Вы когда-нибудь задумывались о том, что хотите знать о своей жизни? Что вы будете испытывать, когда узнаете все животрепещущие тайны, терзающие ваше сознание? Кем вы станете потом, когда они будут разгаданы и будет поставлена заключительная точка? И как со всем этим знанием жить дальше?! Наверное, не следует слишком глубоко копаться в своей жизни, а то она может разозлиться и подсунуть такой скелет, что зарывай-не зарывай, косточки так и будут вылезать наружу.
Фанфик «Мелисса. Собирая осколки…» является продолжением фика «Каллены» автора Лика. Анализируя вторую часть сиквела, не перестаешь держать в голове начало произведения, невольно задавая себя вопросы: почему же автор не остановился на достигнутом? Какие вопросы захотел поднять, берясь за продолжение истории? И продолжение ли это? Или же автор решил просто воспользоваться симпатией читателя к уже полюбившимся персонажам?
Отвечая на эти и ряд других вопросов, хочется сначала отметить, что «Мелисса. Собирая осколки…» это по большому счету абсолютно самостоятельное произведение. Да, конечно, как и в любом сиквеле, есть определенные отголоски «старины», но их минимальное количество. Здесь главные герои прошлой истории – Керстин и Роберт – плавно перешли в разряд второстепенных персонажей, пополнив ряды всем известного семейства Калленов. Этой же истории свойственна преемственность поколений: на передний план выходит их дочь Мелисса.
По воле провидения Мелисса была отдана на воспитание в семью людей. От нее скрыли происхождение, ее истинную сущность, заблокировали способности. Она росла вдали от своей настоящей семьи, как обычный ребенок, считая родителями абсолютно чужих людей. Хорошая интуиция, великолепная физическая подготовка, да фосфоресцирующие зеленым светом глаза – вот и все, что осталось ей в память о настоящей жизни. После гибели приемных родителей, Мелисса узнает, что ее настоящие мать и отец живы, и бросает все силы на их поиски. Но, как и следовало ожидать, не все так просто – ведь в мире вампиров не бывает случайностей.
Настоящая развилка в жизни девушки происходит, когда Мелисса встречает Северна – тысячелетнего сидхе из рода фэйри*, посланного ее убить. Подобрав на дороге незнакомого ей раненого человека, она тем самым определяет и свою судьбу. Образно говоря, вместо меча в спину, она приобрела верного друга, защитника и любимого, который поможет преодолеть любые трудности на пути, а их будет немало…
Сюжет произведения интригует. Автор витиевато переплетает достаточно будничные проблемы людей с фантастическим миром, который их окружает и более того, подчас является истинной причиной всех несчастий… или, напротив, счастья – смотря как посмотреть. Но не могу не отметить, что второстепенных сюжетных линий, поворотов, зигзагов, пожалуй, уж слишком много. К концу повествования, к сожалению, теряется та самая паутинка, которая, как нить Ариадны, должна вывести читателя к закономерной концовке. Создается эффект нагромождения. Всем: героями, сюжетными перипетиями, главами. Вместо одной маленькой изюминки получается один большой изюмище. И с этим ощущением я ничего не смогла поделать вплоть до конца истории.
Повествование ведется от лица нескольких персонажей. Большинство, конечно же, от Мелиссы – главной героини произведения. Но встречаются также части от лица ее брата Алекса и несколько глав от имени Вэллери – возлюбленной брата. Если повествование от лица Алекса является полностью оправданным – герой был заявлен еще в первой части сиквела, и сейчас мы, наконец, имеем возможность познакомиться с ним поближе, узнать об его мотивах, сравнить поведение двух близнецов, - то повествование от лица Вэллери, на мой взгляд, является абсолютно не обоснованным. Что такого она может поведать читателю, чтобы ни с того, ни с сего давать ей слово? К тому же, неплохо было бы указывать, от чьего имени пишется глава, или ее начало. Резкая смена героев, от лица которых ведется повествование, сбивает читателя, отрывки достаточно небольшого размера, осознание того, от кого же написан данный абзац приходит уже к самому концу прочитанного текста.
