В Каннах актриса представляет «Светскую жизнь» Вуди Аллена и «Персонального покупателя», написанного для нее Оливье Ассайасом. Обе роли очень разнятся между собой: первая – легкая, а вторая – истязающая, зато в ней Крис раскрывает весь свой актерский диапазон.
Если вы ищете прилагательное, которым можно описать Кристен Стюарт, то это: красноречивая. Большинство актеров предпочитает аккуратно прятаться за ширмой готовых формул. («Это была приятная встреча», «действительно приятная»), вместо того, чтобы быть предприимчивыми в анализе или точном описании своего существования.
Кристен Стюарт снимается в кино с десяти лет (сейчас ей 25), и ее фильмография насчитывает сорок полнометражных художественных фильмов, но до сих пор, когда говорит о своей работе со звездами, порой в ее глазах можно заметить ужас, и об этом, как об исследовательской работе, когда они вернулись из неведомых стран. Возьмем, к примеру, Вуди Аллена. Большинство актеров, которые работают с восьмидесятилетним нью-йоркцем, говорят о нем с крайним уважением. Но не Кристен Стюарт, исполнительница главной женской роли в фильме «Светская жизнь», который был показан в день открытия 69-го Каннского кинофестиваля.
Актриса вспоминает, как ее попросили прочитать сценарий заранее, «что было довольно необычно», прежде чем принять предложение сыграть роль Вонни, женщины, которая дурит головы персонажам Стива Карелла и Джесси Айзенберга. В преддверии съемок Кристен задавалась вопросом: сможет ли сыграть персонажа, который, на ее взгляд, слегка старомоден? Стюарт решила играть со всей деликатностью, «даже если ее естественная энергия сложна», и решила довериться режиссеру, несмотря на все трудности. «Он – удачная ставка, – говорит актриса, – даже если убийственно честен».
Вуди произвел на Кристен Стюарт довольно внушительное впечатление, сказав в конце истории: «Мы сделаем это еще раз. В следующий раз, если выпадет шанс, не могла бы ты войти в комнату не так, словно входишь в салун?» или «Это было хорошо, правда, я заснул на мгновение, но это было хорошо». Смеясь, актриса заключила: «В последний раз я решила идти быстрее».
О режиссере «Манхэттена» (1979) актриса отмечает: «Порой он позволяет проскользнуть мимо поразительных эмоций, что удивительно, потому что обычно он язвительный и не сильно деликатный. Когда смотришь его фильмы, то такое ощущение, будто смотришь что обычное, развлекательное, а потом всё замедляется и трогает тебя до глубины души. Вуди, как и его фильмы - джокер, который забавный на съемках, который не дает много указаний, и вдруг что-то внутри него щелкает, и он переключается в другое русло. Мы смотрим друг на друга и понимаем, что только что разделили с ним сильный момент. Это очень приятно, очень важно и это достаточно заметно».
Джесси Айзенберг – давний сообщник:
Местоимение «мы» включает в себя давнего партнера Кристен Стюарт, Джесси Айзенберга, с которым она ранее работала над такими фильмами как «Парк культуры и отдыха» (2008), «Ультраамериканцы» (2015) и «Светская жизнь». С молодым актером из Нью-Йорка, которого Стюарт описывает как «безумно умного», она проводила на съемочной площадке целые дни, просто разговаривая. «Наши разговоры не праздные и веселые. Мы анализируем каждую деталь поведения окружающих нас людей». Возможно, это лучший способ покончить с популярностью в команде, но это позволяет уберечься от скуки и одиночества.
Одиночество Кристен Стюарт ощутила, когда перешла от «Светской жизни» к «Персональному покупателю». Фильм Оливье Ассайаса будет показан на конкурсе через несколько дней после открытия фестиваля. Она шагнет к празднованию выхода фильма, съемки которого были настоящим испытанием – работа в тандеме с режиссером это не только возможность, но и задумка. Стюарт играет Морин, молодую американку, отправившуюся в изгнание в Париж, где скончался ее брат-близнец. Чтобы заработать на жизнь, она становится закупщицей модных товаров для знаменитости, пока отчаянно пытается вступить в контакт с призраком почившего брата.
