В описании стоит имя сценариста Аарона Соркина, и это немного смущало. Серьезно. Соркин написал сценарий для «Социальной сети» Дэвида Финчера, а более унылых диалогов, чем в экранизации книги Бена Мезрича, которой всех нас однажды обрадовал Финчер, я не припоминаю. И вот теперь человек, насильно бальзамировавший еще живого Марка Цукерберга, решил потрудиться над портретом Стива Джобса, скончавшегося 5 октября 2011 года. Задача, жестоко карающаяся за неуспех, но… у Соркина получилось.
Новая режиссёрская работа британца Дэнни Бойла («На игле» и оскароносный «Миллионер из трущоб») смотрится на одном дыхании. И дело тут даже не столько в мастерски подобранном актерском составе, отточенных (не «Соцсети» чета) диалогах и потрясающим операторском искусстве Альвина Кюхлера.
Тандему Бойл-Соркин удалось соблюсти главное правило экранизации биографии любой выдающейся личности. Хочешь снять фильм о гении? Экранизируй историю обычного человека; в точном соответствии с формулой великого Гёте, утверждавшего, что мировая история лежит под каждым могильным камнем. Здесь мудрость, как сказано в Библии, — ибо гений живет в каждом человеке, способном мыслить иначе. Таких гениев в Apple Inc предостаточно. Хотя в случае с Джобсом даже фирменного эппловского Think differnt уже явно недостаточно.
«Мне плевать, что обо мне думают остальные», — говорит Стив Джобс (Майк Фассбендер) своей вернейшей сподвижнице Джоанне Хофман (Кейт Уинслет), отвечающей за продвижение в Apple Inc.
Стив Джобс в исполнении Фассбендера и в самом деле производит впечатление скорее робота, нежели человека, решающего на протяжении фильма великое множество задач на пути к успеху основанной им Apple Inc. Он не утруждает себя размышлениями насколько этично, ну скажем, обмануть потенциальных покупателей, выдав более совершенную версию Apple Lisa на презентации 84 года за реально предлагаемую модель одного из первых ПК компании только за тем, чтобы более продвинутая версия сказала зрителям «здрасьте» (начальные сцены фильма); или на минуточку забыть о команде разработчиков Apple II, ибо все они по определению Джобса «вчерашний день», хотя сооснователь компании Стив Возняк или Воз считает иначе; или раз пятьдесят заявить с разной степенью аффекта, что Лиза Брэннан – не его дочь, хотя девочка, которой на момент презентации не исполнилось и шести – да-да-да – думает иначе!
От всего этого впечатление выдающейся машины, состоящей скорее из плат и микропроцессоров, чем из плоти и крови, опасно усиливается. Но лишь для того, чтобы за пять минут до финала серьёзно потускнеть, если не развалиться окончательно.
Отец-основатель Apple оказывается может быть и отцом для уже повзрослевшей к презентации iMac 1998 года Лизы. Он бережно хранит в кармане рубашки первые дочкины каракули, сделанные ею на ПК в 84-м году, и да, компьютер действительно назван в ее честь, в чем робот-Джобс, превратившийся в финале в робота-отца, трогательно признается Лизе. И это признание достойно слез публики. Он даже решается опоздать на презентацию iMac лишь бы дать понять дочери, насколько она важна для него.
Но чтобы все это произошло Дэнни Бойл готов идти ва-банк, отдавая в течение всего фильма предпочтение выдающейся машине, чье бездушие напополам с готовностью везде и всегда подчеркивать свою значимость и непогрешимость выводит из себя даже Стива Воза — безобидного изобретателя и летящего гения, блистательно сыгранного Сетом Рогеном.
В финальных сценах, когда Джобс вторично отказывается признать заслуги команды Apple II по просьбе Воза, тот не выдерживает: «ты не изобретатель, не инженер, не дизайнер и не программист, так почему я должен повсюду читать, что ты гений?», — рубит он с плеча в оркестровой яме Оперного театра Сан-Франциско. И в этот момент, казалось, вдруг сам понимает – Джобс несоизмеримо выше всех, кого он только что перечислил. Стив Джобс та ось, на которую нанизан и вокруг которой вращается мир Apple. Но чтобы этот мир вращался, чтобы компания стала лучшей, надо самому стать выдающейся машиной, зацикленной на деталях, беспощадным набором алгоритмов решения задач, системой, лишенной начисто человеческих чувств.
Воз слишком либерален для роли Джобса, как, скажем, либерален Энди Херцфельд (Майк Сталберг), один из разработчиков Mac, по собственной инициативе оплачивающий учебу Лизы Бреннан в Гарварде («ей ведь еще нужны теплые вещи»). Стив Возняк покидает зал, отказавшись признать поражение. Дэнни Бойл, понимая, что сцена спора основателей Apple Inc довела до крайней точки противопоставление своего героя остальному миру, умело растапливает сердца зрителей, возвращая симпатии Стиву Джобсу. В финале основатель Apple Inc выходит на сцену под овации зала. Однако в минуту триумфа Джобс решает вернуться к дочери, наблюдающей за презентацией из-за кулис, ведь она – главное создание Стива. Картинка размывается и гаснет.
Рекомендации: Фильм скорее мужской, поэтому пусть ваша половина побудет дома (вариант – поедет к подружкам/по магазинам). Если вы патрон (начальник отдела, директор компании или же ее полновластный хозяин) рекомендую поскорее отправить в кино подчиненных, но еще скорее сходить самому – картина исключительно мотивирующая. Форма одежды повседневная. Минимальный бэкграунд об Apple Inc при себе иметь желательно. Google в помощь, как говорят в таких случаях.
Автор: Глеб Постнов
За информацию спасибо сайту http://kazanfirst.ru.
Фильм «Стив Джобс»: Рецензия
|