Главными героями произведения являются Мелисса и ее возлюбленный Северн.
Мелисса исключительна по своему происхождению. Вобрав в себя гены от обоих родителей, она одновременно является вампиром (по линии отца) и фэйри (по линии матери). Причем именно последний факт и повлиял на решение древнейших вытеснить ее с родного мира, где она родилась.
О Мелиссе можно говорить много, но самое главное, она из тех персонажей, которым сопереживаешь, действия которых всегда стараешься оправдать, потому что видишь в них какую-то часть себя, которых понимаешь с полувзгляда. Это необъяснимо с точки зрения литературы, это мягкой кошачьей лапкой скребется внутри тебя, словно приговаривая: ну ты же меня понимаешь. Мелисса импульсивна, резка, несдержанна, но в то же время это человек, который априори не положится на волю случая и никогда никого не оставит в беде: будь то лучшая подруга, или случайно встреченный прохожий.
Северн несколько размытый персонаж. С одной стороны, в нем есть благородная сдержанности и властность, которые должны быть свойственны представителю его расы. Он напорист, безусловно, умен, в нем есть какая-то искорка, которая отличает представителя голубых кровей от холопа. Но с другой стороны, создается впечатление однобокой непрописанности. Герою без малого две тысячи лет, а его прошлому уделено слишком мало внимания. В основном все события разворачиваются в настоящем времени, с Мелиссой, но именно из-за этого не можешь прочувствовать персонажа как цельную личность с огромным жизненным опытом. Остается ощущение человека, пришедшего из ниоткуда и ушедшего в никуда.
Второстепенных персонажей в произведении довольно много. Это и неизменное семейство Калленов, словно вырезанное из прошлой части сиквела и перенесенное под кальку в новую историю. И все та же неизменная злодейка Кристен Стюарт, ненадолго блеснувшая неуправляемой жаждой мести и поплатившаяся за это жизнью. А также множество новых героев, на которых хочется остановиться поподробнее.
Ройс – лучший друг Северна, прошедший с ним огонь, воду и медные трубы. Оглядываясь на этого персонажа после прочтения произведения полностью, не могу сказать, что он оставил какой-то яркий след. Да, присутствовал в повествовании. Да, помог Северну. Но гораздо больше в памяти засело то, что Ройс вызвал друга на дуэль якобы за предательство клана. И сколько бы он потом не доказывал, что не смог бы убить почти что брата, осадок-то остался… Возможно, автору следовало побольше внимания уделить мотивам поступков героев, или же сделать какой-то небольшой флешбек в «древность», чтобы подчеркнуть их дружбу. Потому что, к сожалению, по прочтению остается твердая уверенность, что Ройс — возлюбленный подруги Мелиссы, а к Северну отношение имеет весьма посредственное.
Майя выступает этакой противоположностью Мелиссы. Инфантильная, слегка безбашенная, приходящая в восторг от шумных компаний и веселых гулянок, она сразу же мысленно облачается в розовый наряд куклы Барби. Но как показывает сюжет фанфика, первое впечатление в данном случае является обманчивым: помимо блестящей фольги и напускной экзальтированности, это еще хороший друг, который в нужный момент пожертвует своими интересами во благо лучшей подруги.
Алекс – брат-близнец Мелиссы – тоже представлен одним из основных действующих лиц повествования. Это очень четко прописанный образ, который лично для меня получился раскрытым лучше всех других мужских персонажей. Возможно, еще и потому, что от его лица ведется повествование нескольких глав. Он хладнокровен, целеустремлен, даже, если так можно сказать, самокопателен. Однако кое-что все-таки не вписывается в образ: на протяжении всей первой части произведения судьба, так или иначе, сталкивает его с сестрой в разных местах, но он с какой-то маниакальной небрежностью закрывает на это глаза. Хочется досадливо морщить лоб и повторить станиславское «не верю», ведь Мелисса очень похожа на мать цветом волос и глаз, и не приметить это для идеального вампира просто преступление.