Съемки проходили во Франции, а также в окрестностях Праги. «Персональный покупатель» – зимний фильм, который предоставляет редкую для мира кинематографа интерпретацию. Актриса уяснила это раз и навсегда сразу же после прочтения сценария. Но она попросила Оливье Ассайаса немного отодвинуть начало съемок, чтобы смогла сыграть Вонни в «Светской жизни».
«Для фильма Вуди я должна быть игривой и полной радости, очень здоровой, но съемки в "Персональном покупателе" выжали бы из меня все соки».
Для режиссера, который написал фильм с мыслями о Кристен Стюарт, актриса использовала приемы, которые изучила во время их прецедентного сотрудничества над «Зильс-Марией», где сыграла молодую американскую актрису, ассистентку звезды – Жюльетт Бинош. Режиссер и актриса познакомились через Шарля Жилибера, который продюсировал «На дороге» для MK2, адаптации романа Джека Керуака Уолтером Саллесом. Кристен Стюарт сыграла Марилу: с интересом к жизни, чувственную к простоте, которой во франшизе «Сумерки» – на пике их популярности – никогда не демонстрировала.
После серии неудач она почти видела, как роль Вал ускользает из ее рук, разумница, которая пытается поддерживать связь между звездой в исполнении Жюльетт Бинош и реальностью. Но когда Оливье Ассайас попросил ее сыграть персонаж Джо-Энн, звезды, у которой скандалов в реальной жизни больше, чем в репликах на работе, Кристен Стюарт выбрала роль Вал.
«Она сказала, что персонаж актрисы для меня более очевиден, чем образ Вал с ее равнодушием и скептицизмом, подходит ей больше», – вспоминает режиссер.
Точность анализа подтвердила премия «Сезар», хотя члены академии обычно не присуждают наград актерам не из Франции.
Изнурительные съемки:
Это удивительный опыт, когда режиссер и актриса не готовы к тому, что их ждет.
«Мы с Оливье сильно недооценили сложность фильма. Этот гребаный "Персональный покупатель"… Никогда раньше после завершения съемок я не чувствовала себя такой измотанной. Мы работали по шестнадцать часов в сутки, шесть дней в неделю. Это была хорошая установка на работу, мне никогда не приходилось притворяться, что холодно, потому что я была выжата. Не было никаких перерывов, и я уже даже начала выказывать необузданную ярость, потому что мне не спалось но ночам, у меня не было никакой социальной и плодотворной жизни. Когда я увидела фильм, то подумала, что выглядела действительно исхудавшей, и сказала себе: "Подруга, ты должна съесть чизбургер"».
Мы должны с уважением относиться к тому, как Кристен Стюарт отзывается о Морин, ее беспокойстве, ее страданиях, иначе это испортит просмотр фильма. С такой же ясностью, но менее страстно актриса рассказывала об «Ультраамериканцах», в которых сыграла Фиби, провинциалку хиппи, которая скрывает темный секрет. Кое-что было связано с опытом «Сумерок». Образ Беллы Свон, которую актриса играла на протяжении четырех лет, с 2008 по 2012, превратила ее в одну из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, но в комплекте с этим пришли желтая пресса и сплетни в Интернете.
«Мне нравилось сниматься в этих фильмах, – вспоминает актриса. – У нас был очень сильный старт. Если бы нам только удалось сохранить ту движущую энергию, тот энтузиазм, что и в первом фильме… Но каждый из нас боялся разочаровать общественность, и каждый следующий фильм был похож на студийный спектакль».
Однако Кристен Стюарт находится с этой индустрией в очень сложных отношениях. Не являясь клиентом большинства актерских агентств Голливуда, она сотрудничает с одним и тем же с тех пор, когда ей исполнилось двенадцать.
Шарль Жилибер отметил: «Она могла бы быть единственным человеком на своем поле, там, где команда работает на нее, а не наоборот».
Стюарт анализирует экономический механизм популярности с сильной интенсивностью.
«Вы должны понимать масштабы популярности, если хотите быть в состоянии финансировать фильмы. Для этого время от времени вам придется сниматься в крупнобюджетных фильмах, что невыгодно. Меня склоняли к тому, чтобы я больше занималась фильмами вроде «Белоснежки и охотника» (или «Ультраамериканцев»), потому что снимать инди-фильмы проще. В этом году я так и делала. Если бы я была не настолько популярна, то денег нам не видать».
Подобная же аналитическая нетерпеливость касается и таблоидов.
