Режиссер: Дэвид Кроненберг.
Страна: Франция-Канада.
Год выпуска: 2012 год.
Продолжительность: 108 минут.
Заставляющий задуматься постмодернистский роман американского писателя Дона Делилло до сих пор активно избегал экранизации. Не трудно понять, почему мы заинтересовались, когда за «Космополис» взялся режиссёр Дэвид Кроненберг, желая показать нам историю Делило о событиях 2003 года, произошедших с миллиардером, занимающимся управлением активами, который едет по Нью-Йорку на лимузине, направляясь к парикмахеру и наблюдая за тем, как падают инвестиции. Книжные диалоги вставлены в сценарий почти дословно, что сохранило стилистику писателя, кроме того, режиссёр уделил достаточное внимание второстепенным персонажам. В итоге картинка выглядит довольно жёстко и анемично.
С одной стороны, для Кроненберга «Космополис» - это возвращение в прошлое: большую часть фильма мы наблюдаем лимузин, который усиливает тёмные, неблагополучные, онейроидные настроения, и нечто подобное (такой же режиссёрский приём) мы уже видели в его «Видеодроме» и «Автокатастрофе». Но зависимость от исходного материала Делилло означает, что режиссёр не полностью предоставлен самому себе, однако атмосфера надвигающейся катастрофы, что нагнетается по мере развития сюжета (и это его сильная черта), постоянно подрывает книжные события и первоначальные установки.
Превратившийся в банкира, звезда саги «Сумерки», Роберт Паттинсон прекрасно справился с главной ролью: если его Эрик Пэкер немного холоден, даже в чём–то механичен, то это только из–за бескомпромиссного подхода Кроненберга к сюжету, кроме того, эта роль никогда не была чересчур эмоциональной. Но трудно представить, что фильм, выпущенный в кинопрокат, предназначен для молодёжной аудитории, фанатеющей от Паттинсона, так как лента для них слишком тихоходная и слишком в ней много разговоров.
И, несмотря на некоторые изменения, например, валюты, падение которой волнует Пэкера (в фильме - юани, а не иены, как в книге), сценарий стоящий. Этот Нью-Йорк миллиардеров, отмеченный экзистенциальной аппатией, вызывает такое чувство, будто 1990-е соединили с 1950-ми.
Большинство сцен происходят внутри лимузина компании Пэкера "Пэкер Кэпитл", который задуман как своего рода техно-люкс катафалк, с дорогой обивкой и разнообразием сенсорных пультов, которые контролируют, в частности, ситуацию на рынках, частоту сердечных сокращений Эрика и средства массовой информации. В сопровождении Торвала, главы службы безопасности своей компании "Пэкер Кэпитл", Эрик продвигается через город. Изолированный от городской суеты, Эрик захватывает в свой автомобильный кокон самых разных людей.
Трое молодых сотрудников обсуждают финансовый сценарий так абстрактно, что это заставляет нас задуматься о том, что бизнес Эрик идёт ко дну, кроме того, стоит принять во внимание и его собственную, крайне пассивную, реакцию на новости (в книге все описано намного напряжённее). Эрик занимается ванильным сексом со своей давней любовницей (Бинош), перед тем как обсудить с ней приобретение парочки картин Ротко; врач забирается в машину, чтобы осуществить ежедневный осмотр; Саманта Мортон, играющая «руководителя теорий» в "Пэкер Кэпитл" философствует со своим боссом, в то время как на улице проходит антикапиталистическая демонстрация, в итоге который лимузин расписывают лозунгами.
Иногда Эрик выходит из машины, в основном для встречи с Шифрин (Гейдон), его богатой женой, за завтраком, обедом и ужином, а к ужину их брак от развода отделяет несколько недель, но между героями царит больше апатия, нежели злоба. Торвал предупреждает Эрика о том, что получил информацию о потенциальных угрозах безопасности, одна из которых принимает вид пирога с кремом, что попадает в лицо «мучного убийцы» (Амальрик). А между тем за окном скользит город, показывая несколько ориентиров, поскольку предполагается, что события фильма развиваются в Нью-Йорке, а на самом деле снимался фильм в Торонто.
Как пост-капиталистическая притча с психотическим подтекстом, «Космополис» - это стоящий кинопродукт. И помимо нелёгкого рэпа в саунтрэке есть Моби, Говард Шор, что создаёт нужное настроение. Но это идейный фильм, чьи концепции не всегда особенно интересны, а диалоги звучат слишком часто, будто они написаны студентом–драматургом («У меня простата ассиметричная», - говорит Эрик. «И у меня», - отвечает ему герой в исполнении Пола Джаматти).
Основная проблема фильма «Космополис» - та, о которой Джон Апдайк уже написал в своём обзоре книги для "Нью-Йоркера": «Беда со сказкой, где может случиться всё, что угодно», - писал он, - «заключается в том, что там, так или иначе, ничего не происходит».
Киностудии: "Алфама Филмс", "Просперо Пикчерс".
Международный дистрибьютор: "Кинолоджи", www.kinology.com
Продюсер: Паулу Бранку, Мартин Кац
Исполнительные продюсеры: Грегор Меллин, Эдуард Кармьньяк, Рене Таб, Пьер-Анж Ле Погам
Сценарий: Дэвид Кроненберг по одноимённому роману Дона Делило
Оператор: Питер Сушуцки
Монтаж: Рональд Сандерс
Художник-постановщик: Арвиндел Грюал
Композитор: Говард Шор
Сайт: www.cosmopolisthefilm.com
В ролях: Роберт Паттинсон, Жюльтт Бинош, Сара Гадон, Матье Амальрик, Джей Барушель, Кевин Дюран, Кейнан Абди Варсаме, Эмили Хэмпшир, Саманта Мортон, Пол Джаматти
Перевод выполнен redwitch специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Рецензия на фильм «Космополис»
|