Пообщавшись с создателями фильма o легендарном основателе компании Apple, THR узнал, как его вдова пыталась уничтожить проект и из-за чего работа затянулась на долгих четыре года.
28 сентября 2011 года Майкл Линтон, глава компании Sony Entertainment, покинул свой офис и отправился на тайную встречу с 656-страничным талмудом, рассказывающим о жизни находящегося при смерти основателя компании Apple.
Биография Стива Джобса, написанная Уолтером Айзексоном, еще не появилась в продаже, но ее уже готовы были причислить к бестселлерам. По этой самой причине издатели зорко следили за тем, чтобы содержание манускрипта было известно лишь узкому кругу лиц.
Через несколько дней героя книги не стало (Стив Джобс скончался 5 октября), но Линтон и его коллега Марк Гордон (продюсер картины «Спасти рядового Райана») приняли решение о том, что биография компьютерного гения должна быть экранизирована, еще до того, как на мир обрушилось страшное известие.
В свою очередь, переговоры о приобретении прав на произведение бывшего редактора журнала Time начались задолго до того, как «Стив Джобс» взорвал книжный рынок (только за первую неделю было продано 379 тыс. экземпляров книги). Сопредседатель Sony Pictures Эми Паскаль согласилась выплатить Айзексону $1 млн в качестве аванса и еще $2 млн после завершения съемок — умопомрачительная сумма для проекта, который никак не мог претендовать на звание блокбастера.
Подписанный договор был первым и, пожалуй, самым легким этапом в работе над фильмом «Стив Джобс». «Пристегните ремни, — написала Паскаль в одном из писем коллегам. — Мы входим в зону турбулентности».
Следующие четыре года байопик об основателе Apple буксовал, терял звезд, оказывался в центре скандала после хакерской атаки на компанию Sony. Он же едва не привел к завершению многолетней дружбы Эми Паскаль и продюсера Скотта Рудина, который взялся за этот фильм.
Как только права на книгу стали доступны, Гордон, Паскаль и Гаймон Кеседи (еще один продюсер фильма) составили список сценаристов и режиссеров, которые могли бы потянуть подобный проект. Верхнюю строчку занимали Аарон Соркин и Дэвид Финчер, с которыми Паскаль работала в 2010-м над близкой по духу картиной «Социальная сеть».
Аарон Соркин согласился без лишних раздумий. Сам он никогда не встречался со Стивом Джобсом, но несколько раз общался с ним по телефону, о чем вспоминает с нескрываемым удовольствием.
«В первый раз он мне позвонил из-за «Западного крыла» (популярный телесериал о президенте США и его команде, создателем которого был Соркин. — THR) — Стиву так понравился один из эпизодов, что он решил сообщить мне об этом лично, — рассказывает сценарист. — Темой второго разговора стало его предложение поработать над одним из проектов в его студии Pixar. А в третий раз попросил помочь ему с речью для церемонии вручения дипломов в Стэнфорде (кстати, эта услуга была оказана совершенно бесплатно. — THR)».
По первоначальному договору гонорар Соркина должен был составлять $5 млн, но позже, когда у проекта возникли финансовые сложности, он сам попросил уменьшить эту сумму. Глубокое исследование, проведенное на первом этапе, привело сценариста к выводу, что пересказывать на экране всю биографию не имеет смысла. Соркин выбрал три события из жизни Джобса и построил сценарий как пьесу: разделил на три акта, внутри которых соблюдается главный принцип театральной драматургии — единство места и времени.
Первая часть посвящена запуску персональных компьютеров Macintosh (1984), вторая — созданию NeXT Computer (1988) и третья — выходу в свет iMac (1998). На этот прием сценариста вдохновила Лиза Бреннан-Джобс — 37-летняя дочь Стива Джобса, выпускница Гарварда, журналист по профессии. «У нас было несколько встреч, которые длились по три-четыре часа, — рассказывает Аарон Соркин. — Именно благодаря Лизе я обратил внимание на колоссальное количество конфликтов и разногласий между Стивом и людьми из его ближайшего окружения».
Законная супруга Джобса, Лорен Пауэлл Джобс, встречаться со сценаристом отказалась наотрез. Да и вообще всячески пыталась помешать развитию проекта. Если верить некоторым источникам в Sony, Лорен лично звонила Леонардо ДиКаприо и Кристиану Бэйлу, которые на разных этапах рассматривались на главную роль, и просила не играть ее мужа.
Зато Стив Возняк (инженер и давний партнер Джобса, в одиночку создавший первые две модели компьютеров Apple) и Джоанна Хоффман (которая отвечала в Apple за маркетинг) с удовольствием поделились с Соркином воспоминаниями о Стиве. Поэтому фигура Лорен в сценарии отсутствует совсем, а Возняк и Хоффман выходят на передний план.
Когда история была готова, продюсер Скотт Рудин и Аарон Соркин пошли на поклон к Дэвиду Финчеру в надежде усадить его в режиссерское кресло. Он согласился, но выдвинул ряд жестких условий, включая финансовые. Гонорар режиссера должен был составлять $10 млн, а на съемки Финчер намеревался потратить $45 млн, что было на порядок больше того, что планировала студия.
Продюсеры взяли время на размышление, а Соркин умолял коллег немедленно согласиться. Именно тогда он предложил урезать собственный гонорар и даже пообещал абсолютно бесплатно написать для Sony еще два сценария. Аарон был уверен: ни один другой режиссер не потянет подобный проект.
