Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения.
Словосочетание - единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложением является одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание.
I Порядок слов в предложении В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении.
Вечерняя заря в пучине догорала, // Над мрачной Эльбою носилась тишина... (А.С.Пушкин). В этом сложном предложении первое с прямым порядком слов, второе - с обратным. Мы можем переставить и второстепенные члены на другие места:
заря вечерняя,
догорала в пучине. Но такое варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Это же относится и к служебным словам.
Если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения:
Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала (получается, что дети из природного материала). Или:
Стальная стрела, подвластная воле "хозяина", наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх. А здесь неправильно расставлены союзы перед однородными членами предложения. Первый из них необходимо поставить перед глаголом "наклоняется".
А затем со двора я вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж. Чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие "еще" поставить перед предлогом "по", так как здесь речь идет о продолжении действия: вошел, поднялся — а не о характеристике лестницы.
II Согласование сказуемого и подлежащего • Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
Детвора благодарны шефам за подарок. Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.
• При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если
- существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);
- не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).
Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).
• При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).
Форма единственного числа сказуемого употребляется:
- при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;
- если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное:
Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);
- при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).
• Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь:
Уже много учеников посетило эту выставку.
• Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц:
А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное:
Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).
• При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом:
На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но:
"Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение);
Директор школы Фролова ушла на собрание.
• Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.
При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
Сравните:
Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).
III Выражение подлежащего и сказуемого 1 Если подлежащее выражено оборотом со словами большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п., глагол ставится во множественном числе:
• Если при подлежащем есть перечисление: Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию.
• При однородных сказуемых: Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели.
• Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное: Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее.
• Если подчеркивается активность действия: Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись.
• Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревянные.
2 Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот)
• Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело десять человек.
• Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно.
• Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только семь человек.
• При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.: Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
3 Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа: Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.
4 Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.: Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.
IV Согласование определений и приложений 1 Определение с существительным общего рода согласуется по смыслу:
Круглый(ая) сирота.
2 Определение с существительным, имеющим при себе приложение, согласуется:
• при сочетании родового и видового понятия - с родовым: маленькая птичка колибри, полноводная река Енисей, центральная газета "Известия";
• при наличии собственного и нарицательного сущ. согласуется с ближайшим: опытный врач Петрова. Врач Петрова внимательна к больным;
• причастие согласуется только с собственным сущ.: Вошедшая в палату врач Петрова.
3 Определение со счетным оборотом, как правило, согласуется:
• существительные мужского и среднего рода в род. пад. (два новых дома, два светлых окна), женского рода в им. пад. (две большие комнаты);
• опред. + числ. = им. пад. (за последние два месяца);
• числ. + опред. = род. пад. (за два последних месяца);
• если после счетного оборота следует определение = им. пад.: Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали.
V Согласование двух определений при одном существительном В единственном числе согласуется:
• если существительное не имеет формы множественного числа, то согласуется в ед.:
политическое, экономическое и культурное сотрудничество стран;
• если нужно подчеркнуть самостоятельный характер, сказуемое ставят во мн. число:
Тяжелая и легкая атлетика включают…;
• если единственное и мн. число имеют разные значения:
католическая и православная церковь;
• при наличии противительного или разделительного союза:
не каменный, а деревянный мост;
• в терминологических сочетаниях:
глаголы совершенного и несовершенного вида.
VI Согласование приложений При согласовании имен собственных и условных наименований обычно учитывается наличие родового понятия: в гостинице "Москва", в романе "Отцы и дети", в пьесе "Вишневый сад". В таком случае приложение ставится в им. пад. При отсутствии родового понятия такое наименование ставится в нужном падеже по контексту: В "Вишневом саде", об "Отцах и детях". Прозвища ставятся в им. пад: у Всеволода Большое Гнездо, с Ричардом Львиное Сердце.
VII Однородные члены предложения Выразительные возможности:
1 Бессоюзие создает незамкнутый, открытый ряд (энергия, длительность, незавершенность).
2 Многосоюзие тоже незамкнутый ряд (плавность, широта обобщения или многообразие предметов, действий).
3 Одиночный союз и в конце ряда - замкнутый, закрытый ряд (завершенность, конечность, характер исчерпывающего перечисления).
4 Попарное соединение однородных членов ( соединяются либо близкие по смыслу понятия, либо противоположные)
Ошибки при однородных членах предложения: 1 Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков:
В комнате стояли стол, софа, мебель из красного дерева.
2 Следует избегать двусмысленности:
Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
3 Попарное соединение возможно
только по принципу или смежности, или контраста:
Пугачев изображен жестоким и мудрым, суровым и добрым. 4 Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но
нельзя сочетать существительное и инфинитив:
Я попросил газету и поесть.
