шампань или Прованс,
И в ваших жилах тоже есть огонь.
Но умнице Фортуне, ей-богу, не до вас,
Пока на белом свете,
Пока на белом свете,
Пока на белом свете есть Гасконь!
к/ф "Д'Артаньян и три мушкетёра"
Глава 1. Письмо Вы-Знаете-Откуда Стоял тёплый август, и солнце заливало своими лучами Лондон. Дни становились всё короче, но пока что это не слишком обращало на себя внимание. Другое дело, что летнее тепло понемногу уходило, и это заставляло жителей стараться проводить на солнце больше времени. Но были в Лондоне и места, где солнце даже летом – редкий гость.
Крыша Блэк-Холла была ярко освещена, но в комнатах лежал мягкий полумрак из-за задёрнутых занавесей. Обитатели дома №12 на площади Гриммо любили подольше поспать – в основном из-за того, что предпочитали поздно ложиться. Нынешний день не был исключением, так что мистер и миссис Блэк только выбрались из постели.
Этажом выше примерно посередине коридора располагалась ещё одна спальная комната, принадлежавшая их сыну. Он мирно спал, уютно устроившись на кровати, укрытой зелёным балдахином. Стрелки часов, стоявших на камине, перешли за одиннадцать, когда раздался хлопок, и в комнате появился домовой эльф. Хлопок разбудил мальчика, он недовольно зашевелился и приоткрыл глаза.
- Кричер извиняется, что разбудил молодого хозяина, – закланялся домовик. – Но хозяйка Беллатриса и хозяин Бартемиус послали Кричера, чтобы тот передал просьбу. Хозяина Альтаира просят спуститься вниз.
- Зачем, ты не знаешь?
- Кричер не знает, но Кричер думает, что по хорошему поводу. Старший хозяин и хозяйка выглядят очень довольными, – домовик ещё раз поклонился, почти коснувшись носом пола.
Альтаира словно пружиной подбросило на кровати.
- Кричер, отвечай немедленно: почту уже принесли?
- Да, хозяин Альтаир, уже несколько часов как прине…
- Там было письмо? Письмо из Хогвартса?
- Кричер не знает, Кричер не смотрел. Но Кричер может посмотреть и всё рассказать! – с готовностью предложил эльф.
- Нет, не надо. Я сам. А ты притащи пару пирожных с кухни. И чаю. Да побыстрее!
Кричер с хлопком исчез, а Альтаир спрыгнул с кровати. Распахнув шкаф, он быстро оделся, наспех проглотил принесённое домовиком и, толчком открыв дверь, бросился вниз по лестнице. Притормозил он лишь у первого этажа, отбросил с лица волосы, успокоил дыхание и чинно вошёл в гостиную.
Отец сидел в кресле у окна и, как и говорил Кричер, имел крайне довольный вид. Мама, стоявшая за ним, сияла от радости. Альтаир подошёл и умоляюще глянул на них.
- Я пришёл. Вы что-то хотели от меня?
Бартемиус Блэк улыбнулся и поднял руку с большим желтоватым конвертом.
- Поздравляю, – только и сказал он, с улыбкой глядя в серые глаза, вспыхнувшие радостью.
- Папа… это …
- Да, – Беллатриса обошла кресло и, присев, обняла сына. – Из Хогвартса.
Альтаир издал восторженный возглас и схватил письмо.
- Лондон, Блэк-Холл, мистеру А. Блэку, – прошептал он, глядя на надпись на конверте, сделанную изумрудно-зелёными чернилами. Подрагиваюшими от волнения руками Альтаир вскрыл конверт и вытащил оттуда лист пергамента. Он замер, счастливо глядя на него. «Уважаемый мистер Блэк! Мы рады проинформировать Вас, что Вам предоставлено место в Школе чародейства и волшебства «Хогвартс»…»
- Ура! – Альтаир бросился отцу на шею. – Наконец-то!
Бартемиус, смеясь, обнял сына.
- Разве ты сомневался?
- Нет, конечно, но… я так этого ждал!
- И дождался, – подхватила Беллатриса, разом обнимая обоих. – Через две недели ты будешь в Хогвартсе!
Альтаир зажмурился от счастья. Тем временем его отец подобрал с пола конверт и достал оттуда второй лист.
- Та-а-ак, и что тебе потребуется? Ну, мантии, шляпа, перчатки, зимний плащ – всё это уже есть, только в июле покупали… Учебники… О, «История магии», ещё мы с Беллой по ней учились. Гуссокл, Уоффлинг, Свитч, – всё как обычно. «Магические отвары и зелья» – ну, эту тебе Северус подарил, «Фантастические звери: места обитания» – о, а эту – Ремус. Знали, хитрецы, что понадобится. Ха, Белла, ты только взгляни: «Тёмные силы: пособие по самозащите». Самая необходимая вещь для Блэка, а как же иначе?
