Рецензия на фанфик «Перешагнуть горизонт» автора Althessa
Рецензент: Shantanel ***
Примечание: выделенное курсивом — точные цитаты из фанфика; их орфография и пунктуация сохранены в оригинальном виде.
Зачем кто-то садится за лист бумаги или открывает на компьютере новый файл в Word-редакторе? Для кого-то литературный труд — работа, для кого-то — развлечение. Но для каждого это способ рассказать свою историю — реальную или придуманную, увиденную или созданную с нуля. Поэтому ответить на вопрос «зачем?» однозначно не удастся, но я хочу хотя бы попытаться сделать это на одном конкретном примере, который и навел меня на размышления о природе появления новых литературных зарисовок и полноценных картин.
Произведение — а назвать иначе прочитанный мной фанфик язык не поворачивается — «Перешагнуть горизонт» автора Althessa, о котором мы будем говорить — яркий пример проявления писательского индивидуализма. Того самого, который способен ответить не только на вопрос «зачем?», но и на ряд других. Более того, он подкинет вам новых и буквально заставит задуматься о поднятых в тексте проблемах со всей возможной серьезностью, познакомит с образами и характерами, которые убедят вас остаться и выслушать их.
Вот, например, непосредственный повествователь истории «Перешагнуть горизонт» и по совместительству ее главный герой — Эдвард. Он — некогда начинавший карьеру юрист, до беспамятства влюбленный в свою новоиспеченную супругу, но не замечающий (или, скорее, не придающий должного внимания) ничего вокруг, полностью ушедший в работу с благой целью — обеспечить достойную жизнь своей жене и себе.
Таня — девушка, привыкшая к совершенно другой жизни, нежели та, которая ей досталась в союзе с Эдвардом. Дочка состоятельного в прошлом бизнесмена, знакомая лишь с тем счастьем, которое проявляется в шике и лоске всего окружающего, она скучает по своему прошлому и топит тоску в алкоголе, разбавляя его таблетками и мимолетными развлечениями. Словно подсознательно пытаясь отомстить виноватому за ее разлад с самой собой и погрузившемуся с головой в работу мужу, который увез ее в какую-то глушь, она не упускает шанса сходить «налево».
Но все это остается за пеленой взгляда Эдварда. Ровно до той минуты, пока в их жизнь не врывается он — поворотный момент…
Образ жизни, который вела миссис Каллен, никак не мог считаться здоровым ни для тела, ни для психики. И вот однажды он приводит к летальному исходу. Ослепленный вестью, не верящий словам шерифа, Эдвард спешит домой. Но, кажется, судьбе мало принесенных в семью горестей, и она наносит новый удар — главный герой попадает под колеса автомобиля прямо перед входом в собственный дом, тем самым завершая завязку произведения.
А вот дальше уже начинается действие.
Даже будучи сбитым машиной, Эдвард не сходит с пути и следует изначальной цели — встает и спешит к Тане, продолжая верить, что она жива. Он хочет кричать об этом и кричит, но его никто не слышит. Он встает на пути у коронеров, но остается незамеченным. Пребывая в панике, он не сразу осознает причины, но все ясно как день: теперь он — часть другого — нематериального — мира, призрак, застрявшая в стенах брошенного дома душа.
Еще в самом начале Эдвард предстает перед нами занятой, упорной, сильной и независимой личностью. Такие люди — по определению трудоголики, которые не в состоянии дать слабину или позволить себе даже минуту расслабления. А потому открывшиеся в новой ипостаси возможности Эдвард тратит на прекрасное: на созерцание природы и течения времени, на анализ всех этапов своей жизни — старой и новой.
