Пять опасений, вызванных анонсами новых фильмов серии «Звездные войны»
«Лучшее – враг хорошего» – эту формулу не в силах отменить никакие вселенские силы. Когда Джордж Лукас в свое время сообщил о желании снять приквел-трилогию к своим «Звездным войнам», только оголтелые фанаты заявили, что без ума от такой идеи. Людям думающим идея режиссера воодушевляющей не показалась, и скептики оказались правы – новая трилогия классике не годилась и в подметки. Прошло полтора десятка лет, и права на новые фильмы о вселенной «Звездных войн» перешли Disney. И снова радости нет предела – у франшизы появятся внушительные бюджеты, гигантские рекламные возможности, и не будет отбоя от желающих присоединиться актеров и режиссеров. Все так, но студию Disney никак нельзя похвалить за благоразумие – неудачи «Джона Картера», «Одинокого рейнджера» и печальный закат «Пиратов Карибского моря» говорят о том, что аналитики, маркетологи и оценка рисков в компании работают со сбоями. Только таким сбоем можно назвать объявление о планируемых спин-оффах «Звездных войн» – отдельные фильмы о Йоде, Оби-Ване, Бобе Фетте и Джаббе Хате могут не просто провалиться, с ними потерпеть крах может вся Империя (в прямом и переносном смысле). Опасностей в спин-оффах таится достаточно, но для понимания масштабов проблемы достаточно и всего пяти.
5. Из «Звездных войн» пытаются сделать «Мстителей».
Компания Lucasfilm перешла под патронаж Walt Disney Company всего на три года позже Marvel Entertainment, но влияние комикс-империи на бизнес-модель корпорации было уже ощутимо. С успехом «Мстителей» «Звездные войны» и вовсе стали заложниками конструкции «Хорошая франшиза – большая франшиза», расширение линейки фильмов о джедаях стало делом времени. Но так ли здорово большое количество фильмов, выходящих в одной большой вселенной? Marvel уже давно прогибается под собственным весом – если раньше каждый релиз комикс-экранизации был событием, то сейчас премьеры превратились в дежурные вехи в календаре. И этому есть очевидное объяснение: рынок насытился, поклонники насмотрелись, фанаты наобсуждались. Высокие показатели кассовых сборов – это скорее дань традиции и инерция обывателя: бренд дает гарантию, что за деньги, отданные за билет, зритель получит ровно то, на что рассчитывает, без очевидных провалов, но и без неожиданных взлетов.
Подходит ли этот конвейер для «Звездных войн»? С точки зрения бизнеса, наверное, в том, чтобы клепать фильмы один за другим в единых декорациях с актерами, имеющими долгосрочные контракты, удобнее и выгоднее, но как быть с творчеством, вдохновением и энтузиазмом? Даже прямое продолжение классических фильмов Лукаса – дело большое, но Disney озаботилась тем, чтобы завалить зрителя дополнительными картинами, расширяющими основную сюжетную линию. К «Изгою-Один» скоро добавится сольный фильм-предыстория Хана Соло, а сейчас анонсированы ленты о молодых годах Оби-Вана Кеноби, мастера Йоды, наемника Бобы Фетта и даже галактического мафиози Джаббы Хата. Что мы получим? Радость от частых встреч или усталость от мельтешения одних и тех же героев, злодеев, планет, рас и техники? Второе гораздо более вероятно – предложение может со временем полностью парализовать спрос так, что даже фанатам надоедят условные «Звездные войны 13» и их ответвления.
4. Новые «Звездные войны» имеют серьезные проблемы с жанром.