Беллатриса расхохоталась и взъерошила сыну волосы.
- Разумеется, надо же знать, как от тебя защищаться будут!
Теперь смеялась уже вся семья. Бартемиус снова посмотрел в список.
- Ну, всё остальное у тебя есть. Кроме волшебной палочки. В Косой переулок отправляемся сегодня же, – Альтаир замер от восторга, – как я и обещал. Хм, «Студенты также могут привезти с собой сову, или кошку, или жабу». Ну, жаба – это смешно, а вот кошку или сову – не хочешь?
- Лучше бы собаку, – вздохнул Альтаир. – Но, как я понимаю, этого нельзя?
- Увы. Единственная собака в Хогвартсе – это пёс Хагрида.
- И Филч, – хихикнула Беллатриса.
- Не обижай собак, – хмыкнул Бартемиус. – Ну, вот и всё. Ах да, метлу, извини, брать нельзя.
- Как – нельзя?! – уставился на него Альтаир. – Почему?
- Да Моргана его знает, почему. Но первокурсникам собственные мётлы нельзя. Не расстраивайся, в следующем году купим тебе самую лучшую, какая только будет. Я уверен, ты обязательно попадёшь в факультетскую команду.
Альтаир со вздохом кивнул. Что ж, в конце концов, ничего страшного, если потерпеть. Всё равно можно будет сколько хочешь летать на каникулах.
- Ну, а теперь – завтракать и к Олливандеру, – подытожил Бартемиус, откладывая письмо в сторону. – И сделай милость, Альтаир, веди себя прилично. Сегодня очень важный для тебя день.
* * *
После завтрака семья собралась у главного камина Блэк-Холла. Бартемиус, крепко держа сына за руку, взял горсточку Летучего пороха и, бросив её в камин, шагнул следом, спокойно произнося:
- Дырявый котёл!
Альтаира, не выпускавшего руку отца, закружило и понесло вперёд. Перед глазами всё вертелось, проносились цветные пятна, к горлу начала подкрадываться тошнота, но путешествие не было долгим – спустя полторы минуты или около того они шагнули в паб. Альтаир с любопытством огляделся. Первое впечатление было такое: свинарник. Грязно, людно, шумно. Молодой Блэк поморщился, что сразу заметил отец.
- Ничего не поделаешь, Альтаир, общественное место, – Бартемиус презрительно хмыкнул. – К счастью, это всего лишь проход в Косой переулок.
За их спинами из камина появилась Беллатриса.
- Ну что, вперёд, мальчики. Не стоит здесь задерживаться.
Они двинулись вперёд. Народ здесь был самый разнообразный, хотя вряд ли кого, по мнению Альтаира, здесь можно было отнести к приличным волшебникам. Он отметил с любопытством, что, хотя большинство заняты лишь собой или собеседниками, некоторые всё же бросают на них взгляды, причём в основном недружелюбные. Правда, стоило отцу или матери повернуть голову в сторону глядящего, как взгляды моментально делались испуганными и быстро опускались. Это было весьма интересно – надо полагать, как раз одна из распространённых реакций на Блэков. Альтаир прекрасно знал о славе своего рода и был весьма ею доволен.
Выйдя на задний двор, Бартемиус вынул волшебную палочку и постучал по кирпичам над мусорными баками. Кирпичи задвигались, меняя своё расположение, и через несколько секунд перед ними была арка. Блэки прошли через неё и оказались в Косом переулке.
Альтаир оживлённо вертел головой. Здесь тоже было людно, но, по крайней мере, посвободней и воздух не спёртый, как в пабе. Кругом были расположены всевозможные магазины, торговавшие всяческими волшебными принадлежностями. Впрочем, мало что из этого заинтересовало Альтаира. Разве что магазин «Всё для квиддича», он даже притормозил, чтобы рассмотреть выставленную в витрине метлу, но оказалось, что это «Нимбус-2000». Он уже четыре дня как был у него – подарок отца на день рождения. И был ещё один любопытный магазинчик, где продавались различные товары для розыгрышей. Альтаир взял его себе на заметку – после того, как ему купят волшебную палочку, надо будет уговорить родителей зайти туда. Лишь бы разрешили – мама почему-то была уверена, что ему и подручных средств более чем достаточно, чтобы устраивать тарарам.
