Формула женского счастья
Тема, которую мне придется затронуть – болевая точка для очень многих посетителей сайта: восторженное отношение к Эдварду/Роберту или Джейкобу/Тейлору. И если вы утверждаете, что вам больше всего нравится Эммет или Джаспер, не кривите душой – суть проблемы от этого не меняется.
Посетители ТР, как и всех остальных сайтов, посвященных Сумеречной тематике, в подавляющем большинстве представительницы прекрасного пола: девочки, девушки, женщины. Эта масса народа постоянно находится в соприкосновении: общается, ссорится, творит, читает, обсуждает, объединяется в клубы… одним словом создает поле, в котором пышным цветом расцветает коллективная фантазия – мечта о большой и светлой любви.
А теперь давайте наберемся смелости и признаемся, что история, придуманная госпожой Майер, не зацепила бы нас так надолго и так глубоко, не соответствуй она нашим представлениям о «правильном» мужчине. Смакуя детали частной жизни актеров, читая фф, обсуждая их на форуме, мы постоянно подпитываем друг друга, создавая определенный пласт культуры, тиражируя и упрочняя стереотипы «правильного» поведения в отношениях между мужчиной и женщиной. И тут наш любимый сайт грозит стать для многих ловушкой, захлопывающей дверцу при попытке отступить назад, в реальность, как смыкаются на шее жертвы острые зубы привлекательного вампира.
Подавляющее большинство женщин в современном мире (думаю, не только в России и сопредельных странах) ощущают дефицит восхищенного мужского внимания. Связано ли это с феминистской направленностью современного общества или с чем-то другим – сказать не могу, но факт остается фактом: количество мужчин на квадратный метр вокруг женщины никак не переходит в качество отношений. И чтобы восполнить этот дефицит мы принимаемся читать любовные истории или смотреть снятые на их основе фильмы.
Кто-то всю жизнь поджидает на берегу,
Принца на белом... Под парусом алым - Грэя,
Смотрит за грань горизонта, дышать не смея,
Грея мечту, в предвкушении счастья млея...
Влияние любовного романа (а Сага стопроцентно является таковым, точнее, одним из его подвидов, рассчитанным на молодежную аудиторию) на мировоззрение женщин исследуются психологами и социологами уже давно. Этот тип художественного текста относится к так называемым «формульным историям» - когда сюжет и отношения героев развиваются по определенной формуле, архетипом которой является сказка «Золушка». Поскольку истории адресованы женской аудитории, они представляет женскую точку зрения на мужчин, секс, любовь.
Главный герой в них вполне соответствует массовым образам маскулинности, утверждающим роль мужчины-«хозяина», властного, сильного, надежного. Он обычно старше и опытнее героини, сексуально привлекателен, обладает всеми чертами «мужественности» (высокий рост, мускулистый торс, пронзительный взгляд и т.п.). К тому же, несмотря на первое впечатление, не является злодеем или соблазнителем и с самого начала безумно любит героиню, так что хэппи-энд в виде свадьбы, помолвки или даже совместного счастливого созерцания увеличившегося живота героини неизбежен. Уверенность читательницы в благополучном исходе сюжета тоже подтверждает формульность романа.
Главная героиня поначалу стремится взять на себя мужские функции и качества. Она хоть и молода, но делает быструю и успешную карьеру, материально независима и пытается сопротивляться психологическому господству героя. Однако этот образец феминизма по мере развития сюжета терпит полных крах. Попытки сопротивления сексуальной привлекательности героя оказываются малоудачными. В романе всегда побеждает традиционный взгляд на женскую роль - в конце героиня отбрасывает черты модернизированной женщины и становится пассивной, подчиняющейся воле мужчины. Это подчинение выражается сначала в «полноценной» сексуальной связи, затем в решении о браке и нередко сопровождается прямым отказом от профессиональной мобильности: «Я всю себя отдам нашей любви, нашим будущим детям...»
Любовный роман достигает высокой степени стандартизации в типах героев и сюжете. Он прекрасно иллюстрирует гипотезу о том, что формульные истории отражают не реальный опыт, а клонируют свой собственный мир, знакомый читателю именно благодаря его «повторению» (и таким образом — закреплению) из книги в книгу, из романа в роман. Открывая подобную книгу, мы хотим сыграть в уже знакомую игру по уже знакомым правилам: восхождение героини должно совершаться из мира неустроенности к миру упорядоченности; из хаоса - к гармонии, из лап нелюбимого мужа/насильника/любимого, но коварного изменщика - в надежные верные руки Настоящего мужчины. Нарушить правила этой игры так же кощунственно, как и начать вдруг приплясывать в момент поднятия государственного флага. А прекрасно написанный женский роман обладает еще и убийственной способностью выталкивать своих читательниц из реального мира в вымышленный.
«Я практически не спала, ничего не ела, не выходила из дома, не отвечала на письма друзей. Я выпала из реальности. День и ночь перепутались для меня». «…мне просто хочется постоянно находится в этих книгах и в этих фильмах, потому как они показывают настоящую- реальную любовь…» «Я буквально влюбилась в этот образ: его манеры, его понимание жизни, то, как он чувствовал одиночество…» Такими чувствами делились с нами девушки, приславшие письма в редакцию.
