Тонкая и чувственная история отношений двух женщин на фоне холодных и серых американских пейзажей в сопровождении меланхоличных, почти что робких звуков пианино – фильм «Кэрол» по роману Патриции Хайсмит «Цена соли», драму одного из самых ярких представителей независимого американского кинематографа Тодда Хейнса («Бархатная жила», «Вдали от рая»), можно будет увидеть в российском прокате с 10 марта.
Пятидесятые годы, Нью-Йорк. Терез (Руни Мара) – юная работница универмага, отчаянно пытающаяся понять, чего она хочет от жизни. Кэрол (Кейт Бланшетт) – богатая домохозяйка, которая жаждет развода с давно не любимым мужем и пытается отвоевать у него дочь. Случайная встреча в универмаге, взгляд чуть дольше положенного, непринужденный разговор – с этого момента на экране разворачивается возвышенно-грустная, красивая, полная осторожных прикосновений и недосказанности история любви, которая выше любых границ, условностей и сомнений. В отличие от многих картин на подобную тематику, «Кэрол» не ставит ЛГБТ-вопрос в основу сюжета и не делает главных героинь очередным инструментом для создания «посмотрите-как-плоха-дискриминация» кино, не превращает их в картонные фигурки, о сущности которых кроме как «она лесбиянка» сказать нечего. Мы видим обычных женщин, живых, настоящих женщин, и наблюдаем за тем, как расцветает прекрасное и невероятное по силе чувство, и при этом половая принадлежность героев играет здесь второстепенную роль, а потому рассказанное затрагивает лично каждого из нас. Здесь героинь сталкивают с обществом вскользь, лишь местами, гораздо больше внимания отдавая человеческим взаимоотношениям, и апофеозом замысла режиссера становится фраза Терез, которая тонкой нитью тянется через всю картину – «разве подобное не может случиться с любым?». О «Кэрол» не хочется говорить долго или даже говорить вообще, лишь потому, что это фильм из серии тех, о которых нельзя читать или слушать – их нужно видеть своими глазами. Сама картина обязывает: на протяжении всего фильма вы не услышите блещущих гениальностью или претенциозностью диалогов, не обнаружите активного, насыщенного действиями сюжета, но зато откроете для себя удивительную работу Эдварда Лахмана, за которую «Кэрол» номинировали на «Оскар» в категории «Лучшая операторская работа», и непременно влюбитесь в музыку Картера Бёруэлла, которая отвечает за эмоциональную составляющую фильма не меньше, чем актерская игра Мары и Бланшетт.
Здесь гораздо важнее то, что не было произнесено вслух, чем какие бы то ни было разговоры, тут не будет привычных диалогов о любви и детального рассказа о зарождающейся влюбленности. Любовь здесь в прикосновении к плечу, в случайных жестах, в молчаливых улыбках, в непринужденной болтовне о зиме и предстоящих праздниках, а отблески света и выражения лиц значат больше любых фраз. Конечно, все это не имело бы особого смысла, не будь мастерской игры Кейт Бланшетт и Руни Мары – по сути, весь фильм принадлежит только им, и на фоне созданных ими ярких и реалистичных образов остальное вежливо приглушает краски и делает шаг назад. Двух часов, чтобы насладиться их взаимодействием в кадре, не хватает – за актерским триумфом двух талантливейших актрис современности хочется наблюдать практически бесконечно. Если все-таки сделать усилие и отвлечься от главного тандема, то стоит обратить внимание на замечательную Сару Полсон, звезду «Американской истории ужасов», и отличную работу Кайла Чандлера, чей образ усилил драматичную составляющую фильма.
Конечно, медлительность и неспешность повествования, обилие полутонов и отсутствие динамичности в сюжете понравятся далеко не всем, а кого-то, возможно, и отпугнут. Кто-то, быть может, будет разочарован тем, что главный вопрос так и не получил ответа, молчание в финале не было разрушено, недосказанность осталось недосказанностью, повиснув волнующей дымкой в воздухе, но однозначный, простой и предельно ясный конец стал бы настоящим преступлением. «Кэрол» навряд ли станет грандиозным хитом, срывающим кассу, но непременно станет наслаждением для ценителя и найдет своего зрителя, готового понимать не с полуслова, но с полувзгляда и проникнуться всей той непроходимой тоской хрупкого счастья двух вечно чего-то ищущих людей. И даже если вы относитесь не ко второй категории, то все же непременно посмотрите – не сколько для того, чтобы понять восторг многих кинокритиков, как для того, чтобы прикоснуться к прекрасному и попытаться прочувствовать его до последней секунды, а бонусом и последним аргументом пусть вам послужит самая чувственная и красивая любовная сцена в кинематографе за последнее время, которая доказывает, что Хейнс поистине именно художник своих фильмов.
За информацию спасибо сайту http://genefis-gbr.ru.
Рецензия на фильм «Кэрол» (Кейт Бланшетт): Цена любви
|