- Мы пришли, – объявил отец, останавливаясь перед маленьким неприглядным зданием, на котором висела вывеска: «Семейство Олливандер – производители волшебных палочек с 382-го года до нашей эры». Буквы когда-то были позолоченные, но это было, судя по всему, ещё до появления на свет родителей Альтаира. Даже витрина - и та была мутной и запылившейся. Бартемиус шагнул вперёд и распахнул дверь, пропуская жену и сына.
Альтаир переступил порог, слыша где-то в глубине магазина звон колокольчика. Помещение было удивительно маленьким, впрочем, возможно, это впечатление создавали стеллажи, которыми оно было заставлено. Через несколько секунд раздались тихие, почти неслышные шаги, и из-за стеллажей вышел старичок, с интересом смотрящий на посетителей.
- О, – губы пожилого волшебника тронула вежливая улыбка, – мистер и миссис Блэк. Рад вас видеть. А это ваш сын, я полагаю? Пришёл получить свою волшебную палочку?
- Да, сэр, – кивнул Альтаир. Олливандер – а это явно был он – выглядел как-то загадочно, отчего становилось немного не по себе, но Альтаир только выше поднял голову, напоминая себе, что он – Блэк и должен вести себя соответственно.
- Очень хорошо, очень хорошо, – забормотал Оллливандер, подходя к стеллажам и задумчиво проводя рукой по узким коробочкам. – Что ж, дайте мне подумать… Мистер Блэк, какой рукой вы держите палочку?
- Правой.
Старичок вытащил из кармана длинную серебряную линейку и принялся измерять сначала правую руку Альтаира, а потом перешёл к росту, ширине плеч, окружности головы и прочим анатомическим параметрам. Альтаир терпеливо ждал. Закончив с измерениями, Олливандер снова подошёл к стеллажам и снял несколько коробочек.
- Для начала давайте попробуем эту. Шиповник и волос единорога, одиннадцать с половиной дюймов, очень гибкая. Возьмите её и взмахните.
Альтаир осторожно взял палочку и попробовал сделать взмах, но ничего не произошло, за исключением стоявшего у стены стула, который неожиданно развалился на части. Олливандер поспешил забрать палочку, задумчиво покачивая головой.
- Что ж, а вот эта? Десять дюймов, кипарис и перо феникса, немного своенравная, но мощная…
На этот раз, несмотря на последовавшие один за другим несколько взмахов, вообще ничего не случилось. Олливандер, порывшись на полках, достал ещё несколько коробочек.
- Возможно, вот эта, мистер Блэк… Палисандр и волос мантикоры, десять с половиной дюймов – попробуйте.
Эта палочка оставляла в воздухе при взмахе дрожащий багровый след, но у Альтаира было странное чувство, что её неудобно держать в руке – словно она упрямилась. Он положил палочку на стол и покачал головой. Олливандер снова с глубокой задумчивостью уставился на свои коробочки.
Так продолжалось ещё несколько раз, пока Олливандер, попросив их подождать, не отошёл вглубь магазина и зашуршал там чем-то. Альтаир оглянулся на родителей с вопросительным и немного встревоженным видом.
- Что-то мне пока ничего не подходит…
- Тебе не о чем волноваться, – успокоила его Беллатриса. – Это нормальное дело, у меня и у твоего отца было то же самое. Нередко приходится перебрать не один десяток палочек, прежде чем найдёшь свою.
Снова раздалось тихое шарканье, и Олливандер вышел обратно к столу, держа в руках ещё одну коробочку.
- Наверное, это – то, что вам нужно, мистер Блэк. Ясень и сердечная жила дракона, тринадцать дюймов. Гибкая, упругая, мощная, идеальна для чар и трансфигурации. Возьмите…
Бодрящая прохлада коснулась пальцев Альтаира, как только он дотронулся до палочки – словно повеял свежий зимний ветерок. Он взмахнул палочкой, описывая восьмёрку, и из неё вырвалось зелёное сияние, местами перемежавшееся алым.
- Великолепно! Да, это то, что надо, мистер Блэк, то, что надо. Поздравляю вас.
- Спасибо, – прошептал Альтаир, восторженно глядя на палочку. На свою палочку.
* * *
Когда они вышли из магазина Олливандера, Бартемиус положил руку на плечо сына:
- Может быть, хочешь ещё куда-нибудь зайти? Выбирай, что хочешь.
- Я тут видел один магазинчик, – быстро выпалил Альтаир, – можно туда?
- Веди, – улыбнулся отец.
Альтаир быстро двинулся вперёд. Идти пришлось всего ничего.
- Это?! Альтаир, тебе что, мало того, что…
- Белла, но ведь ему скоро в Хогвартс.
