Цветистость слога в рукописи и речах похожа на васильки во ржи,
которые гуляющему нравятся, а добивающемуся пользы бывают только в тягость.
Александр Поп
В моем сознании набатом грохочет страшное слово – виньетка. Почему страшное? Да потому что это, на мой взгляд, одна из самых сложных форм в фанфикшне.
Казалось бы, чего проще – написать пару страниц внутреннего монолога одного из героев? И все же, товарищи, я готова драться до кровавых перьев, поломать все свои копья, покусать и заразить бешенством любого, кто скажет, будто это легко. Ибо искренне верю, что фанфу недостаточно только героя (-ев) и настроения. Должен быть сюжет, должна присутствовать новизна и идея, которую ой как непросто впихнуть в две страницы внутреннего монолога. Безусловно, найдутся читатели и на голову «безыдейной» виньетки: кто-то с удовольствием окунётся в мысли, рассуждения, эмоции любимого персонажа, если изначально персонаж запал в душу благодаря развернутому и содержательному книжному/экранному повествованию. Но проблема в том, что послевкусия не останется, посмаковать будет нечего, ибо сюжет, осмысленная и обдуманная идея – стержень любой истории.
К сожалению, виньетки умеет писать далеко не каждый автор, т.к. не всем дано поместить родившуюся в сердце фантазию в жесткие рамки крошечного размера. И по прочтении этой истории мне хочется сказать одно – браво! И сюжет, и антураж, и мысль – всё присутствует, все сбалансировано, все собрано в единое целое.
«Дама сердца» - короткая зарисовка от лица Виктории.
Читатель окунается в пасмурную и туманную, мистическую и готическую лондонскую атмосферу, преподанную глазами сильной и свободолюбивой женщины. В её рассуждениях о жизни сочетается несочетаемое – глубина и поверхностность, а в описание города и людской толпы, которую мы видим её глазами, мастерски вплетен образ одновременно и родного, и чужого
человека вампира – Эдварда. Под завесой тайны – история бывших любовников, намеченная пунктиром, но ясно и четко прорисованная сочными штрихами.
В общем-то, читатель слышит лишь короткую беседу, но в этот скупой диалог искусно вплетены эмоции, которыми некогда наслаждался каждый из героев. Сюжет – прощание любовников, немного грустный и красивый момент, обрамленный описанием туманного города и имеющий медный привкус крови.
Идея – для каждого своя, ибо в виньетке, опять же, в связи с размером, сложно четко обрисовать конкретную главную мысль. Я увидела, как страсть и взаимный интерес двух сильных личностей проигрывают настоящему чувству – той самой воспетой поэтами любви. Эдвард приходит проститься с Викторией, потому что встретил Беллу, чувство к которой не может сравниться с тягой к бывшей любовнице. Виктория легко отпускает его, хотя, возможно, позже и позволит себе немного погрустить. Её ревность здесь задавлена гордостью. Её месть не заставит себя ждать.
Впрочем, это то, что увидела я. Все дело в восприятии героев читателем, ибо в фанфе такого размера в принципе невозможно нарисовать новый образ и раскрыть новый характер. Поэтому каждый человек увидит персонажей такими, какими привык видеть их в своем воображении, для каждого найдется своя ниточка, которая приведет к основной идее и позволит заново взглянуть и на сюжет данной истории, и на канон в целом.
Если Викторию читатель представляет легко и четко, то образ Эдварда, получился немного смазанным. Впрочем, когда речь идет о неканоничном пейринге в фанфе минимального размера, сложно судить о степени раскрытия персонажа, поэтому здесь любое мнение будет субъективным и не может претендовать на истину в последней инстанции.
Однако, пришло время назвать вторую причину, по которой я считаю виньетку одной из самых сложных форм фанфика.
Безусловно, история оригинальная. Мне действительно очень понравилась задумка, и если бы размер колебался хотя бы от мини до миди, возможно, я бы не уделила такого внимания стилю написания.
Но крошечный размер требует филигранной точности в исполнении, потому что любая «блошка» в форме изложения тут же бросается в глаза – ведь читатель полностью сосредоточен на малейшем нюансе повествования, замечает мельчайшую деталь. И в данной ситуации настало время ложки дегтя, которая, боюсь, превратиться в самый настоящий черпак.