«Мы создаем символы индустрии, которая сочиняет истории о знаменитостях. Это форма развлечения. По крайней мере, когда мы пишем истории, в моей индустрии, мы осознаем, что всё это – выдумка. Эти же люди просто воруют снимки, чтобы состряпать свои собственные [истории], а затем пытаются заставить людей поверить в их правдивость. Общественность знает, что всё это – надувательство. Это как в рестлинге; все знают, что бой ненастоящий, что это игра, но люди притворяются, что никто не определил заранее, кто окажется победителем, а кто – побежденным».
Совет от Джоди Фостер:
Давление папарацци и таблоидов постоянно, но Кристен Стюарт приехала на встречу одна, вовремя, в ресторан в Лос-Фелис в одном из спокойных районов Лос-Анджелеса, где знаменитости из Беверли-Хиллс постепенно вытесняют исторических резидентов. Актриса вспоминает, как на съемках «Комнаты страха» Дэвида Финча Джожи Фостер сказала ей, одиннадцатилетнему ребятенку, которым она тогда была: «Ты слишком умна, чтобы оставаться актрисой так долго. Ты не с можешь долго выносить то, с чем столкнешься. Я вижу тебя в режиссерском кресле».
Годы спустя эти женщины встретились на церемонии награждения. Старшая была потрясена тем, что младшая всё еще продолжает сниматься.
«Джоди Фостер нравится быть актрисой, но в то же время он это ненавидит; а Кристен Стюарт – наблюдает. Что касается меня, то мне нравится, и я не хочу останавливаться. Я прошла через самое худшее, самый сумасшедшее, когда дело доходит до побочных эффектов этой профессии. И я всё еще считаю: мне повезло, что могу этим заниматься».
В этом году мы вновь увидим ее, возможно, в Венеции или Торонто в «Долгой прогулке Билли Линна в перерыве футбольного матча» Энга Ли. Это адаптация успешного романа, который следует промо-туром американского солдата, получившего медаль после возвращения из Ирака (Кристен Стюарт играет его сестру), и о фильме уже поговаривают, как о претенденте на «Оскар». Остальной же фильмографии актрисы еще только предстоит быть написанной.
В отличие от ее коллег-актеров, которые часто строят свою карьеру ради того, чтобы получить роли, которые могли бы привести их к «Оскару», а Кристен просто позволяет фильмам вести ее.
«Некоторые проекты выглядят очень хорошими на бумаге, отличные роли с отличными режиссерами, но я не могу найти в себе желание взяться за них. Моя команда не разделяет со мной эту точку зрения. И все эти роли становятся грандиозными для других актеров, которые их играют. Это здорово. В конце концов, единственный человек, который принимает решение – я сама. У меня нет заранее подготовленного списка проектов, я просто чувствую, что должна сделать некоторые из них, должна показать, а до тех пор, пока это чувство не появляется, я даже не чувствую себя актрисой».
Перерыв для режиссуры:
В такие дни, очень спокойные, Стюарт переживает один из тех моментов, когда у нее нет очереди ролей, которые она еще не играла.
«Я не чувствую себя свободной, если знаю, как мне сыграть роль», – поясняет актриса.
Между окончанием съемок «Белоснежки» в 2012 и началом «Лагеря "X-Ray"», небольшом инди-фильме, в котором она сыграла солдата в Гуантанамо, у Кристен был перерыв в восемнадцать месяцев без съемок.
На этот раз Стюарт поклялась, что перерыв будет короче. Она сама решает, чем занять свое время, чтобы снять короткометражку, сценарий к которой она писала на протяжении нескольких лет.
«Прямо сейчас я ничего не хочу так, как создать свою собственную историю», – признается актриса.
Кристен Стюарт закончила учебу на съемочной площадке, вдали от школьных классов, и иногда жалеет о том, что не пошла учиться в университет, в киношколу. Она достаточно взрослая, чтобы иметь возможность получить диплом в одном из них, и считает, что это, скорее, будет «фильм студента киношколы», чем визитная карточка, чтобы презентовать свою продукцию. Фильм, который она снимет, совершенно, лишен внимания и, скорее, для коллекции. Пророчество Джоди Фостер может стать реальностью.
Перевод выполнен Deruddy специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Кристен Стюарт на обложке специального выпуска «M Magazine»: Канны 2016
|