Но дело было не только в деньгах. Сомневалась и Эми Паскаль, у которой с Финчером после двух совместных проектов сложились весьма непростые отношения, и Скотт Рудин. «Неужели мы разрешим ему полностью контролировать фильм, включая маркетинговую кампанию? — возмущался он в переписке с коллегами. — Неужели мы на это пойдем? Вы уже забыли, что это тот самый человек, который отказался поместить девушку с татуировкой дракона на постер «Девушки с татуировкой дракона»?!»
В итоге Финчеру было отказано. И дальнейшая судьба проекта оказалась под вопросом.
Дэнни Бойл находился в Лондоне, когда Рудин отправил ему сценарий — 188 страниц вместо привычных 110–130. Предложенная Соркином необычная трехчастная структура буквально заворожила режиссера, за плечами которого был и оскароносный «Миллионер из трущоб», и провалившиеся в прокате «127 часов», и «Транс».
На следующий день Бойл позвонил Рудину. «Мне кажется, Скотт был уверен, что я откажусь. Не захочу донашивать финчеровские ботинки, — вспоминает режиссер «Миллионера из трущоб». — И когда я сказал: «Привет, я в деле», он не поверил своим ушам. Скотт не думал, что это может быть так просто. Но я не шутил. Я был серьезен как никогда».
Единственным актером, уже утвержденным к этому времени на роль, был Сет Роген (Стив Возняк). Чуть позже к нему присоединилась Кейт Уинслет (Джоанна Хоффман). Невероятно, но о проекте актриса узнала… от своей гримерши, судя по всему, весьма продвинутой особы. «Она сказала, что сценарий просто гениален, — рассказывает Уинслет. — Восхищалась структурой, диалогами, персонажами… «Окей, — спросила я, — а какие там женские роли?» С этого все и началось».
Затем Соркин и Рудин привели в проект звезду своего сериала «Служба новостей» Джеффа Дэниелса (генеральный директор Apple Джон Скалли). И только исполнитель роли самого Джобса все никак не вырисовывался. Леонардо ДиКаприо, выразивший было свою заинтересованность, молчал. Кристиан Бэйл, к которому осенью 2014-го, не дождавшись согласия ДиКаприо, обратились продюсеры, пришел на встречу с режиссером, но от роли отказался. «Он сослался на то, что не знает, как сыграть такого героя», — вспоминает Дэнни Бойл. В итоге был пересмотрен еще ряд кандидатов, среди которых был, например, Том Круз, но напрасно. Пришел ноябрь, а исполнитель главной роли все еще не был найден…
А в это самое время в Новой Зеландии, напрягая последние силы, заканчивал съемки в фильме Дерека Сиенфрэнса «Свет в океане» Майкл Фассбендер. О драме, разворачивающейся в Лос-Анджелесе и Нью- Йорке вокруг проекта «Стив Джобс», он не имел ни малейшего понятия.
Единственным желанием актера, который уже много времени без перерыва переходил из одного проекта в другой, было наконец отдохнуть. Залечь на дно, восстановить силы.
Но сценарий, присланный ему Бойлом, Фассбендер все же прочитал… И хотя до этого практически ничего не знал о Стиве Джобсе, махнул рукой на отдых и согласился!
Тут же и выяснилось, что кандидатура актера не устраивает ни студию в лице Эми Паскаль, ни сценариста. «В тот момент я был единственным человеком в мире, который не видел ни одной картины с участием Майкла, — объясняет сегодня Аарон Соркин свою позицию. — Я не смотрел ни «12 лет рабства», ни «Бесславных ублюдков», ни «Людей Икс». Я умудрился пропустить все. Поэтому я отправился к нашему кастинг-директору и попросил подборку картин Фассбендера. И вскоре уже не протестовал, а возглавил шествие в поддержку этого кандидата».
Эми Паскаль же тревожили совсем другие мысли. Она не верила в коммерческий успех фильма с Фассбендером в главной роли, еще ни разу не возглавлявшим крупный проект. К этим сомнениям добавлялись соображения экономии. Бойл настаивал на съемках в дорогом Сан-Франциско, хотя на экране — сплошь интерьер. Режиссер уверял, что сама атмосфера этого города поможет создать более достоверный продукт.
Паскаль не хотела тратить на производство больше $25 млн, хотя по-прежнему считала, что «Стив Джобс» может стать «Гражданином Кейном» нашего времени. И в один прекрасный момент позволила Рудину искать финансирование у других студий-мейджоров. Может, надеялась, что он вернется назад и согласится урезать бюджет, а может, и просто устала.
Как бы то ни было, но о решении отпустить проект в свободное плавание Эми пожалела почти сразу. А Рудин уже вовсю встречался с представителями Paramount, Fox и Universal. Узнав, что Донна Лэнгли из Universal согласилась запустить фильм на любых условиях, Паскаль рвала и метала. Она почти умоляла Рудина вернуться. «Это просто ужасно», — писала она в одном из писем. «За что ты меня наказываешь?!» — восклицала в другом.
Прошло всего девять месяцев, и на кинофестивале в Теллурайде была устроена премьера рабочей версии картины, которая привела в восторг и зрителей, и журналистов. «Наэлектризованный фильм Дэнни Бойла, на огромной скорости мчащийся от старта к финишной ленте, — результат крайне трепетного отношения режиссера к трехактному сценарному исследованию Соркина», — написал главный кинокритик THR Тодд МакКарти.
Через четыре года после того, как «Стив Джобс» зажег искры в глазах главы студии Sony, он стал триумфом Universal.
За информацию спасибо сайту http://thr.ru.
«Стив Джобс» с Майклом Фассбендером. Охота на гения
|