Интересное в описании «большого успеха» новичка Лили Глэдстоун то, что в некотором смысле он не такой и большой. Это самая тихая киносенсация, которую только можно представить, – роль с минимумом диалогов, но с сильным влиянием. Глэдстоун появляется на экране в «Несколько женщин», написанным и срежиссированным Келли Райхардт, наряду с популярными звёздами Мишель Уильямс, Лорой Дерн и Кристен Стюарт. В октябре 2016 картина получила награду за лучший фильм на лондонском кинофестивале, где среди прочих выделили роль Глэдстоун. Критик из Rolling Stone после должных дифирамбов кинозвёздам (вся троица превосходна) пишет: «Глэдстоун играет с такой пронзительной правдивостью и тоской, что на неё почти невозможно смотреть». Лента, основанная на повестях Мейл Мэлой, описывает типично сложную жизнь настоящих женщин. Фильм утончённый, трогательный и наводящий на мысли, отчего конкуренция с Голливудом (даже номинированный на Оскар «Манчестер у моря») кажется натянутой. В то время как описание того критика почти правда, оно возымело обратный эффект: от Глэдстоун невозможно оторвать взгляд.
Облегчение – как, впрочем, и наслаждение, – когда я связываюсь по скайпу с Глэдстоун в Монтане и нахожу её разговорчивой. Будь она под стать своей героини из «Несколько женщин», то взять у неё интервью было бы непростой задачей. В самом начале она сводит мощное режиссёрское влияние Райхардт к «кратко и по делу». Фильм снимали в Ливингстоне, штат Монтана, расположенный на реке Йеллоустон и окружённый горным хребтом Абсарока, с населением чуть больше семь тысяч человек. Глэдстоун играет Джейми, коренную американку, которую взяли работать на ранчо на зиму. Компанию ей составляют лошади, пока она не знакомится с Бет (Кристен Стюарт), несчастной выпускницей юридического факультета, которая проводит разъездные вечерние занятия. Джейми посещает занятия Бет не из жгучего интереса к юриспруденции, а из потребности в друге и, хотя она не хочет говорить об этом, в зарождающейся влюблённости.
В роли Джейми чувства Глэдстоун видны в её широко раскрытых глазах, благородном, собранном лице. Её периодические лучезарные улыбки удивляют: они проистекают из по умолчанию серьёзной позы. Мы наблюдаем за ней, а она – за другими. Спокойствие – главная черта героини Глэдстоун, наиболее ошеломительное, когда она садится напротив Бет в местной закусочной и слушает. Глэдстоун поделилась мне, что эта безмятежность естественна для жителей Монтаны. По мере развития сюжета не происходит никаких исповедей, однако положение героини становится ещё более душераздирающим.
Монтана тоже герой этого фильма – красивая, снежная и неудобная. Недавно Келли Райхардт пояснила вклад этого штата в ленту: «Вы со всех сторон окружены горами и во многих смыслах пленены ими. Полагаю, это меняет мировоззрение».
Глэдстоун уточняет: «Монтанцы тесно связаны с ландшафтом. Можно сидеть часами и сливаться с пейзажем. Или с тишиной. Или слышать музыку ветра. В детстве меня просто задолбал свистящий ветер. Вам приходится считаться с прихотями местности, в которой вы живёте».
Глэдстоун родилась в 1986 году и выросла в резервации Блэкфит (п. п.: индейское племя черноногих) на северо-востоке Монтаны. В биографических отзывах прессы гордо значится её «связь с индейскими племенами кайна, пикани и незперсе». Актриса поясняет: «Я жила в резервациях до одиннадцати лет, когда мы переехали оттуда ввиду отсутствия экономических возможностей». По её словам, её мать, учитель дошкольного образования, была «фундаментом нашей семьи». Её отец «был самым блистательным человеком, которого я знала, – нежным гигантом. Он был глубоко духовным человеком с острым умом». В 70-х её отец поступил в Вашингтонский университет, но вскоре прекратил обучение, так как «тогда было нелёгкое время для прямолинейного коренного американца». Позже он посвятил себя репортёрству. Глэдстоун добавляет приписку о своих предшественниках, и выясняется, что её прапрадедушка со стороны матери был двоюродным братом Уильяма Глэдстоуна – британского премьер-министра, в то время как по отцовской линии её прапрадедушка был Красным Вороном из племени абсароке – вождём примирителем. (Из фамильной истории актрисы получился бы великолепный фильм).
Когда отец перевёз их в пригород, Глэдстоун не предполагала, насколько чужими ей покажутся маленькие семьи. «Все казались такими изолированными в их домиках», – вспоминает она. Актриса скучает по «взаимозависимости» резерваций. Она поддерживает связь со многими коренными американцами: «Это сообщество сформировало меня и поддерживало в желании быть актрисой и сказочницей».
Каково было заручиться поддержкой более широкой аудитории – все эти восторженные отзывы?
«Порой это ошеломляло», – признаётся Глэдстоун.
Выбивала ли её и колеи работа бок о бок с плеядой кинозвёзд?
«Увидев актёрский состав перед прослушиванием, я немного испугалась. Моей мантрой стала фраза фермерши «не думай об этом» из самого фильма».
Кроме того, они сработались с Кристен Стюарт (с которой у Глэдстоун больше всего сцен).