Подавляя и задвигая на задний план все положительные впечатления, на поверхности лежит безумно тяжелый слог, который постоянно отвлекает от самой истории. Несогласованные предложения, спорные стилистические обороты, повторяющиеся созвучные и/или однокоренные слова – словно густые и колючие заросли, через которые читателю приходится продираться. Иногда даже жертвуя лоскутком любимого домашнего халатика. Уже не говорю о том, что голые коленки исцарапаны в кровь.
Приведу самые яркие примеры неудачных формулировок.
«Среди однообразной толпы, которая была бессмысленной, по ее мнению, сворой существ, обезображивающая свою собственную жизнь никчемным существованием, она выделялась, как никто другой». Толпа была бессмысленной, по её мнению, сворой – это понятно (хотя, если придираться, бессмысленная толпа – нонсенс). Но кто обезображивал жизнь никчемным существованием? Сама толпа или главная героиня? В данном случае по смыслу понятно, что речь о толпе, но подлежащее и причастный оборот, который идет после вводного предложения, не согласованы ни разу. В итоге фразу приходится перечитывать заново, ибо в первый момент просто теряется мысль.
«Волосы цветы охры шелестели под дуновением западного ветра, рассыпая их по фарфоровым плечам, которые она оголила в столь холодную погоду». Деепричастный оборот опять ни с чем не согласован. Волосы шелестели на ветру, который рассыпал их по плечам. Либо – рассыпаясь по плечам. И само словосочетание «волосы шелестели» режет слух. Шелестят сухие листья и веник, которым метут пол. Шелестящие волосы навевают воспоминания о старой рекламе шампуня: «Ваши волосы сухие и безжизненные
или мокрые и шевелятся?»
«Его рука коснулась ее щеки, а взгляд не отходил от ее глаз». Взгляд не умеет ходить. Её-её - повтор.
«Жадно вторгшись поцелуем в ее губы, он провел языком по основанию ее уст, и незамедлительно оказался внутри них». Губы, уста, опять «её»… Ладно. Но где основание уст? Физиологически? Если рассуждать – это все лицо. Ну, оно же «лежит» в основании уст… Впрочем, картинка вырисовывается какая-то уж совсем странная – поцеловал в губы, облизал лицо, оказался внутри уст…
Одним словом, стилистика хромает: так и хочется взять красную ручку и переписать некоторые предложения, отредактировать отдельные обороты, поменять местами, заменить или просто выкинуть неудачно подобранные слова и определения. Текст требует вычитки грамотной беты и корректировки авторского стиля. В данном случае претензия на витиеватость и богатство слога сыграла с виньеткой злую шутку.
В итоге от истории у меня осталось ощущение постоянно прерываемого полета: вот птичка расправила крылышки, взлетела, парит и наслаждается, и вдруг – бац! – сверху ей на голову падает вроде и небольшой, но довольно острый камешек. Она трепыхается, выравнивает траекторию, снова набирает высоту, и тут же ей на спину пикирует каменюка побольше. И так на протяжении всего пути – несчастная птаха, которой очень хочется устремиться ввысь и насладиться открывшейся перспективой, выдерживает удары буйного камнепада, встречается то с маленькой галькой, то с булыжником, и в итоге приземляется со странным ощущением: вроде там, наверху, было хорошо и красиво, но уж очень трудным выдалось путешествие. И вообще шишка на голове болит.
Впечатления двойственные. Задумка шикарна, но реализация подкачала. Очень жаль, что полет постоянно прерывался, и все же – он был. И фанф засел в голове маленьким осколком, который не позволит о себе забыть – значит, когда-нибудь с удовольствием перечитаю, и уже не «по долгу службы».
SperoMeliora, спасибо!
С уважением, GiaMia
Оригинальность сюжета – 5
Раскрытие сюжета – 5
Раскрытие образов главных героев – 4,5
Грамотность автора – 4
Логичность изложения – 5
Композиционная структура, речевая выразительность – 2
Фанф: «Дама сердца»
Автор: SperoMeliora
Рецензент: GiaMia