«Зильс-Мария» - это подарок актерскому мастерству и женственности; звезды Жюльетт Бинош, Кристен Стюарт и Хлоя Морец предстают во всем своем блеске. Что значит быть женственной в современном мире? Согласно Голливуду и кинематографу, из которых и возник душевный триптих главных героинь «Зильс-Марии», женственность находится где-то на одной линии с облегающим костюмом и умением ругаться и драться как сорванец. Возможно, именно поэтому новый запоминающийся фильм Оливье Ассайаса является большой находкой для актерского мастерства и для актрис, которые его практикуют.
Одновременно аутентичный и искусственный, фильм «Зильс-Мария» окружает аудиторию в своем безграничном тумане самосознания, поглощая его женский триумвират под давлением явно эксцентричного призвания. Эти три центральных актрисы, Жюльетт Бинош, Кристен Стюарт и Хлоя Грейс Морец, не живут жизнями своих персонажей, но передают их с такой добросовестной исключительностью, что этот трюк, где начинается и заканчивается вымысел, остается неуловимым. Биография Бинош в частности намекает на богатые знания о неотвратимости для тех, кто однажды был инженю, теперь быть матроной.
С оттенками «Все о Еве» Джозефа Лео Манкевича, Мария Эндерс, персонаж Бинош, должна в буквальном смысле передать все ее кинематографическое наследие следующему поколению со всеми присущими этому наполненными страхами сетованиями. Но, как и актерский состав, состоящий из нескольких поколений актрис, в сценарии Ассайаса есть слои, которые глубже, чем просто возраст персонажей.
Построенный вокруг карьеры Марии - всемирно известной актрисы театра и кино, после того как ей исполняется 40 лет, фильм «Зильс-Мария» начинается с путешествия в Цюрих, куда она отправляется чтобы навестить режиссера-драматурга, который положил начало ее карьеры. Отобравший Марию (Бинош), когда ей было еще только 18 лет, для своей первой, и впоследствии экранизированной, пьесы «Змея Малойи» режиссер Вильгельм Мельхиор часто упоминается, но никогда не появляется в кадре, так как совершает самоубийство за несколько часов до прибытия Марии Эндерс в Швейцарию.
Подавленная его кончиной и тоскующая по своей молодости, Мария изначально пытается справиться с ностальгией по прошлому при поддержке своей личной помощницы, доверенного лица, и, возможно, родственной души Валентины (Стюарт), а затем, в конце концов, позволяет молодому и жаждущему европейскому режиссеру Клаусу Дистервегу (Ларс Эдингер) привлечь себя к подписанию на роль в его новом фильме – «Уест-Эндовское возрождение Змеи Малойи».
Только теперь Мария будет играть старшую из двух представленных женщин, где она - немолодая бизнес леди, обманутая и, в конечном счете, доведенная до самоубийства ее таинственной любовницей и ассистенткой. Марии ли не знать, что роль молодой помощницы является звездной, но сейчас королевой TMZ становится Джоанн Эллис (Морец), и Мария обнаруживает себя за бортом всеобщего внимания. В то время как Мария и Валентина готовятся к роли в живительных швейцарских Альпах, мета-проза грозит полностью поглотить их обеих, как показанный в самом начале фильма утренний туман.
Безусловно, не удивительно, что вдумчивые размышления Ассайаса об актерстве становятся презентацией мастерства для трех исполнительниц главных ролей. И пока все выстраивается вокруг, безусловно, показной уязвимости Бинош, что изображена на афишах, Стюарт и Морец, в свою очередь, обе блистают в их наиболее откровенной и утонченной работе на сегодняшний день.
На пресс-конференции Нью-Йоркского кинофестиваля после показа Стюарт сказала, что первоначально ей была предложена роль Джоанн, но вместо этого была выбрана наименее броская Валентина. Это разумный и успешный вариант, как для режиссера, так и для актрисы. В то время как Стюарт может больше, чем иметь дело с бурлящими тучами таблоидов, которые сгущаются вокруг громоотвода Джоанн на протяжении всего фильма, развернутая и более молчаливая роль Валентины позволила Стюарт сильнее вытеснить ее образ путем отделения от него.
