НЕ СМОТРИТЕ НАВЕРХ (DON'T LOOK UP) 2021, США, 138 мин. Жанр: научно-фантастическая комедийная драма Режиссёр: Адам МакКей В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип, Кейт Бланшетт, Марк Райлэнс, Джона Хилл, Роб Морган, Тимоти Шаламе, Тайлер Перри, Мелани Лински, Ариана Гранде, Рон Перлман
Фальшивые, по-голливудски белоснежные улыбки телеведущих. Красивые пафосные речи политиков, написанные талантливыми спичрайтерами. Добродушные гении-миллиардеры-филантропы и ещё чёрт знает кто, пытающиеся «спасти» человечество благодаря новейшему гаджету с улучшенным амолед-дисплеем и кучей (бес)полезных обновлений. Зависимость от соцсетей и полное нежелание людей думать собственной головой – вот истинная Матрица XXI века, куда мы добровольно погружаемся ежедневно, не замечая того, что действительно имеет ценность. Всё вышесказанное – это наши сегодняшние реалии, которые вознамерился высмеять Адам МакКей в своём новом фильме. Как-то совершенно незаметно этот постановщик превратился из автора комедийных опусов о Роне Бургунди и копов в глубоком запасе в автора социально-политических сатир, собирающих мощные актёрские составы и появляющихся на экранах аккурат к наградному сезону.
Двое астрономов из Мичиганского университета, ответственная аспирантка Кейт Добиаски и немного дёрганный профессор Рэндалл Минди, совершают обескураживающее открытие: к Земле приближается огромная комета, которая уничтожит всё живое на планете. Пока ещё есть время, учёные пытаются сделать всё возможное, чтобы не допустить катастрофы, но беседа с президентом США, как и выступление в утреннем шоу не дают никаких результатов, кроме всеобщего равнодушия и высмеивания в мемах. Очевидно, что пока есть куда более интересные истории с участием поп-звёзд и бесплатный вай-фай, чтобы всё это хорошенько отлайкать, неизбежно надвигающийся апокалипсис миру нипочём. Выражение «помирать, так с музыкой» приобретает совсем новые смыслы. Но кто же будет ставить лайки, когда человечество окажется стёрто с лица Земли?
Кажется, этим фильмом Адам Маккей поставил справедливый диагноз обществу: происходящее в нём видится абсурдным, гротескным и карикатурным, но вместе с тем и отчасти правдивым, во что абсолютно не хочется верить. Это в конце 90-х правительство в срочном порядке отправило бы миссию по спасению в космос во главе с каким-нибудь крутым, мускулистым и обязательно американским мужиком, но в наши дни таковой сгодится лишь для маркетинга в предвыборной кампании, не более того. О таких «героях» блокбастер не снимешь. Свою же судьбу, как и судьбу соотечественников, твердолобые политиканы доверят денежным мешкам, полагающимся на алгоритмы приложений, а не учёным, опирающимся на научные факты. К тому же на конце света можно здорово обогатиться, хотя для чего правящей элите очередные миллиарды – решительно непонятно. Впрочем, глобальная катастрофа может стать отличным поводом избавиться от скуки и дать ложную надежду страждущим.
Чуть ли не каждая сцена ленты пропитана нездоровым цинизмом, и даже образы некоторых персонажей выглядят нарочито искусственно (попробуйте-ка узнать Кейт Бланшетт). Всё кричит о фальши и лжи, которыми кормят не слишком думающих потребителей контента недобросовестные представители четвёртой власти, а управленцы – граждан своих стран. В какой-то момент возникает искреннее желание, чтобы небесное тело наконец добралось до цели и разнесло всё к чертям собачьим. Жаль только, что МакКею как сценаристу не хватило тонкости юмора и сатирической изобретательности, чтобы это можно было назвать чем-то большим, чем сатирой. Например – разоблачением. Судя по сюжету, этот мир давно заслужил такую вот «комету», (а пока что смиренно вынужден терпеть вконец доставшую всех корону). О том же, что реально важно в этой жизни режиссёр заговорит только в кульминации. Однако на этом этапе развития событий осознавать незыблемые истины может быть уже слишком поздно, поэтому, когда, например, по ТВ вас снова будут заклинать не смотреть наверх, вероятно, самое время обратить свой взор на небеса.
Оценка: 3,5 из 5
За информацию благодарим независимый журнал о кино 25-й кадр
Рецензия на фильм «Не смотрите наверх»
|