Джонни Депп уже не в первый раз берется играть бескомпромиссного гангстера. Однако если "Джонни Д.” Майкла Манна мог показаться слабой, почти беспомощной пощечиной, то "Черная месса" сравнима скорее с ударом, вышибающим дух из груди. Сдерживаемый мрачной атмосферой, пронзительной игрой внушительного актерского состава и собственно самой невероятно драматичной историей, это талантливый, артистически цельный и полный портрет одного из самых исторически незаметных, но реально опасных американских гангстеров.
Джеймс "Уайти” Балджер (Джонни Депп) – не простой человек. Он одновременно брутально честный и демонически страшный преступник, не лишенный в то же время определенного морального кодекса и своей собственной правды. Он тих во время работы, но в его колючих глазах всегда есть видимость того затишья перед бурей, которое ужасает всех и каждого, кто с ним встречается. Попросту говоря, Уайти – это сила, рвущая противников на тряпки в самой жестокой манере, мощь, перед которой расступаются горы, воинственный дух, с которым каждый мечтает найти общий язык, но далеко не всем это удается. Балджер – справедливый босс, внимательный сосед, любящий муж, хороший отец, преданный друг и союзник, но однажды что-то идет не так, и вся жизнь Уайти резко меняется.
Балджер заключает союз с сотрудником ФБР и становится информатором бюро, конечно имея в том свои интересы. Этим он больше всего и знаменит. Сама история, описанная в одноименном романе и адаптированная для экрана Джезом Баттеруортом, глубоко западает в душу, потому что игра света и тени здесь размыта как никогда, а сам Уайти напоминает Воланда из "Мастера и Маргариты”, столь комплексный получается из него персонаж. Не чистое, непроницаемое зло, а человек, умный, хитрый, опасный, но все же живой и объемный. Его жизнь – это насыщенная драма, вовлекающая семью, друзей и врагов. Последних конечно же больше. То, с какой изощренностью режиссер Скотт Купер обращается с материалом, вполне возможно понравилось бы и самому Балджеру.
Поскольку все персонажи многогранны и многолики, наблюдать за тем, как с ними справляются авторитетные актеры, - одно удовольствие. Это не только Джонни Депп, но и Бенедикт Камбербэтч, и Джоэл Эдгертон, и Джесси Племонс, и Джулианна Николсон, и Кори Столл. Многие из них выдают лучшие работы за всю карьеру, умудряясь запомниться всего несколькими сценами. Да и какие это сцены! Они хватают тебя за живое, вызывая неподдельные эмоции, будь то страх, напряжение или грусть. Фразы ловко цепляются друг за друга и не звучат фальшиво, а у каждой сцены есть четкая функциональная задача в истории. Нет такого, чтобы что-то было не на своем месте, что-то валялось неопознанным или внезапно исчезало на полпути к финишу.
Единственная, кто не очень вписался в контекст фильма, это Дакота Джонсон. Она просто не подошла к образу. С Деппом химии у них не получилось, с реалистичными переходами от настроения к настроению тоже не сошлось. Она запомнилась-то только потому, что у нее была очень конкретная роль во всем происходившем.
Однако на этом актеры не заканчиваются. Дело в том, что второплановые и третьеплановые актеры сыграли ничуть не хуже тех, что на первом плане. Конечно задачи перед ними стояли менее значительные, но именно они помогли создать ту реалистичную, приземленную атмосферу, которая в итоге получилась у Скотта Купера. Он очень умело оркеструет светом, дизайном помещений, ракурсами камер и положением актеров, чтобы полностью погрузить зрителя в состояние аффекта (без нарушения волевого контроля за действиями).
Благодаря музыке зато "Черная месса” по-настоящему оживает. Джанки Экс-Эл уже не в первый раз делает ее неотъемлемой частью истории. Его саундтрек не только ласкает ухо, но и треплет душу, особенно под конец. Именно ноты помогают показать всю двуличность Уайти Балджера, одновременно его лояльность по отношению к семье и нетерпимость к предателям.
Единственное, что пожалуй значительно тормозит "Черную мессу” - это недостаток экшена. Пусть триллер и боевик, но события развиваются медленно, а держится все больше на диалогах, чем на перестрелках. Поэтому не путайте криминальную драму с экшен-боевиком, последнего вы здесь не увидите, хотя несколько грубых, кровавых схваток естественно присутствуют. Это больше эстетический триллер, медленный, но полный саспенса и напряжения, которое в основном исходит от Уайти. Присутствует и пара очень нервозных моментов, в которых кажется будто наблюдаешь за тем, что не должен был бы видеть, но для нетерпеливых зрителей два часа могут превратиться в вечность.
Тем не менее, этот фильм надо посмотреть. Не только потому что это одна из лучших картин года, не только ради блестящей трансформации Джонни Деппа, не только ради эстетской картинки Масанобу Такаянаги и лавирующей музыки Экс-Эла, а ради самой истории. "Черная месса” - один из самых интересных уроков вашей жизни и к тому же захватывающе полноценный. Но самое главное преподан он с умом, находчивостью и мастерством настоящего рассказчика.
Автор: OlegD
За информацию спасибо сайту http://www.kinonews.ru.
Рецензия на фильм "Черная месса". Тайна в его глазах
|