Маяк / The Lighthouse Канада, США, 2019 Жанр: ужасы, фэнтези, драма Режиссер: Роберт Эггерс Сценарий: Роберт Эггерс, Макс Эггерс В ролях: Уильям Дефо, Роберт Паттинсон
«Что сейчас было?» — первая мысль после просмотра фильма «Маяк» американского режиссера Роберта Эггерса. «И было ли все это вообще?» — вторая мысль.
В 2015 году Эггерс дебютировал с «Ведьмой» и убил всех, показав по-настоящему пугающее кино без монстров, бу-эффектов и моря кровищи.
И вот 2019 год — вторая полнометражная картина, которая станет классикой. Абсолютно невероятный, завораживающий и страшный. Но страшный не привычными монстрами и хрустящими на зубах формалиновыми чудовищами, а именно своей атмосферой.
С самого первого кадра (море, туман и силуэт плывущего баркаса) из экрана невидимой дымкой распускается депрессивная тревога, которая не уходит потом еще долго после просмотра.
Фильм Роберта Эггерса — это одновременно и Хичкок с его «Птицами», и Мелвилл с «Моби Диком», и Эдгар По, и Лавкрафт с Ктулху. Ядерная смесь, выдержанная в суровом ч/б с помощью 35-миллиметровой пленки.
На протяжении полутора часов в кадре только два человека (не считая галлюцинаций и русалок) — смотритель маяка и его помощник.
Томас Уэйк — старый пердун, законченный алкоголик и лжец. Кажется, что за весь фильм он так и не сказал ни слова правды. Он жестокий, злобный, властный и омерзительный. Его помощник, Ифраим Уинслоу, молодой и угрюмый парень с темным прошлым и туманным будущим. Он ненавидит своего шефа и самого себя.
Судьба (или морские боги Лавкрафта?) сводит этих двоих вместе и на долгие четыре недели запирает на острове с маяком.
И начинается фильм. О смертельно-ядовитых взаимоотношениях, о грязном быте смотрителей маяков в 1890-х годах, о тяжелой работе, о складывающейся в копилку злобе, об одиночестве, бесконечном пьянстве и постепенном надломе, ведущем прямиком в ад.
Смотрителя и помощника сыграли Уильям Дефо и Роберт Паттинсон. Уже только ради их игры «Маяк» необходимо посмотреть.
Дефо создал по-настоящему отвратительный образ хромого старика, заросшего бородой почти по самые брови и с сумасшедшим взглядом. Исходящий от него смрад ощущаешь почти физически и тебя начинает даже подташнивать.
Паттинсон — это вулкан, готовый взорваться в любую секунду и все равно каждый раз ты не готов к этому. Обветренное соленым воздухом лицо, затравленные глаза плененного волка, щетина и густые усы с противно поблескивающей на них рвотой.
Сумеют ли актеры перепрыгнуть эти роли — странные, пугающие, но прекрасные и гипнотизирующие?
Определиться, кто из героев плохой, а кто хороший, — Томас Уэйк или Ифраим Уинслоу, — невозможно. В них обоих нет ничего светлого, они оба — самое дно. Кажется, что никому из них не получится посочувствовать, поскольку они отталкивающие и неприятные, но то одного, то другого жалеешь, то одного, то другого — ненавидишь и презираешь.
Дефо и Паттинсон сделали из своих персонажей настоящих людей. Людей, которые вызывают эмпатию даже не на 100 — на 200 %. Пусть она темная и злая, но она отменная. Настолько, что даже страшно: в какой-то момент ты не столько сопереживаешь им, сколько становишься ими, утрачиваешься связь с реальностью и нормальностью. И вот уже не Паттинсон бредет под проливным ливнем и толкает перед собой тачку, груженную углем, а ты. Не он опорожняет переполненные ночные горшки против ветра, а ты. Не Дефо хлещет самодельный алкоголь из носика чайника, а ты. И после фильма именно ты выжат, как лимон.
Операторская работа Джарина Блашке — рельефная и выпуклая. Что ни кадр, то мгновенный отпечаток в мозгу. Крупные планы, показывающие каждую морщинку, каждую ч/б крапинку в глазу. Флешбэки прошлого, совмещенные с настоящей картинкой. Галлюциногенные вспышки омерзительных видений щупалец, склизких органов русалок, ползущих крабов. При этом сцена с мастурбирующим Паттинсоном снята визуально красиво и утонченно, его тело словно высвечивается в темноте, играя сухощавостью связок и жил на руках и шее.
Дефо в объективе камеры Блашке становится то демоническим богом (Дефо-Посейдон), то пророком-мучеником (Дефо, забрасываемый землей), то пыхающим гневом колдуном (Дефо, читающий монолог-проклятье).
Блашке номинирован за «Маяк» на «Оскар» и будет странно, если он его не получит.
Еще один момент, без которого фильм бы не был до конца полным, — это музыкальное и звуковое сопровождение (Марк Корвен). Крики чаек, шелест волн, вой бури, скрежет и скрип ветра, подвывания глухой сирены через равные промежутки времени — и если поначалу она раздражает, то потом она превращается в привычный фон как для нас, так и для героев, которые ее практически не слышат.
За информацию благодарим онлайн журнал ужасов и мистики DARKER
Кошмар на маяке
|