«У Кристен невероятно острый, творческий ум, улавливающий малейшее проявление эмоций. Она понимает, куда развивать сцену, и давала мне всё необходимое. Также мы обе восхищаемся Келли».
Когда Глэдстоун настоятельно попросили пояснить это, актриса добавила: «Она даёт актёрам свободу и пространство. Она хороший компаньон – лучшее, что можно сказать о человеке. У неё удивительно невозмутимое, беззлобное чувство юмора».
Глэдстоун охотно поделилась, что поладила с Мишель Уильямс, которая тоже из Монтаны, и не без удовольствия добавила, что они родились в одной больнице.
Затем она рассказала историю о том, как Райхардт впервые отправилась в Монтану и разъезжала по округе, пока ей не приглянулась одна ферма, куда она постучалась. Линн, её владелица, поначалу неохотно восприняла идею съёмок на своей ферме. Женщина не хотела, чтобы Голливуд эксплуатировал местную природу.
«Однако стоит Келли провести пять минут с чьей-нибудь собакой...» – смеётся Глэдстоун, которой даже не нужно договаривать.
Линн быстро сдружилась с Райхардт, при этом сомнительно относилась к «неизвестной актрисе, которя будет ухаживать за её лошадьми». Ранее Глэдстоун общалась с лошадьми, но опыта работы на ферме у неё не было – всему она обучилась у Линн. По её словам: «Мы поладили с Линн. Она бездетная, родилась в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году – как и мои родители».
Когда зрители хвалят фильм за его «обжитость», Глэдстоун полагает, что они отражают её опыт: «Я прожила на той ферме две недели. Втянулась в спокойный режим повседневных дел – ты окружён тишиной и ритмом работы. Многие черты моей героини зародились там».
Для соответствия Глэдстоун надевала потёртые ботинки и комбинезон Линн. Постепенно сомнения Линн угасли. Первыми шли лошади – нужно было привыкнуть к ним.
«Райхардт тот ещё любитель животных и не задерживала кормление лошадей дольше, чем на пятнадцать минут».
Глэдстоун познакомилась с главным конём Ремингтоном, объезжая его ежедневно: «В отличие от заправских ковбоев, я не настолько решительна, но справилась с задачей».
Очаровательны кадры, когда она предлагает отвезти Бет, героиню Стюарт, до кафе и обратно, учитывая, что большая часть разговоров в фильме проходят в машинах.
Во время просмотра фильма меня не отпускала мысль: как Глэдстоун контролировала свою мимику на каждом шагу?
«В детстве, – смеётся она, – отец знал, когда я вру по огоньку в моих глазах. Я редко подбираю эмоции тщательно. Я скорее движима нутром. Один из самых увлекательных вопросов, который я обсуждала с Кристен: насколько глубоко ты развиваешь своего персонажа? Иногда зрители видят в персонаже то, что не видит он».
Самым главное было определить уровень «влюблённости» Джейми в Бет.
«Я сказала Кристен, что не позволю Джейми знать всю свою подноготную – в конце концов, кто знает?»
Во время съёмок Глэдстоун пришла к согласию с окончанием отношений в личной жизни. Как много боли подпитало её актёрскую игру?
«То был урок, непростой и важный опыт о том, как отпустить человека и уйти. Мои отношения помогли, хотя я частенько бывала в положении Бет. – Она мельком размышляет о трудностях отношений с человеком, которым ты одурманен. – Бет приходится форсировать события, когда Джейми появляется с этой лошадью, – ей некуда деваться!»
До «Несколько женщин» Глэдстоун была готова уйти в другом смысле – подумывала бросить актёрство. С 2009 по 2013 года она работала с Living Voices – труппой, выступающей в школах со спектаклями о «маргинальных историях, затрагиваемых лишь в учебниках». Я всё гадаю: как тяжело получить работу коренной американке? Глэдстоун признаётся, что пережила предсказуемые ужасы стереотипного отбора актёров.
«После прослушивания мне прислали автоматическое сообщение с витиеватым текстом по электронной почте, хотя по правде там значилось: вы недостаточно индианка. Я пыталась пристыдить их, ответив, что если я недостаточно правдоподобна, почему бы вам не найти североамериканского индейца-шаена и поставить субтитры на английском? – В какой-то момент она почувствовала: – Я сделала всё, что в моих силах. Я должна попробовать нечто другое».
Актриса тонко намекает, что ситуация для актёров-индейцев улучшается. Она предвкушает свою роль Изабеллы в «Мера за меру» в Орегонском фестивале Шекспира в конце этого года.
Когда Глэдстоун училась актёрскому мастерству в университете Монтаны (который закончила с отличием в 2008 году), в первом семестре преподаватель, рассказывавший о «Театре угнетённых», сказал студентам: «Никто из вас не прославится. Вы здесь, чтобы обучиться театральному искусству». Глэдстоун приняла близко к сердцу последовавший за этим совет: «Интересуйтесь и увлекайтесь миром и вы останетесь интересным актёром. Как только вы разобщитесь с человеческими эмоциями, будете играть плоско. Если же кто из вас прославится, можете позвонить мне в четыре утра и посмеяться надо мной». Могу сказать одно: преподаватель, которого Глэдстоун не называет, отныне будет ставить телефон на ночь на беззвучный режим.
«Несколько женщин» выходят в прокат 3 марта.
Перевод выполнен Rara-avis специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Лили Глэдстоун: «Я жила в резервациях до одиннадцати лет»
|