Эдвард коротает бесконечные дни за размышлениями, которые, словно клубок ниток, окутывают тесным коконом всю историю. Благодаря тому, что написано произведение от лица Эдварда, читателю дается великолепная возможность узнать героя поближе посредством прямого доступа к его мыслям. За счет этого автор до последнего хранит в тайне интригу существования своего персонажа. Невысказанное «Что же с ним стало?» висит в воздухе до самой развязки, для чего автор умело использует всевозможные средства художественной выразительности, подогревая интерес читателей вполне очевидными намеками, которые при этом остаются совершенно непонятными для самого Эдварда.
Сделанный на внутреннем состоянии героя упор работает в полной мере — все события, описываемые Эдвардом, окрашиваются безрадостными — хотя и не черными — красками тоски, которую так и хочется охарактеризовать словом «болотная». Как трясина, она затягивает в себя, кропя внутренности каплями разъедающего одиночества, унося читателя в мир, полный безысходности.
«В очередной раз я взобрался на крышу и провел ночь, глядя на то, как небосвод вращался вокруг полярной звезды, будто черный дырявый зонт».
«Совершив дневной обход по своему обычному маршруту, я останавливаюсь в холле у окна с видом на подъездную дорожку и асфальт, по которому изредка проезжают автомобили, наблюдаю за тем, что там ничего не происходит, пока не замечаю новый объект. Выйдя из дома, обхожу табличку на ножке, воткнутой в газон.
Синими буквами на белом: «Сдается в аренду на неопределенный срок»». Неспособный отпустить прошлое, Эдвард не устает раз за разом прокручивать в голове события своей жизни, пока в его размеренное, скучное и однообразное существование не входит молодая пара.
Новые жильцы, въезжающие в пустующий дом Калленов, кажутся Эдварду агрессорами, вторгшимися не просто на его территорию, но и в его личное пространство. Однако это не мешает ему практически с первых же секунд заинтересоваться необычной девушкой с каштановыми волосами и
«магнетическим взглядом». И, что странно для кого угодно, но только не для самого Эдварда, ни на секунду он не хочет мириться с тем, что въезжает она не одна. Едва ли он понимает природу своих ощущений, но все же именно с минуты, когда Эдвард впервые видит ее в своем доме, с ним начинают происходить престранные метаморфозы.
Юная Белла кажется ему несчастной, словно несет на своих хрупких плечах тяжкое бремя. Она безразлична практически ко всему, связанному с новой жизнью — к своему бойфренду, к его вещам и к их отношениям в целом. Явно навязанная извне связь с широкоплечим, постоянно занятым качком-Джейкобом не дает покоя без устали работающему сознанию Эдварда, который анализирует едва ли не каждую секунду своих наблюдений. Белла ему видится беззащитной, находящейся под давлением жертвой чьего-то несправедливого решения. Внешне маленькая, неприметная, скромная. И все это вкупе рождает в Эдварде заложенное природой желание защищать и оберегать. Будучи полной противоположностью яркой Тане, Белла все больше привлекает внимание незримого обитателя своего нового дома, хотя и не догадывается об этом.
Второй же новосел не нравится «хозяину» не то что с первого взгляда — с первых же упоминаний о нем. Джейкоба практически не бывает дома, но каждое его появление сопровождается деталями, делающими его образ не самым приятным из возможных. И каждую такую деталь Эдвард внимательно подмечает, все больше убеждаясь в своей правоте.
Выстроенные между Беллой и Джейкобом отношения кажутся не просто странными, скорее вовсе невозможными. Полные противоположности, не испытывающие друг к другу больше, чем приятельская симпатия, они, однако, пытаются жить как пара. И если Джейкоб настроен в этом вопросе весьма решительно (даже категорично), то Белла чаще говорит «нет», что никак не может считаться здоровым для задела романтического начала и совершенно не объясняет причин того, почему отрицательный ответ звучит сейчас, когда они уже живут вместе? Почему он не прозвучал раньше?
