Этот фильм идет почти три чертовых часа. Будьте к этому готовы. Также в космической одиссее под названием «Интерстеллар» нет НЛО, нет созданий с голубой кожей, прилетевших с других планет, «чужой» не вырывается из груди исполнителя главной роли Мэттью Макконахи. К тому же, этот фильм показывает, что режиссер Кристофер Нолан не так безнадежен в глазах критиков его «Темного рыцаря»: последняя работа англичанина из одной только надежды и состоит. Да, и еще один момент. Разве год назад Альфонсо Куарон не выиграл «Оскара» за режиссуру «Гравитации»? А тут так же кружится голова после просмотра. Сколько зрители будут готовы выдержать бесконечных стыковок, отламывающихся деталей красивых станций и зажигающихся ракетных сопл?
Понятно, понятно, понятно. Мы все об этом прекрасно знаем. На самом деле, если какой-то негатив и был пропущен хулителями Нолана об этой ленте, то это насколько картина тебя порабощает, как грациозно Кристофер смешивает космизм и интимное, как искусно он находит приметы печали в мельчайших деталях. Разумеется, Нолан никогда не имел репутации только лишь холодного технаря. Пересмотрите «Мементо» или «Престиж». Можно еще раз вернуться к недооцененной «Бессоннице». В «Интерстелларе» Нолан решил поработить аудиторию удушливой сердечностью, которая захватывает зрителей почти как клей. В этом контексте на постер фильма хорошо было поместить сердце Кристофера — по уровню идеи было бы очень похоже на производимый эффект. Ничто кроме эмоций не может оградить крутого парня от насмешек. Но даже когда Нолан пытается вербализировать эмоции, и информация из сценария, который Кристофер написал со своим братом Джонатаном, начинает входить в тебя, словно под ударами невидимого молота, все равно трудно сопротивляться его напору. Никакими иными методами визионеры до звезд не добираются.
Поскольку сценарий состоит из сюрпризов, которые меняют повествование на глубинном уровне, спойлерами злоупотреблять не стоит. На постере «Интерстеллара» Макконахи изображен исследующим пустыню. Это может быть Сатурн, но в тоже самое время планета могла бы оказаться и показанной в ленте Землей. Потому как природные катаклизмы превратили некогда плодородную планету в коллектор пыли, забитый отчаявшимся населением.
Первая треть фильма проходит в недалеком будущем на американской ферме, где нам представляют вдовца Купера (Макконахи), бывшего тест-пилота, который полагается на своего тестя (Джон Литгоу) в воспитании 15-летнего сына Тома (Тимоти Шаламе) и 10-летней дочери Мерфи (блестящая Маккензи Фой). Как и ее отец, Мерф придерживается бунтовщических воззрений относительно истории развития космоса. В школе маленькой героини утверждают, что никаких лунных экспедиций на самом деле не было, а шумиха поднималась, чтобы разорить конкурентов из Советского Союза.
Когда отец и дочь обнаруживают остатки НАСА, где командует бывший босс Купера, готовивший его к космическим полетам — профеесор Брэнд (Майкл Кейн), история впервые стабилизируется и начинает куда-то двигаться. Купер отправляется в космос, чтобы найти новый мир для колонизации, оставляя на Земле двоих своих детей, которые в конечном итоге могут его не простить.
Законы физики (консультантом был видный ученый из Калифорнии Кип Торн) нарушаются, когда Куп заводит двигатели космической станции «Стойкость», где собрался узкий круг романтичных исследователей. В команду входят дочь Брэнда Амелия (Энн Хэтэуэй), а также Ромилли (Дэвид Гяси) и Дойл (Уэс Бентли). Да, и давайте не забывать про R2-D2 и C-3PO. Нет, серьезно. В «Интерстелларе» присутствуют бывшие военные роботы с именами Кейс и Тарс. Заметим, что обаятельный Билл Ирвин, озвучивающий Тарса — болтливого монолитного робота, будто бы пришедшего из «2001: Космическая одиссея» — явно копирует интонации безумного компьютера Хэла из кубриковского шедевра. Также зрителей надо предупредить, чтобы они были готовы к лавине цитат как из Кубрика, так и из «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Последняя франшиза, видимо, также является органичной частью генетического кода у Нолана.
Далее поговорим о вау-факторах, которые на просмотре «Интерстеллара» должны гарантированно погрузить любителей кино в нирвану. В фильме, например, возникают неожиданные персонажи. Есть схватка в обледенелой тундре. Имеется волна размером с гору. Почти во всех упомянутых сценах блистает техническая команда Нолана: оператор Хойт Ван Хойтема и мастер спецэффектов Пол Дж. Франклин («Начало»). Лучше всего «Интестеллар» смотреть в IMAX под громкое уханье саундтрека Ханса Циммера, который в нужные моменты басит и даже поддерживает некий своеобразный космо-драйв.
Также в фильме «Интерстеллар» имеется заключительная четвертая четверть, которая дарит картине резонанс и статус, благодаря которому о работе Нолана будут говорить еще долго. Все разговоры о «черных дырах», «крысиных норах» и неправильном течении времени наконец-то суммируются в голове Купа, который понимает, что на Земле за два года его космического путешествия прошло 23 года. Дети пилота — теперь уже взрослые Том (Кейси Аффлек) и Мерфи (Честейн) — многие годы посылали ему видеосообщения, на которые папа, разумеется, не отвечал. Просматривал он их тоже, надо сказать, в почти что обескураженном молчании. Это гениальный момент в фильме и еще одно доказательство того, что Макконахи — виртуозный актер, который умеет сохранять самообладание и не перегибать палку даже в критические моменты, когда легко уйти в клоунаду и пошлость. Его лицо — словно дорожная карта жизни, в которой он исчез из мира своих детей и которые теперь бомбардируют отца посланиями. Он сидит, слегка откинувшись, в кресле, и только яркая мимика, словно на тесте Роршаха, выдает набор посещающих его эмоций.
В случае, если вы еще не поняли, Макконахи в «Интерстелларе» блистает. И его вторым пилотом в ленте является как обычно грандиозная Честейн, которая расправляется со своей героиней Мерф с удивительной грацией. Связь этих персонажей в ленте проникнута ревностью, но не сексуального толка, а на уровне семейной любви. Как с этим чувством справиться во время космического путешествия? На эту тему Нолан заставляет героиню Честейн произнести целый монолог. Но словами то, что происходит в дуэли глаз Макконахи и Честейн, не передашь. Они — это израненное сердце «Интерстеллара», фильма, который выносит тебя в иное измерение, когда чувства начинают рушить законы науки. В «2001» Кубрик увидел будущее, которое уже не в наших руках. Нолан видит надежду как единственное дееспособное орудие человека. И если над этим подумать серьезно, это очень глубокая и провокационная идея. Хотя на первый взгляд Кристофер, как кажется, и думает на уровне изготовителя рождественских электронных открыток Hallmark. Нолан верит, что лучше пусть зритель думает во время просмотра его ленты, чем просто терпит эти три невозможных часа. И это в некоторой степени делает его белым рыцарем современного кино. Что еще тут нам можно добавить? В добрый путь.
Фильм уже в прокате.
Фильм «Интерстеллар»: Рецензия
|