- И что? Причём тут это?
- В этом году в него поступает и Гарри Поттер. А значит, гриффиндорцы задерут нос ещё больше обычного – куда же ещё ему попадать, как не на этот факультет? И я думаю, что пара… или тройка… небольших шуток без членовредительства поможет остудить их пыл без излишних претензий со стороны… да того же Дамблдора.
- Бартемиус, я правильно тебя поняла? Ты прямо подталкиваешь нашего сына к… к…
- Белла, дорогая, но ведь вряд ли Хогвартс изменит его натуру. А значит, пусть его… м-м… склонность к невинным шалостям будет направлена в полезное русло.
- Барти, ты меня с ума сведёшь. Ладно, уговорил. Но смотри, Альтаир, чтобы мне не пришлось за тебя краснеть!
- Конечно, мама.
Не успели они войти, как Альтаир оказался у полок с товарами. Чего тут только не было! Навозные бомбы, шарики с несмываемой краской, звуковые мины, которые можно было настроить на любой звук и прикрепить под стул, перья, делающие ошибки на любой вкус – от простых опечаток до полного изменения смысла текста, а зелья! Икотное, быстрослабительное, дурманящее, меняющее цвет волос и кожи, изменяющее человеческий голос на животный – всего и не перечесть.
- Выбирай, что нравится, – спокойно произнёс Бартемиус, – и сколько нравится. Я всё оплачу.
Альтаир еле удержался, чтобы не подпрыгнуть от восторга. Сегодня был просто чудесный день.
Когда они вернулись домой, солнце уже клонилось к закату. Чтобы унести всё, выбранное Альтаиром, пришлось вызывать Кричера и велеть относить всё прямо в комнату молодого хозяина. После ужина Альтаир уже хотел идти к себе, но отец его задержал.
- Я бы хотел поговорить с вами обоими. Мне кажется, что будет неплохо, если ты уже будешь что-то знать, когда окажешься в Хогвартсе.
- Но я уже знаю. Ну, кое-что знаю. Я могу варить простые зелья, ты так много рассказал мне по астрономии…
- Да, но я имел в виду заклинания. Это ведь главное, не так ли? Белла, как думаешь, что стоит ему показать?
- Хм, давай-ка подумаем. Насколько я помню, на первом курсе изучают всякие безобидные заклинания, в большинстве своём имеющие не так много применения. Но есть и несколько полезных…
- Давай так: какая область магии будет для Альтаира наиболее полезной?
Бартемиус и Беллатриса переглянулись и перевели взгляд на сына.
- А что тебя самого больше всего интересует?
- Боевая магия, – без замедления ответил Альтаир. – Ну, и трансфигурация.
- Трансфигурация довольно сложна, но МакГонагалл преподаёт неплохо. Думаю, с этим стоит подождать и потренироваться с чем-то простым, но полезным. Что касается боевой магии… большинство заклятий в ней, как ты понимаешь, требует быстроты, отличной реакции, сосредоточенности и немалой магической силы. Тебе не помешает подрасти, и это ты, надеюсь, осознаёшь, но кое-что должно выйти уже сейчас.
- А что, например?
- Ну, например, Парализующее заклятие. Движение палочкой несложное, получается, как правило, уже с первых попыток.
- А ещё Кандальное проклятие, – добавила Беллатриса. – Тоже несложное.
- Верно. Можно ещё Разоружающее попробовать, но оно уже посложней. Начнём с Парализующего. Кричер!
Домовой эльф появился посреди гостиной и закланялся хозяину.
- Встань вон там и не шевелись. Для начала будем тренироваться по неподвижной мишени. Альтаир, доставай палочку.
Альтаир с готовностью выхватил её из кармана.
- Да, над быстротой надо будет тоже поработать. Но это потом. Гляди: прицеливаешься, описываешь в воздухе вот такой знак, – Бартемиус медленно показал нужное движение собственной палочкой, – только, конечно, быстрее, и говоришь: «Петрификус Тоталус!»
Альтаир повернулся к домовику и навёл на него палочку.
- Петрификус Тоталус!
- Нет-нет, сынок, – шагнула вперёд Беллатриса, – верхнюю петлю более округлой, а внизу порезче… вот так. Давай ещё раз.
- Петрификус Тоталус! – повторил Альтаир, и, к его радости, руки Кричера рванулись к бокам, ноги рывком соединились вместе, – и домовик, шатнувшись, рухнул на пол.
- Отлично, молодец! Фините Инкантатем! Кричер, становись в угол. Альтаир, отойди подальше и действуй побыстрее. Принцип ты понял, теперь поработаем над меткостью. Давай!