А пока они строят свои странные отношения, Эдвард все больше углубляется в жизнь прекрасной и жертвенной Беллы. Внимательно следуя за ней по всем этажам, он изучает ее в самые искренние человеческие моменты — когда она думает, что находится в доме одна. Любое ее действие — будь то готовка или простая уборка — превозносятся Эдвардом с особым благоговением. Он видит в ней ангела, против воли заточенного в компании нелицеприятного типа и заслуживающего лучшей жизни, нежели та, которую Белла вынуждена делить с грубым сожителем. Эдвард мечтает освободить ее от этих пут, но не может элементарно распахнуть перед ней дверь, от чего по крупице накапливает гнев в своем эфирном теле. Он подпитывает свое измученное сознание редкими фантазиями о Белле и о том, какими могли бы быть их отношения, тем самым все больше влюбляясь в нее, и за счет чего и оправдывается рейтинг произведения. Сцены красивой и нежной любви, видимые глазами Эдварда, погружают читателя в редкие минуты умиротворения, когда герой находит призрачную цель своего существования.
А разрывающиеся между тем, чего им хочется, и тем, что у них есть, Белла и Джейкоб тем временем по горошине собирают споры, недопонимания и ссоры в банку, пока сосуд с накопленным не взрывается оглушительным раздором. Результат — чрезмерное употребление алкоголя, грубая сила, сексуальное принуждение и… вмешательство третьей стороны. Неконтролируемая ярость, вызванная действиями вышедшего за рамки Джейкоба, и ненависть к собственному бессилию для Эдварда выливаются в шанс заявить о своем присутствии. Нашедшая наконец выход энергия подобно небесному благословению вкладывает в руки Эдварда возможность защитить возлюбленную.
Вот только что станет последствием — благодарность за спасение или вполне оправданный страх перед неизведанным? Автор умело держит читателей в напряжении, но не затягивает с развитием событий, подогревая интерес все новыми и новыми поворотами.
После поступка Джейкоба начинается вторая часть развития, которая дает уже более основательные оправдания странной связи между Эдвардом и Беллой. Взаимодействие героев начинается с разумного опасения со стороны девушки. Со временем оно превращается в привязанность, рожденную на тлеющих даже спустя время угольках благодарности, которые все больше разгораются с развитием их отношений. Предначертание или вмешательство высших сил — назвать причиной можно деяния хоть кого, но суть останется неизменной. Обычно невидимый для людских глаз Эдвард обретает очертания в глазах Беллы, стоит той снять очки. Обычно бесплотное тело поддается жажде оберегать, граничащей со злостью на невозможность делать это в полной мере, в результате чего Эдвард одаряется мимолетной способностью к физическим манипуляциям.
Но чем ближе он оказывается в своем эфирном состоянии к контролю материального мира, тем дальше уплывает от своего тела — этот закон непреложен, хоть сам герой и не понимает, что телом он все еще жив. Ситуация заходит в тупик, а судьба Эдварда все так же остается покрыта недосказанностью. И когда Белла, отбросив все сдерживающие факторы, дает слабину, позволяя чувствам взять верх, Эдвард понимает, что их миры лишь следуют рядом — параллельны друг другу, — а не пересекаются. Они не могут быть вместе, не могут себе позволить лелеять надежды, которые не принесут ничего, кроме боли. Это обстоятельство и становится кульминацией всех предшествующих событий, камнем преткновения между героями и их же спасением из безвыходной ситуации.
Далее следует финальная часть — развязка всей истории, где автор подводит итог всем поднятым ранее проблемам, очерчивает завершающей линией открытые вопросы и заканчивает красивым хэппи-эндом, не забыв напоследок испугать читателей процессом выхода Эдварда из комы.
Стройная композиция, четкая и лаконичная завязка, переходящая в умело развитую сюжетную интригу и благополучный финал дополняются богатым слогом автора, который демонстрируется в красивых речевых оборотах, сравнениях и эпитетах.
«Перед тем как затихнуть, он кашляет, будто куривший всю жизнь старик. Водительская дверь со скрипом открывается, и древнее чудовище выпускает из своего чрева девушку, встречи с которой я ждал со вчерашнего дня».
