Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения. Из слов и словосочетаний образуются предложения. Словосочетание - единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложением является одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание.
I Порядок слов в предложении
В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала, // Над мрачной Эльбою носилась тишина... (А.С.Пушкин). В этом сложном предложении первое с прямым порядком слов, второе - с обратным. Мы можем переставить и второстепенные члены на другие места: заря вечерняя, догорала в пучине. Но такое варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Это же относится и к служебным словам. Если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения:
Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала (получается, что дети из природного материала).
Или: Стальная стрела, подвластная воле "хозяина", наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх.
А здесь неправильно расставлены союзы перед однородными членами предложения. Первый из них необходимо поставить перед глаголом "наклоняется".
А затем со двора я вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж.
Чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие "еще" поставить перед предлогом "по", так как здесь речь идет о продолжении действия: вошел, поднялся — а не о характеристике лестницы.
II Согласование сказуемого и подлежащего
• Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок. Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.
• При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если - существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял...); - не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало). Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).
• При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).
Форма единственного числа сказуемого употребляется: - при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне; - если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин); - при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).
• Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.
• Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное: Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).
• При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом: На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.
• Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими. При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).
III Выражение подлежащего и сказуемого
1 Если подлежащее выражено оборотом со словами большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п., глагол ставится во множественном числе: • Если при подлежащем есть перечисление: Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию. • При однородных сказуемых: Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели. • Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное: Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее. • Если подчеркивается активность действия: Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись. • Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревянные.
2 Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот) • Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело десять человек. • Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно. • Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только семь человек. • При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.: Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
3 Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа: Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.
4 Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.: Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.
IV Согласование определений и приложений
1 Определение с существительным общего рода согласуется по смыслу: Круглый(ая) сирота.
2 Определение с существительным, имеющим при себе приложение, согласуется: • при сочетании родового и видового понятия - с родовым: маленькая птичка колибри, полноводная река Енисей, центральная газета "Известия"; • при наличии собственного и нарицательного сущ. согласуется с ближайшим: опытный врач Петрова. Врач Петрова внимательна к больным; • причастие согласуется только с собственным сущ.: Вошедшая в палату врач Петрова.
3 Определение со счетным оборотом, как правило, согласуется: • существительные мужского и среднего рода в род. пад. (два новых дома, два светлых окна), женского рода в им. пад. (две большие комнаты); • опред. + числ. = им. пад. (за последние два месяца); • числ. + опред. = род. пад. (за два последних месяца); • если после счетного оборота следует определение = им. пад.: Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали.
V Согласование двух определений при одном существительном
В единственном числе согласуется: • если существительное не имеет формы множественного числа, то согласуется в ед.: политическое, экономическое и культурное сотрудничество стран; • если нужно подчеркнуть самостоятельный характер, сказуемое ставят во мн. число: Тяжелая и легкая атлетика включают…; • если единственное и мн. число имеют разные значения: католическая и православная церковь; • при наличии противительного или разделительного союза: не каменный, а деревянный мост; • в терминологических сочетаниях: глаголы совершенного и несовершенного вида.
VI Согласование приложений
При согласовании имен собственных и условных наименований обычно учитывается наличие родового понятия: в гостинице "Москва", в романе "Отцы и дети", в пьесе "Вишневый сад". В таком случае приложение ставится в им. пад. При отсутствии родового понятия такое наименование ставится в нужном падеже по контексту: В "Вишневом саде", об "Отцах и детях". Прозвища ставятся в им. пад: у Всеволода Большое Гнездо, с Ричардом Львиное Сердце.
VII Однородные члены предложения
Выразительные возможности: 1 Бессоюзие создает незамкнутый, открытый ряд (энергия, длительность, незавершенность). 2 Многосоюзие тоже незамкнутый ряд (плавность, широта обобщения или многообразие предметов, действий). 3 Одиночный союз и в конце ряда - замкнутый, закрытый ряд (завершенность, конечность, характер исчерпывающего перечисления). 4 Попарное соединение однородных членов ( соединяются либо близкие по смыслу понятия, либо противоположные)
Ошибки при однородных членах предложения: 1 Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков: В комнате стояли стол, софа, мебель из красного дерева. 2 Следует избегать двусмысленности: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 3 Попарное соединение возможно только по принципу или смежности, или контраста: Пугачев изображен жестоким и мудрым, суровым и добрым. 4 Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но нельзя сочетать существительное и инфинитив: Я попросил газету и поесть. 5 Нельзя сочетать определение и придаточное предложение: Хорошее впечатление производит второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан раньше первого. 6 Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управление: подбор и наблюдение над фактами. 7 Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части: Он не только написал замечательный роман, но и много стихотворений. Этого же правила следует придерживаться, если речь идет о сложносочиненном предложении с этим же союзом.