Хотя если копать в этом направлении, то практически всем героям повествования свойственны этакие накладки. Вот раненый, практически убитый Северн тихо истекает кровью на заднем сиденье автомобиля. А вот мы уже видим, как в порыве страсти он меняется с Мелиссой местами.
Цитата: Он (Северн) уже пришел в себя, но был слабым и едва мог сидеть…
Он снова прижался ко мне в поцелуе, и я вдруг очутилась распластанной на заднем сиденье, прижатая его телом. Что-то подобное происходит и с Мелиссой. К сожалению, автор не счел нужным провести ту грань, когда из девушки, бьющейся в агонии по причине убийства другого человека, она успела превратиться в этакого Джеймса Бонда в юбке.
Цитата: Швы - это больно, но пусть будут швы. Я заслужила хотя бы такую ничтожную боль, ведь я убила. Убила человека. Нет, вампира. Но разве это что-то меняет? Цитата: В глазах еще молодого парня читался страх, я видела себя его глазами: окровавленная фурия с развивающимися волосами и светящимися глазами. Но мне было всё равно. Как пушечное ядро, выпущенное в цель, я кинулась на него, опрокидывая на спину, и со звериным рыком вцепилась ему горло. Что касается грамматической составляющей произведения, то текст написан хорошим языком, не требующим дополнительной мыслительной обработки и перевода с русского на русский. Большинство предложений довольно лаконичны, доступны для понимания, но, тем не менее, не теряют своей эмоциональной насыщенности и красочности. Текст получается емким и сочным. Как и в «Калленах», в начале повествования присутствовали недочеты в оформлении диалогов, которые к концу произведения практически сошли на нет.
Одним из нюансов, на который хотелось бы обратить внимание автора, является обильное присутствие в тексте чисел, прописанных цифрами. Все-таки числительные в русском языке даны не просто так.
Цитата: «Нам же еще только по 24 года».
«Ричард, между съёмками этих двух фотографий, разница примерно в 25 лет». А также изредка встречаются не совсем удачные речевые обороты, смысл которых не всегда улавливаешь с первого прочтения.
Цитата: «Определив друг в друге почти равных противников, мы уже воспринимали нас всерьёз». Отдельный акцент хотелось бы сделать на правописании имен героев. Да, персонажей действительно много, но хотелось бы, чтобы автор, а главное бета при редактировании обращали внимание на такие досадные недоразумения.
Цитата: Достав папку Сандьяго из сейфа, я решила ее изучить. Я хотела знать, за что убили моего человека, и за что, по-видимому, хотели убить и меня, ибо поверить в то, что это нападение, практически сразу после убийства Сантьяго было случайностью - означало бы проявить верх наивности и глупости. Цитата: Янек обвинял Калленов в том, что пропажа Бенуа их рук дело…
С тех пор поиски шли по всему миру, но Бэнуа очень умело скрывались. Подводя итог сразу двум произведениям, хочется сказать, что у автора интересный стиль. Сюжеты очень динамичные, многослойные: из-под одной сюжетной линии обязательно прорывается пара-тройка других ответвлений. Читатели ни на минуту не могут перевести дух, постоянно находясь в напряжении. Но с другой стороны, это сложность иногда приедается и хочется несколько глав посвятить не сюжетным перипетиям, коих великое множество, а просто личной жизни героев: их прошлому, их чувствам, их мироощущению. Именно при грамотной пропорции всего вышеперечисленного, герои переходят в разряд любимых, а истории с их участием хочется перечитывать до дыр.
*В фольклоре разных народов мира так именуются вся сверхъестественные существа. В контексте именно этого произведения - бессмертные люди, способные управлять какой-либо из стихий. Сидхе - лучшие войны этого рода.
- оригинальность сюжета - 5
- раскрытие сюжета – 4
- раскрытие образов главных героев – 4
- раскрытие образов второстепенных персонажей - 3
- грамотность автора – 4
- логичность изложения – 4
- композиционная структура, использование средств речевой выразительности – 4