Я хорошо помню свое ощущение после прочтения Саги: меня будто огромной подушкой по голове ударили. Окружающее виделось через фильтр, казалось нереальным. Настоящее было не здесь, в параллельном мире. Иногда мне казалось, что в этой реальности я просто перестану существовать. Тем более, что у моего сумасшествия оказалось довольно много попутчиков – я забрела на ТР.
Сонмы ассолей (пасиб тебе, дядя Грин)
Каждое утро встают в ожиданьи чуда:
Мол, вот сейчас из сказки, из ниоткуда…
Ирония ситуации заключается в том, что отнюдь не весь мир соглашается, что жизнь должна быть устроена именно так, как описано в подобных романах. И тогда остаются два варианта: признать формулу отношений, кочующую из одной любовной истории в другую, неверной по сути или пытаться остругать своих друзей, чтобы их действия и реакции точно соответствовали предлагаемым обстоятельствам. Кому в таком случае больше всего достается обвинений в «черствости, непонимании, равнодушии»? Угадайте с трех раз.
«Мне хотелось на тот момент романтики, любви до самоотключки. Проявления чувств на людях, что у нас с ним в принципе не принято (мы просто всегда вместе, это все знают). Прогулок под луной, признаний, пикников вдвоем…» «…многое из поведения и некоторые черты характера Эдварда Каллена перешли в мой идеал…» «Я смотрела на своих друзей и задавала себе вопрос «Что с ними не так!?» «…только поклонники этих книг смогут понять мою любовь и мою боль от потери моего "Эдварда", потому как никто не сможет мне его заменить!» «...когда он не видел комп с фото Роба, я как-то лавировала между реальностью и выдумкой. … Мы очень сильно поругались на почве Роба, сайта, подруг, которые подогревают во мне эту влюблённость…» За каждой фразой стоит чья-то судьба: разочарование в любимом, боль от потери, бегство из реального мира… Надеюсь, авторы писем поймут меня правильно, у меня не было намерения выставлять напоказ их жизнь. Но так похожи наши чувства и действия, что становится страшно – сколько еще разочарований и боли ждет тех, кто пытается строить отношения с реальными людьми на основе сведений, почерпнутых из дамских романов? Учтите, мужская половина человечества их не читает! А даже, если и читает, то видит в них совсем другое.
…И продолжают усердно мозолить зад,
Сидя на берегу, на морском песочке...
Томно вздыхая почти-что на каждой строчке,
Книжку про алый парус читая дочке,
Как новобранцу в этот "Ассоль-отряд"
Хорошо, что здравый взгляд на жизнь у большинства населения ТР со временем все же преобладает над эйфорическим опьянением собственной влюбленностью в мужских персонажей Саги или актеров, так удачно сыгравших их роли. И тогда удается разглядеть настоящего, реального мужчину рядом, или вспомнить о его достоинствах, заставивших нас выбрать в свое время именно его:
«Он человек, питается фастфудом после лекций, спит в обнимку с подушкой, когда меня нет рядом, пьет кефир из пачки и ворчит, когда я забираю его последнюю чистую майку». «В общем, я выбрала Сашу. Мы на днях с ним помирились... просто я не хочу его больше терять». «…просто меня отпустило, я поняла, что это не более чем книжка, что в жизни ценятся и другие вещи, которые он мне может дать: безопасность, уверенность в завтрашнем дне, не сжигающую любовь, а умиротворяющую». Есть и другой путь:
«Сейчас я более закрытая в общении с людьми напрямую; конечно, это плохо закрываться в себе, но я довольна собой и мне всё равно общественное мнение». «Сага придала мне уверенности и лишний раз подтвердила, что лучше быть одному, чем мучиться с кем попало». Такая позиция позволяет самоутвердиться, повысить самооценку. Главное, чтобы ее хватило надолго, желательно на всю жизнь. Быть независимой от общественного мнения удается немногим, и цена, которую за это приходится платить, иногда непомерно высока. Хорошо, если выбравшие такой путь осознают это. Чаще всего же, женщины, декларирующие подобное, стараются не брать на себя ответственности за складывающиеся в жизни отношения, ожидая, когда в их судьбе появится настоящий сильный мужчина, которого они смогут приручить.
Мне все-таки кажется, что самое главное в этом деле найти золотую середину. Когда есть возможность заглянуть в сказку, а вынырнув из нее – крепко вцепиться в руку человека рядом с тобой. Поэтому последняя реплика особенно близка моему представлению о гармонии:
«Ох, я живу обоими мирами. И скажу, что мне это нисколечко не мешает, а даже помогает. В свободное время я занимаюсь, тем, что читаю и пишу эти самые фанфики, смотрю новости и просто общаюсь с замечательными сумеречными друзьями. Я живу и тем и другим, и именно этот тандем является хорошим помощником и советчиком в моей жизни…» Где ж тебя носит, чудесный фрегат-мечта?
Сколько им ждать? И долго ль не знать покоя?
Счастье, оно же рядом, оно другое….
Выйди из сказки и помаши рукою
Грэю, историю Грина не дочита…..
Большое спасибо всем девушкам, поделившимися своими историями.
В статье использованы отрывки из стихотворения Кати Волковой.
Грустила над несовершенством мира Береза специально для TR Review
В СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА