Идут года, десятилетия, Шварценеггер стареет, а франшиза идёт дальше. «Терминатор: Генезис» – формально пятая часть серии про роботов-убийц и безрадостное будущее. Пятая, но при этом третья, а заодно ещё и первая. Да, не всё так просто.
Первый «Терминатор», выпущенный новичком Джеймсом Кэмероном в далеком 1984 году, был историей о том, что в далёком антиутопическом будущем восставшие машины сражаются против людей, которых возглавляет Джон Коннор. «Терминатор 2: Судный день», снятый тем же Кэмероном, по мнению многих критиков, оказался на голову выше первого.
«Генезис» можно назвать третьей частью, потому что сценаристы нового фильма усердно делают вид, что третьей части (со Шварценеггером и совсем дурной) и четвертой (без Шварценеггера и чуть получше) не было вовсе. «Восстание машин» и «Да придёт спаситель» были созданы уже без малейшего участия Кэмерона и считаются гораздо более слабыми. «Генезис», впрочем, тоже сделан другими людьми. Режиссёром стал Алан Тейлор, один из режиссёров сериала «Игра престолов» и фильма «Тор 2: Царство тьмы».
Начинается «Генезис» ровно как первый фильм серии: война в далеком 2029 году подходит к концу, машины проигрывают, поэтому Скайнет посылает в прошлое Т-800, а Сопротивление – Кайла Риза. Тот, правда, замечает перед прыжком, что на Джона Коннора вроде как напали, но понять ничего не успевает. Далее по курсу – 1984 год – и почти дословные сцены из оригинала. Голый, молодой и суровый Шварценнегер идёт к панкам отбирать одежду. Одинокая ностальгическая слеза катится по лицу фаната. Но ему мешает внезапно появившийся пожилой Шварценнегер, который, оказывается, ждал его. Тут фанаты серии должны по плану биться в истерике.
Это и оказывается главной фишкой «Генезиса»: прошлое, в которое отправили Риза, оказалось изменённым. Доброго Т-800 кто-то неизвестный отправил к 9-летней Саре Коннор и к моменту начала фильма она уже вполне себе боевая дамочка, которой не нужна помощь гостя из будущего. Сразу стоит поговорить о спойлерах: рекламная компания фильма в этом плане сделала всё, что было её в силах. В одной из трейлеров был фактически пересказан сюжет, так что спойлеры далее по тексту не должны представлять большой угрозы для просмотра.
Первая половина фильма представляет собой карусель из отсылок к классике и её ироничного переигрывания. Например, фразу «Идёшь со мной, если хочешь жить» тут произносит не Кайл Риз молодой и испуганной девушке, а Сара Коннор растерянному повстанцу из будущего. Смутится здесь его от чего: 1984 год в «Генезисе» – изящный (в меру способностей сценаристов) микс из первого и второго «Терминаторов». Тут и жидкий Т-1000, охотящийся на Сару, и добрый Шварценнегер, защищающий её, и всё это положено на фон событий из первого фильма. Но потом начинаются выкрутасы: изменённое прошлое меняет будущее, которых теперь тут несколько, сценаристы создают мультивселенную с альтернативными вариантами временных линий. Жизнь – весёлый карнавал: перед нами пронесутся 2029, 1984 и 2017 годы, и это ещё не считая воспоминаний героев.
Не стоит забывать, что помимо постаревшего экс-губернатора Калифорнии, здесь есть и другие артисты. Роль Джона Коннора исполняет Джейсон Кларк, часто играющий роли второго плана в крупных проектах («Великий Гэтсби», «Джонни Д.»). Сарой Коннор стала Эмилия Кларк из «Игры престолов», сменившая амплуа Матери драконов на боевую мать будущего лидера Сопротивления. Кайла Риза играет молодой австралиец Джай Кортни, у которого почти нет харизмы, но уже начинает складываться карьера в блокбастерах («Дивергент»). Где-то на задворках сюжета мелькает Дж. К. Симмонс, вечно непопадающий в темп за главными героями.
Оказавшись в 2017 году, троица Риз, Коннор и Терминатор противостоят новому воплощению Скайнет – теперь это инновационная ОС под названием «Генезис», связывающая все электронные устройства воедино. Попутно авторы бросают камень в огород современного общества, сидящего на игле гаджетов и социальных сетей, но выглядит это то ли как старческое брюзжание, то ли как ханжеское лицемерие. Главный антагонист – новая модель робота Т-3000, который не совсем машина, но уподобляться тем, кто делал трейлер фильма, не хочется.
Открытая концовка и неразгаданные тайны прямо намекают на то, что за новым фильмом, который является своеобразным перезапуском серии, последуют другие. Так и должно быть: до 2019 года, когда права на франшизу вернутся обратно к её создателю, Джеймсу Кэмерону, должно выйти еще два фильма. И если пятый «Терминатор» ещё выглядит вполне удобоваримо, во многом выезжая на кэмероновских рельсах, то перспектива будущих фильмов, которые уже не смогут разыграть старые козыри, выглядит весьма неопределенной.
Путая себя и зрителей, разрубая все гордиевы узлы, «Генезис» стальной поступью мчится к финалу, к концу успевая изрядно поднадоесть. Авторы с азартом куют железо, но оно остывает всё больше и больше. Время не щадит никого: даже железный и несокрушимый Терминатор начал стареть и иногда барахлит. Кажется, скоро мы увидим ржавчину.
Автор: Марат Шабаев
За информацию спасибо сайту http://rustelegraph.ru.
"Терминатор: Генезис": Ржавый бог из машины
|