Можно ли сделать так, чтобы фанаты ждали новых фильмов о джедаях даже после выхода двух десятков фильмов? Да, но для этого новые картины нужно разнообразить. И не просто добавлять новых роботов, менять маски злодеев или формировать новые команды, «Звездным войнам», как воздух в межзвездном пространстве, нужно разнообразие жанровое. Ведь, как бы ни пытался своим фильмам придать разный тон Лукас, они довольно схожи по атмосфере, сюжетному построению и конструкции конфликтов, да и седьмой эпизод оказался откровенной калькой с «Новой надежды». На это многие возразят, мол, боевая фантастика имеет свои жанровые каноны, клише и ярлыки, но так мы далеко не уедем – смотреть раз в год на пафосные полеты к центру очередной Звезды смерти выше любых разумных сил.
Что же делать? Пытаться раздвинуть жанровые границы. Несмелой, но все же попыткой такого выхода за флажки можно назвать «крен» «Изгоя-Один». Спин-офф об архитекторе самого смертоносного оружия в галактике шагнул в сторону военной драмы и от этого только выиграл. Да, в «Изгое» не обошлось без привычных ходульных сюжетных поворотов, но в целом мрачность, боевитость и обреченность персонажей пошла ленте на пользу. Так почему бы не пойти тем же путем еще и еще? Почему не сделать фильм о Хане Соло роад-муви, например. А приключения молодого Йоды – комедией. Или запустить Фетта в самое ужасное его путешествие? Речь не идет о чистом погружении в жанр, но добавлять новые краски в будущие фильмы просто необходимо. Решатся на это подопечные Кэтлин Кеннеди? Сомнительно. Проще ведь снова под бравурный марш полететь и всех убить одним выстрелом…
3. Вселенной «ЗВ» не хватает ярких героев.
Жанровая проблема, впрочем, является эхом другого, куда более серьезного кризиса, охватывающего всю вселенную Джорджа Лукаса. «Звездные войны» населяют до зубовного скрежета скучные персонажи. О каких экспериментах с комедиями, хоррорами или романтикой можно говорить, если известные нам герои скучны и однообразны? Те попытки, которые авторы фильмов делали, чтобы придать персонажам выражение лица, отличное от «У меня плохое предчувствие по этому поводу», оканчивались провалом – вспомните комедийного Джа Джа Бинкса или любовь Анакина и Падме: невыразительный, раздражающий, натянутый кошмар. Не получилось ни у Лукаса, ни у Абрамса дать зрителям что-то большее, чем встревоженные повстанцы.
Но винить только авторов будет неправильно, ведь и зрители не особенно настаивают на новых ярких героях. Кто из ранее не известных по классическим фильмам стал популярен у фанатов после выхода приквел-трилогии? Никто. Все сосредоточились на известных персонажах – Дарте Вейдере, Оби-Ване, Йоде… А седьмой эпизод что нам подарил? Еще одного Люка Скайуокера, только с девичьим лицом? Беглого штурмовика, который годится только на то, чтобы лежать в лазарете? Робота-шар? Увы, снова ни одного героя, который получил бы такую же популярность и известность, как Хан Соло или даже, прости господи, эвоки. Так про кого снимать спин-оффы?…
2. Оби-Ван и Боба Фетт от сольных фильмов только проиграют.
«Ну вот же, – скажете вы, – про Оби-Вана надо снимать. Про Бобу Фетта. Они харизматичные и популярные». Верно, это яркие герои, но собственные фильмы им только навредят. В социологии это называется «десакрализацией» – подробности жизни, бытовые мелочи, личные неудачи и детали характера могут из любой принцессы, которые, как известно, не какают, сделать обычную девицу. Того, что нам известно сегодня о джедае, давшем первые уроки Люку, более чем достаточно, чтобы воспринимать Оби-Вана загадочным героем, справедливым, мужественным и даже в чем-то трагичным. Подумайте, а нужны ли вам подробности его знакомства с Квай-Гоном? Хотите ли вы погрузиться в романтические отношения Кеноби с герцогиней Сатин? Или, может быть, вам интересно, чем занимался Оби-Ван на Татуине, пока присматривал за юным Люком? Так ведь часть ответов на эти вопросы либо дана вскользь в фильмах, либо упомянута в сериалах и комиксах. Выносить все это в отдельную историю – заведомо провальное желание.