«Осознание ущербности нашего общения заставляет меня заняться поиском эффективного способа коммуникации, но решение проблемы сталкивается с непреодолимым препятствием — моим физическим бессилием, из-за которого встреча с Блэком принесла мне лишь глубокое разочарование».
«Чтобы хоть как-то успокоиться, я спускаюсь в гараж, где ютится мой безработный серебристый конь, сажусь за руль, воссоздаю ощущение драйва и понимаю, что мне не хватает его». Не оставляющий места недоговоркам и умолчаниям сюжет повествования уносит читателя на своих волнах в бескрайнее море, которое то спокойно, то поддается легкому бризу, а то и вовсе бушует, подвластное природной стихии. Это произведение являет собой настоящий роман со всеми обязательными страстями и переживаниями, до которого герой прошел немалый путь и, подойдя к которому, перенес все его тяготы и испытания.
Анализируя же персонажей более формально, стоит отметить, что в большинстве своем поступки их аргументированы и логичны. Немаловажную роль в этом сыграли и второстепенные герои, и колоритности развитию событий фанфика придают именно они. Их немного, и все они мелькают исключительно на втором плане, но при этом не лишены авторской любви, а значит — и собственной индивидуальности. У каждого своя значимая роль: внося свою лепту, они понемногу влияют на поступки и мысли центральных персонажей, таким образом варьируя исходы их решений.
Грамотность фанфика не вызывает особых нареканий за редким исключением. Встречаются весьма досадные для такого богатого текста повторы:
«Прекрасная нимфа делает робкий шаг к нашему ложу. Лунный луч, проникший через окно, робко поглаживает её белоснежную кожу и, отражаясь в капельках воды, создает мягкое серебристое сияние». И пунктуационные неточности:
«Мне очень хочется коснуться спящей красавицы, но я держу себя в руках, а руки (тире) на коленях».
«— Эдвард — очень воспитанный призрак. Если бы он был жив, (лишняя запятая) … общение с ним было бы очень интересным, — немного смущенно произносит Белла».
«О (запятая) горе мне!» Но ничего из этого не отвлекает от сюжетных перипетий, и найти погрешности помогла случайность, в противном случае не хватило бы никакой дотошности, чтобы отбросить простое желание наслаждаться тем, как льется текст, и вывести на свет любые из подобных огрехов.
Переходя к финальному слову, мне бы хотелось все-таки ответить на вопрос, который был задан мной же в самом начале рецензии. Зачем авторы пишут? На самом деле, по совершенно разным причинам. Некоторые из них возвышенны, некоторые столь низменны, что невозможно не удивиться, как разнятся ценности писателя и героев, о которых он сам же и пишет. Поэтому изначально заданный мной вопрос должен был звучать как: «Что авторы вкладывают в свои произведения?», и это было бы более точно и правильно.
«Перешагнуть горизонт» — произведение, затрагивающее многие социальные, нравственные и психологические проблемы, поднимающее вопросы силы человеческого духа, веры. Но, кроме того, это красивый, выверенный роман с налетом не то мистики, не то необъяснимой реальности, о которой так часто пишут в научных газетах — здесь каждый сам решает, как воспринимать паранормальную составляющую истории. И все вместе это подано с мастерским изложением, присущим стилю именно Althessa. Это абсолютно индивидуальное – начиная со смысла, вложенного автором в название, и заканчивая нетипичным для литературных работ названием глав – «от» и «до» произведение определенно заслуживает внимания как со стороны читателей фанфикшена, так и куда более искушенной в литературе аудитории.
Исходя из всего сказанного ранее, считаю справедливыми следующие оценки: оригинальность сюжета — 5;
раскрытие сюжета — 5;
раскрытие образов главных героев — 5;
раскрытие образов второстепенных персонажей — 5;
грамотность текста — 5;
логичность изложения — 5;
композиционная структура, речевая выразительность — 5.
Итог: 35 из 35 баллов.
С уважением, Shantanel.