В аэропорту Нью-Йорка приземляется рейс из Европы. Все пассажиры мертвы (по крайней мере, так кажется), из багажного отделения пропадает зловещего вида громадный ящик. Старый владелец ломбарда Абраам Сетракян (Дэвид Брэдли) натачивает меч - вскоре ему в компании эпидемиологов Эфа Гудуэзера (Кори Столл) и Норы Мартинес (Миа Маэстро), крысолова Василия Фета (Кевин Дюран) и хакерши Датч (Рута Гедминтас) предстоит вступить в схватку со злом, угрожающим истребить все человечество.
Против тенденций не попрешь - в последние годы все больше видных деятелей кинематографа привлекает формат ТВ-сериалов. Речь не только об актерах, с новой стороны стараются показать себя и режиссеры. Пусть Гильерме Дель Торо лично поставил лишь пилотный эпизод "Штамма", имеются все основания называть этот хоррор-сериал его личным проектом. Все-таки поставлено шоу по книге, написанной мексиканцем совместно с Чаком Хоганом, автором, к примеру, "Принца воров", который в 2010-м году перенес на большой экран Бен Аффлек.
"Штамм" изначально был задуман как сериал, но Дель Торо не смог найти финансовую поддержку у студий - шесть лет назад в успех подобного проекта не верили. В итоге пришлось переносить идеи на "бумагу" - трилогия о вампирском апокалипсисе стала бестселлером, и спонсоры сразу же нашлись. Более того, за права на экранизацию развернулась настоящая битва, которую выиграл канал FX, "родной дом" "Сыновей Анархии", "Луи" и "Американской истории ужасов".
Результат вышел очень неоднозначным. "Штамму" не удалось взорвать эфир и стать медийной сенсацией, однако громкое имя во главе проекта, без сомнения, обеспечило повышенный к нему интерес. Любой прокол можно объяснить "творческим взглядом гения Дель Торо": хороший и крепкий аргумент, но разве нужны подобные оправдания действительно качественному шоу? То-то и оно. "Штамм", к сожалению, из тех сериалов, где приходится выискивать плюсы и старательно закрывать глаза на очевидные минусы.
Конечно, нужно делать скидку на то, что первоисточник - вовсе не философская притча и не глубокая драма с филигранно прописанными характерами. "Штамм" - бульварное чтиво в чистом виде, занятный способ убить время, коммерческий продукт развлекательного характера. Соответственно ждать от экранизации драматургических откровений было бы ошибочно. Впрочем, когда перед глазами эталон жанра в лице "Ходячих мертвецов", тяжело избежать разочарования. Почва ведь благодатная - на ней мог взойти урожай куда более высокого сорта.
На деле же "Штамм" отделяет от откровенного треша тончайшая линия, хотя периодически границы все-таки стираются. Большинство актеров даже не пытается вдохнуть жизнь в плоские и незамысловатые образы, сюжет развивается линейно и предсказуемо, интрига и клиффхэнгеры, по сути, отсутствуют: так чем это шоу может удерживать зрителей?
Тут стоит сказать, что парочка крепких перфомансов все же имеется. Немец Рихард Заммель, играющий упыря-фашиста Эйхорста, выжигает все вокруг себя, оставляя в тени не только Кори Столла в нелепом парике, но и ветерана Дэвида Брэдли. То, что британец - артист маститый - не секрет, но уж слишком рафинированный у него персонаж, а рамки шоу не дают особого пространства для импровизаций. Среди "хороших парней" интересно выглядит, пожалуй, только Гус, которого играет Мигель Гомес - то ли латиноамериканская харизма делает свое дело, то ли парень действительно небесталанный. А вот протагонисту в исполнении вышеупомянутого Столла хочется пожелать жестокой смерти. Бывший алкоголик и незадачливый муж, который должен спасти человечество - банальнейший типаж, который Кори абсолютно не старается сделать интересным. Кевин Дюран изображает российский акцент? О господи, за что нам эти мучения.
Визуальные решения, которые выбрал сам Дель Торо, тоже вызывают вопросы - к примеру, Хозяин стригоев выглядит нелепо, но вовсе не пугающе. Впору было бы говорить о сатире, но все-таки "Штамм" позиционирует себя абсолютно серьезным зрелищем. Да, первый сезон дарит парочку действительно эффектных моментов, но от такого оригинального творца, как Гильерме, ждешь чего-то большего, а не поделки класса Б, от которой то и дело веет дешевизной и вторичностью. Возможно, Дель Торо в кресле режиссера на протяжении всего сезона и сумел бы выжать максимум из сериала, но создатели пошли другим путем, и шоу достаточно быстро напрочь лишилось атмосферности и чувства стиля как такового.
"Я ошибался! Как же я ошибался!", - сокрушается Абраам Сетракян в одной из кульминационных сцен шоу. Примерно то же хочется воскликнуть, когда титры сменяют кадр, где фургон уносит героев прочь из пылающего Нью-Йорка. На Дель Торо надеялись, как на каменную стену, но хрупкий заборчик под названием "Штамм", кажется, может рухнуть от малейшего дуновения ветра.
За информацию спасибо сайту http://kino-teatr.ua.
Сериал «Штамм» (Миа Маэстро): Разрушители надежд
|