5 Нельзя сочетать определение и придаточное предложение:
Хорошее впечатление производит второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан раньше первого.
6 Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управление:
подбор и наблюдение над фактами.
7 Союз
не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (
недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части:
Он не только написал замечательный роман, но и много стихотворений. Этого же правила следует придерживаться, если речь идет о сложносочиненном предложении с этим же союзом.
VIII Синтаксические ошибки Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний: 1 Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением:
"Нынешнее летом я был в степном Заволжье".
2 Нарушение управления.
Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога):
"Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол".
3 Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге:
"Он был похож на смертельно усталым человеком".
4 Пропуск предлога:
"Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле".
5 Употребление лишнего предлога:
"Жажда к славе".
6 Пропуск зависимого компонента словосочетания:
"Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать".
Ошибки в строении и значении предложения: 1 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
"Но не вечно ни юность, ни лето", "Солнце уже села, когда мы вернулись".
2 Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ:
"Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд".
3 Синтаксическая двузначность:
"Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись".
4 Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения:
"Гринев видит, как Пугачев садился в карету".
Ошибки в простом двусоставном предложении: • Подлежащее:
- Местоименное дублирование подлежащего:
"Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца".
- Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении:
"Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей".
• Сказуемое:
- Ошибки в конструировании сказуемого:
"Все были счастливые".
- Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением:
"Я с мамой остались дома",
"В комнату проникли сноп лучей солнца".
- Местоименное дублирование дополнения:
"Многие книги их можно читать несколько раз".
• Определение:
- Неправильное использование несогласованного определения:
"Справа висят светильник и мой портрет из садика".
- Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения:
"Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг".
- Неверный выбор морфологической формы обстоятельства:
"Я учу уроки на столе" (за столом).
Ошибки в односоставном предложении: 1 Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
2 Использование деепричастного оборота в безличном предложении:
"Увидев собаку, мне стало жаль ее".
Предложения с однородными членами: 1 Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения:
"Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая".
2 Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия:
"Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату".
3 Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов:
"Мальчик был лобастый, но серьезный".
4 Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов:
"В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда".
5 Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым:
"Тревога и тоска застыла в ее глазах".
6 Нарушения в области однородных сказуемых:
а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных:
"Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца";
б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых:
"Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход"; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых:
"Все очень ждут и переживают за солдат"; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части:
"Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная".
7 Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных:
"Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной".
"Дети ждали отца и когда покажется его лодка".
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями: 1 Неправильный выбор вводного слова:
"Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка".
2 Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности:
"По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль".
3 Употребление вводного предложения как самостоятельного:
"Книга - источник знаний. Как утверждают многие".
Предложения с обособленными членами: 1 Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
- Отрыв причастного оборота от определяемого слова:
"Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко".
- Включение определяемого слова в состав причастного оборота:
"У девочек устремленный взгляд в море".
2 Нарушение правил построения причастного оборота.
- Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения:
"На картине изображена девочка, которая только вставшая".
- Употребление причастного оборота вместо деепричастного:
"И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали".
3 Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом:
"Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март".
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь: 1 Объединение прямой речи и слов автора:
"Перед войной отец сказал мне: "Ухаживай за деревом и ушел на фронт".
2 Употребление прямой речи без слов автора:
"Девочки увидели баркас: "Папа!".
3 Смешение прямой косвенной речи:
"Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками".
4 Ошибки при введении цитат:
"К. Паустовский говорил, что "Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек".
Сложные предложения: 1 Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения:
"Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер".
2 Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности:
"Пусть надежды сбудутся, и они вернутся".
3 Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:
а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений:
"Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно".
б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений:
"У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки";
в) двойных и повторяющихся:
"Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю";
г) неоправданный повтор союзов:
"И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда";
д) неудачный выбор союзов:
"Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше".
Сложноподчиненные предложения: 1 Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: "Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу".
2 Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: "Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет".
3 Утяжеления конструкций за счет "нанизывания" придаточных предложений: "Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм".
4 Пропуск необходимого указательного слова: "Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи".
5 Неоправданное употребление указательного слова: "У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм".
6 Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: "В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи";
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: "На двух полочках - художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам".
7 Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: "Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем".
8 Использование придаточного предложения как самостоятельного: "Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль".
Бессоюзное сложное предложение: 1 Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: "На картине изображено: раннее утро, только встает солнце".
2 Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: "Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок".
3 Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: "Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке".
Сложное предложение с различными видами связи: 1 Нарушение порядка следования частей предложения: "Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется".
2 Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: "Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала".