29 октября 2015 года на российские киноэкраны выходит «Черная месса» Скотта Купера, криминальная драма о знаменитом бостонском гангстере, главную роль в которой играет устрашающий и мастерски загримированный Джонни Депп (дистрибьютор – компания Каро Премьер). После выхода ленты в мировой прокат заговорили о том, что череда неудач актера закончилась, произносят даже слово «возвращение» и прочат Деппу номинацию на «Оскар». Интересно, что Бостонская критика, ревниво относящаяся к событиям на экране, скорее недовольна.
Неприкосновенный «Черная месса» - история о знаменитом бостонском бандите Джеймсе «Уайти» Балджере, который много лет хозяйничал в Бостоне, а попутно числился информатором у Федерального Бюро Расследований (хотя сам он потом это отрицал), что позволяло ему оставаться неприкосновенным. Брат местного сенатора, Балджер, используя ФБР как крышу, расправлялся и с конкурирующими группировками. Когда запахло жареным, он пустился в бега, скрывался много лет и даже числился в списках Бюро вторым самым разыскиваемым преступником после Осамы бен Ладена. А когда бен Ладена убили, переместился на первое место. ФБР предлагало 2 млн. долларов за информацию, которая приведет к его аресту.
Все это время он скитался по стране. Побывал даже в тюрьме Алькатрас, в которой томился еще 30-летним за вооруженное ограбление. То есть спустя десятилетия, когда тут открыли музей, Балджер с дамой явился сюда на экскурсию. Пара взяла тур, даже переоделась в тюремные робы, которые предлагаются для усиления ощущений, для того, чтоб клиент почувствовал себя в шкуре заключенного. В общем, в наглости ему не откажешь.
В 2011 году Балджера, которому на тот момент было 80 с гаком, все же арестовали. А осенью 2013-го за все его преступления, в том числе за 11 убийств (хотя обвиняли в 19-ти, а слухи ходили о 37-ми) приговорили к двум пожизненным заключениям. Сегодня он - заключенный N02182-748, отбывающий срок в одной из тюрем Флориды.
Идея снять фильм на основе книги двух журналистов-расследователей The Boston Globe Дика Лера и Джерарда О’Нила «Черная месса» родилась в начале двухтысячных. Книга тогда только готовилась к печати, а права на нее в кино уже купили. Джонни Депп появился в проекте в начале 2013-го, когда его планировал делать еще Барри Левинсон. Потом ушел, не договорившись о гонораре. А затем вернулся, когда вместо Левинсона в кресло режиссера сел Купер. Депп был очень увлечен, готовился к роли, пересмотрев множество пленок со своим персонажем, даже безуспешно пытался встретиться с ним лично.
И вот итог. Премьера в рамках Венецианского кинофестиваля, показы в Теллуриде и Торонто. На сегодняшний день фильм с производственным бюджетом 53 млн. долларов и рейтингом R собрал в США 61 млн. (в первый уикенд - 22,6 млн.) и еще 10,5 млн. на иностранных рынках. Критика реагировала хорошо и больше всего хвалила именно Деппа. The Hollywood Reporter отметил, что это одна из лучших ролей актера за всю его карьеру. Indiewire, уже занявшийся оскаровскими прогнозами, включил Деппа в список потенциальных номинантов на актерскую статуэтку. Причем в первую пятерку, вместе с Леонардо ДиКаприо («Выживший»), Майклом Фассбендером («Стив Джобс»), Эдди Редмэйном («Девушка из Дании») и Майклом Кейном («Молодость»). О том, что актер наверняка будет фигурировать среди претендентов на номинацию, писала и Variety. А то, что фильм может стать возвращением Деппа, отмечали уже первые посмотревшие фильм в Венеции.
Возвращение Джон Кристофер Депп II, впервые в полнометражном кино засветившийся в небольшой роли в культовом «Кошмаре на улице Вязов» Уэса Крэйвена, сделал, конечно, феноменальную карьеру. В том смысле, что он позволяет себе сниматься в самых дорогих блокбастерах и одновременно в инди-фильмах или в странном кино в образах весьма чудаковатых персонажей. Феномен привлекательности актера и ее последствия исследуют не только социологи, но и антропологи, психологи и политологи.
Вот некоторые любопытные примеры:
• В 2004 году антропологи из Германии и Британии опубликовали совместное исследование о том, что привлекательность широкоскулого Деппа связана с историей эволюции. Исследовав некоторые виды приматов, ученые пришли к выводу, что носители широких физиономий в живой природе пользовались и пользуются большим успехом у самок, которые видят в таких партнерах более солидную защиту (краткое описание статьи публиковала The Guardian).
• В 2009 году уважаемый журнал Psychology Today разразился статьей с довольно провокационным названием «Эффект Джонни Деппа» - эволюционное толкование гомосексуализма». Общий смысл текста сводился к тому, что гомосексуальность или женоподобная внешность очень выгодна с точки зрения естественного отбора членам семей мужчин-носителей такой ориентации или такой внешности. Сексуальная ориентация геев является порой единственным, что отталкивает от них женщин. Но женщины тянутся к родственникам таких мужчин, так как переносят на них преимущества характера геев – чувствительность, способность к пониманию и др. Есть даже статистика: мужчины, имеющие близких родственников-геев, имеют больше сексуальных партнерш и начинают сексуальную жизнь раньше, чем те, кто вырос в сугубо гетеросексуальной среде.
• В конце 2010 года одна из ведущих исследовательских фирм США Harris путем масштабного опроса выяснила киносимпатии американцев в зависимости от их политических пристрастий, возраста и пола. Выяснилось, что женщины любят именно Деппа больше других, у мужчин на первом месте Дэнзел Вашингтон. Депп почитаем также Поколением Y, людьми, родившимися после 1981 г. Тогда как представители Поколения Х (34-45 лет) и бэби-бумеры (46-64 г) предпочитают Вашингтона, а люди постарше (от 65 лет) любят Джона Уэйна. Что касается политических пристрастий, то демократы предпочитают Вашингтона, а республиканцы и независимые – Деппа.
Он является актером, чьи фильмы собирали невероятные суммы и в тоже время громко проваливались в прокате. Фильмы с его участием на сегодняшний день собрали в мировом прокате почти 8,5 млрд. долларов (из них в США – 4,1 млрд.). И в то же время вот неутешительный финансовый итог фильмов последних лет с Деппом в главной роли:
• «Мордекай» (2015г): Бюджет – 60 млн.; Первый уикенд – 4,2 млн.; Сборы в США - 7,7 млн.; Мировые сборы – 30,4 млн. • «Превосходство» (2014г): Бюджет – 100 млн.; Первый уикенд – 10,9 млн.; Сборы в США – 23 млн.; Мировые сборы – 103 млн. • «Одинокий рейнджер» (2013г): Бюджет – 215 млн.; Первый уикенд – 29,2 млн.; Сборы в США – 89,3 млн.; Мировые сборы – 171,2 млн.
Ходят даже слухи, что из-за этих неудач Джонни Депп вынужден был снизить свои привычные требования о гонораре в 20 млн. за фильм. С точки зрения этих цифр «Черная месса» и правда выглядит гораздо лучше.
Бостон уже не тот Очень интересно, как отреагировали на фильм в Бостоне. Когда-то один из городских районов, Чарльзтаун, считался столицей грабителей банков, да и криминальная репутация города в целом, как говорится, имела место быть. Сегодня город уже не тот, а его криминальное прошлое потихоньку становится частью культуры. Но местная публика с огромным интересом и одновременно ревностно относится к тому, как в кино и книгах рассказывают реальные истории об известных горожанах.
Бостонская критика, кажется, восприняла фильм хуже, чем их коллеги из других мест. The Boston Globe отмечала, что «Черной мессой» процесс мифологизации Балджера, начавшийся на улицах Бостона четыре десятилетия назад, завершен. И после ареста гангстера появление байопика было лишь вопросом времени. Но истинно блистательные образы реальных бандитов появлялись в кино лишь спустя время после активности прототипов. «Черная месса» в этом смысле вышла слишком рано, так как жив еще сам Балджер и свежи еще воспоминания о нем. Мифом ему становиться рано. Ну а фильм сам по себе – крепкая криминальная драма, которой не хватает лишь подлинного смысла. Он никак не объясняет, что сделало Балджера тем, кем он стал, поэтому Джонни Депп, несмотря на то, что играет он прекрасно, тут лишь пугало. The Christian Science Monitor высказалась еще резче в том смысле, что актеры, конечно, хороши, но фильм не вникает в психологию героев, в «Черной мессе» отсутствует глубокое дыхание великих гангстерских фильмов.
Только в последнее десятилетие криминальному прошлому Бостона было посвящено сразу несколько ярчайших драм. Речь идет об «Отступниках» Мартина Скорсезе (где, собственно, среди героев тоже имеется Балджер) и «Городе воров» Бена Аффлека. Оба они на домашнем рынке в первые выходные проката заработали в чистых цифрах, то есть без учета производственного бюджета, сопоставимо друг с другом и с «Черной мессой». «Отступники» в свой первый уикенд в октябре 2006 года собрали 26,9 млн. А «Город воров» в сентябре 2010 года - 23,8 млн. Оба они в итоге отлично заработали в прокате. Кроме того, «Отступники» сгребли ворох «Оскаров», а «Город воров» окончательно предъявил миру Бена Аффлека-режиссера. Если предыдущая работа Аффлека «Прощай детка, прощай» могла показаться случайностью, то криминальная драма из жизни Бостона доказала, что случайности тут нет, и следующий его фильм «Операция «Арго» стал триумфатором оскаровской церемонии.
Как сложится судьба «Черной мессы» в мировом прокате, а также что будет с самим Деппом в плане оскаровских перспектив – скоро узнаем.
Автор: Марина Латышева
За информацию спасибо сайту http://www.proficinema.ru.
Гангста Депп: В прокат выходит «Черная месса»
|