С Феттом же немного другая история. Тут я готов поспорить, что, какой бы калейдоскоп приключений для этого героя ни придумали, сколько бы битв ни сняли с его участием и какими бы головами невиданных тварей ни украсили бы его трофейную комнату, фанаты все равно останутся недовольны. Да, так же скептически я относился и к марвеловским комикс-экранизациям, мне казалось, что зрители не примут Пола Радда в роли Человека-муравья, будут смеяться над Камбербэтчем-Стрэнджем, заклюют Тома Холланда, примерившего наряды Питера Паркера, но всех их в разной степени тепло, но приняли. Однако с комиксами все проще – совместить литературного героя при желании можно с любым актером. У Бобы Фетта же такая скудная подложка, что восприятие этого необъяснимо популярного персонажа у каждого свое, вплоть до различий в возрасте, цвете кожи, характере и мировоззрении. Это означает только одно – фильм о Фетте не удовлетворит никого, зато волну ненависти к студии поднимет небывалую. Оно Disney надо?
1. А кто пойдет смотреть на приключения Джаббы Хата?
Но не думайте, что только у Оби-Вана и Бобы Фетта шансы впечатлить зрителей невелики. Остальным-то еще хуже придется. Я вот совсем не уверен, что в кинотеатры выстроятся очереди на фильм о Джаббе Хате. Нет, ну правда – кто это такой, чтобы снимать о нем кино? Мелкий по размахам дел и крупный телосложением бизнесмен, торгующий заложниками? Жестокий криминальный лидер? Забавный уродец, отдыхающий под джаз будущего в своем дворце? Что об этом нам хотят рассказать сценаристы, нанятые Disney? Откровенно говоря, не выглядит Хат героем на все времена. Я допускаю его появление в фильме о Хане Соло, все-таки героев связывает бурное прошлое. Я бы даже допустил какой-нибудь очередной флешбэк с его участием в восьмом или девятом эпизоде основной линейки саги. Но персональный фильм? Кто на него пойдет?
Чуть менее мрачной, но такой же бесперспективной мне видится задумка отдельного фильма о Йоде. Выдумщики из Lucasfilm утверждают, что готовят сценарий уже четыре года, а 900-летняя жизнь зеленого джедая дает неограниченные возможности для сочинения любых историй, но веры в успех такого предприятия у меня нет ни на грош. Все дело в том, что в предыстории Йоды нет нужды – вышедшие уже картины рассказывают все, что зрителю нужно знать, и не оставляют каких-то грандиозных вопросов. Да, выдумать можно много, но надо ли? Может быть, некоторые вещи, некоторые истории и некоторых персонажей лучше не касаться? Зрители скажут спасибо, если вместо повторения пройденного получат новый материал для осмысления и обсуждения. Вот о чем нужно заботиться.
Свои анонсы, впрочем, Disney как довел до общественности, так может и отозвать. Ну, работает кто-то там номинально над сценарием фильма о Йоде – это же не значит, что проект обязательно увидит свет. Скорее всего, всерьез о планах студии на будущее можно будет говорить только после выхода в прокат фильма о молодом Хане Соло. «Эпизод восемь» здесь не показатель, в прокате у этой картины все будет хорошо, а критики даже при скверном раскладе будут рукоплескать – это же святая корова Голливуда. А вот «Соло», который все еще не получил название, что уже пугает, станет лакмусовой бумажкой – нужно разветвляться или лучше остаться внутри основной истории саги? Забегу на несколько месяцев вперед и предскажу невыдающиеся результаты проката фильма Рона Ховарда. Вот тогда-то, в мае 2018-го, и посмотрим, пойдут ли в ход другие персонажи саги или «Звездные войны» схлопнутся в черной дыре на следующие два десятка лет.
За информацию спасибо сайту www.film.ru.
Против течения: «Звездные войны»
|