Отношения Валентины и ее работодательницы столь же интимны, сколько провокационны. И хотя подробно не рассказано, как долго Мария и Вал знают друг друга, их дружеские отношения в равной степени неизмеримы и глубоки, в оживляющем друг друга исполнении Бинош и Стюарт; их игра излучает очевидную иронию и это проведение параллелей с их собственным симбиозом неизбежно.
Под намеренным влиянием пьесы/фильма «Горькие слезы Петры фон Кант» Райнера Вернера Фассбиндера, эта пьеса в рамках фильма «Змея Малой» является мрачным рассказом о созависимости, которая в более ловких руках может обернуться поистине роковой гибелью для женщин, вращающихся в этом кино (посмотрите так же недавнюю картину Романа Полански «Венера в мехах»). Тем не менее, Ассайас определяет своих героев, как рассказчиков, интерпретирующих вымысел, который, по своей природе, окутывает и закручивает реальность. Когда Мария Эндерс была еще восемнадцатилетней инженю, она находит незамысловатую истину в этом материале, как неумолима фатальность, которая манит более слабую и стареющую неудачницу к ее гибели. Но, спустя два десятилетия, ее видение меняется, в ее очаровательных словах звучит обман, которого не слышит Валентина. Жизнь не кончается после сорока, даже для актрисы.
Эта особенность теряется на фоне удивительно жесткой Джоанн. Морец убедительно играет молодую девушку, двуличную звезду, распростертую в эпицентре поп-культуры, расположенном где-то между гравитационных полюсов Джоди Фостер и Линдсей Лохан. Очевидно, как актриса, которая легко может найти себя в череде статей медиа, Морец удивительно украшает своего отталкивающего персонажа с осведомленностью посвященного лица, оживляя талантом все, но равнодушно спит, проявляя свои способности в последней студийной роли («Если я останусь»).
Сама Джоанн наиболее загадочна, чем два других персонажа, так как мы видим ее только глазами Марии, сначала с клеймом шл*хи от TMZ в поисковике Google, который находит ее перепалку с папарацци, а затем, эффектной и вкрадчивой интеллектуалкой, с которой Мария проводит ужин. Как и многое в данном фильме, эта человечность бросает вызов примитивной эпохе Интернета и «таланту», одновременно признавая порочную сатиру Голливуда и место женщины в нем. Устав от предлагаемых ролей в "X-Men", Мария просматривает фильм Джоанн о супергероях (не слишком отличающаяся от своего альтер-эго Морец с фиолетовыми волосами) и остается в ужасе от огромных бюджетных затрат на глупость, выставляемую в наши дни под видом взрослого развлечения. Единственной наиболее жестокой шуткой является Стюарт, которая снялась в более чем львиной доле сверхъестественных франшизных ролей, отстаивающая тонкость и интеллектуальность фильма о супер-сильных подростках на космическом корабле.
Однако с той же долей веселья, с какой этот фильм критикует самосознание, тем не менее, он остается зациклен на женственности в нашем мире, особенно для тех, кто прибыл с другой планеты.
Бинош и Ассайас создали пронзительную личность для Марии, как женщины, которая парадоксально цинично и наивно полагает, что ничего не изменилось. Ее мир счастливо контролируется бережным обращением Валентины, и вроде бы важные моменты жизни Марии буквально пролетают через потрясения и неизменно плавно отступают. Это скорее каждодневные мелочи, которые охватывают ее жизнь, и эти единственные отношения в ней важны. Время движется иначе, как те альпийские облака вокруг нее, но Мария остается вызывающе спокойной.
В «Зильс-Марии» рассматриваются пол, возраст и медийность в то время, когда все это находится в постоянном движении. В финале картины, директор перспективной студии сетует на то, что он один из поколения популярных интернет-икон, таких как Джоанн Эллис. Подозреваю, что Ассайас испытывает нечто подобное по отношению к этой индустрии, в то время как его фильм снимает все кружева с современного кинематографа, когда он сосредоточен на нескольких актрисах, которые пытаются просто играть пьесу. Элегантность этой давнишней цели заключается в преображении, как актеров, так и зрителей. В некотором смысле, они стремятся к чему-то гораздо более вневременному, чем предполагаемое бессмертие современного кино, создавая тем самым Марию, которая действительно находится в своем возрасте.