VIII Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний: 1 Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: "Нынешнее летом я был в степном Заволжье". 2 Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): "Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол". 3 Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: "Он был похож на смертельно усталым человеком". 4 Пропуск предлога: "Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле". 5 Употребление лишнего предлога: "Жажда к славе". 6 Пропуск зависимого компонента словосочетания: "Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать".
Ошибки в строении и значении предложения: 1 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: "Но не вечно ни юность, ни лето", "Солнце уже села, когда мы вернулись". 2 Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: "Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд". 3 Синтаксическая двузначность: "Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись". 4 Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: "Гринев видит, как Пугачев садился в карету".
Ошибки в простом двусоставном предложении: • Подлежащее: - Местоименное дублирование подлежащего: "Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца". - Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: "Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей". • Сказуемое: - Ошибки в конструировании сказуемого: "Все были счастливые". - Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: "Я с мамой остались дома", "В комнату проникли сноп лучей солнца". - Местоименное дублирование дополнения: "Многие книги их можно читать несколько раз". • Определение: - Неправильное использование несогласованного определения: "Справа висят светильник и мой портрет из садика". - Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: "Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг". - Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: "Я учу уроки на столе" (за столом).
Ошибки в односоставном предложении: 1 Использование двусоставных конструкций на месте односоставных. 2 Использование деепричастного оборота в безличном предложении: "Увидев собаку, мне стало жаль ее".
Предложения с однородными членами: 1 Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: "Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая". 2 Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: "Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату". 3 Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: "Мальчик был лобастый, но серьезный". 4 Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: "В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда". 5 Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: "Тревога и тоска застыла в ее глазах". 6 Нарушения в области однородных сказуемых: а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: "Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца"; б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: "Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход"; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: "Все очень ждут и переживают за солдат"; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: "Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная". 7 Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: "Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной". "Дети ждали отца и когда покажется его лодка".
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями: 1 Неправильный выбор вводного слова: "Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка". 2 Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: "По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль". 3 Употребление вводного предложения как самостоятельного: "Книга - источник знаний. Как утверждают многие".
Предложения с обособленными членами: 1 Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом. - Отрыв причастного оборота от определяемого слова: "Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко". - Включение определяемого слова в состав причастного оборота: "У девочек устремленный взгляд в море". 2 Нарушение правил построения причастного оборота. - Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: "На картине изображена девочка, которая только вставшая". - Употребление причастного оборота вместо деепричастного: "И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали". 3 Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: "Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март".
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь: 1 Объединение прямой речи и слов автора: "Перед войной отец сказал мне: "Ухаживай за деревом и ушел на фронт". 2 Употребление прямой речи без слов автора: "Девочки увидели баркас: "Папа!". 3 Смешение прямой косвенной речи: "Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками". 4 Ошибки при введении цитат: "К. Паустовский говорил, что "Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек".
Сложные предложения: 1 Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: "Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер". 2 Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: "Пусть надежды сбудутся, и они вернутся". 3 Ошибки в использовании сложносочиненных союзов: а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: "Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно". б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: "У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки"; в) двойных и повторяющихся: "Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю"; г) неоправданный повтор союзов: "И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда"; д) неудачный выбор союзов: "Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше".
Сложноподчиненные предложения: 1 Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: "Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу". 2 Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: "Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет". 3 Утяжеления конструкций за счет "нанизывания" придаточных предложений: "Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм". 4 Пропуск необходимого указательного слова: "Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи". 5 Неоправданное употребление указательного слова: "У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм". 6 Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе: а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: "В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи"; б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: "На двух полочках - художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам". 7 Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: "Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем". 8 Использование придаточного предложения как самостоятельного: "Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль".
Бессоюзное сложное предложение: 1 Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: "На картине изображено: раннее утро, только встает солнце". 2 Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: "Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок". 3 Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: "Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке".
Сложное предложение с различными видами связи: 1 Нарушение порядка следования частей предложения: "Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется". 2 Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: "Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала".
Источник: http://twilightrussia.ru/forum/75-7461-1 |