Драма Дэвида Кроненберга с Робертом Паттинсоном в роли миллиардера, решившего проехаться через Манхэттен на лимузине.
После хорошего запуска фильмов в последние десять лет Дэвид Кроненберг появляется с «Космополисом».
Безжизненная, неестественная и с отсутствием ощутимого импульса, несмотря на хороший книжный материал, экранизация романа Дона ДеЛилло на начальном этапе привлечет некоторых поклонников Роберта Паттинсона, но широкой аудиторией будет встречена с безразличием.
Небольшая, сухая книга ДеЛилло, вышедшая в 2003 году, принимает похожий на Одиссею формат, повествуя о однодневной поездке человека, который осознает, что анархическая «оккупация» восстает против финансовых махинаций ультра-богатых людей. Средством передвижения является белый длинный лимузин; у тех, кто видел в Каннах спорный и более дикий фильм Леоса Каракса «Holy Motors», в котором главный герой едет через Париж днем на таком же транспорте, напрашивается вопрос о совпадении и о том, что Каракс знал о романе ДеЛилло.
Отличаясь от вышеупомянутого, фильм Кроненберга удивительно прозаичен, он ограничивает обзор мрачным и узким салоном автомобиля только для того, чтобы завершиться получасовой неподвижной финальной сценой, которая дарует ощущение, будто ты находишься в крошечном авангардистском театре далеко от Бродвея, где в это время проходит спектакль с двумя персонажами.
Эрик Пэкер Паттинсона, которому еще нет 30, является блестящим финансовым провидцем, который никогда не совершает неправильных действий. С миллиардами в его распоряжении он практикует искусную и чрезвычайно выгодную бизнес-стратегию, которая непонятна даже его коллегам, просиживая свое время в огромных апартаментах или звуко- и пуленепробиваемом автомобиле.
В этот день он по своей прихоти совершает поездку по средней части Манхэттена, с востока на запад, и направляется он к парикмахеру. Его телохранитель Торвал (Кевин Дюран) предупреждает его о пробках из-за президентского кортежа, многочисленных протестах и о том, что он называет «реальной угрозой» для жизни Эрика. Но хладнокровный молодой мужчина, восседающий на напоминающем черный кожаный трон сидении, думает, что находится в стороне от физической опасности.
С ним один за другим встречаются разные люди: в его машине или на коротких остановках в закусочной, или в книжном магазине: его жена блондинка (Сара Гэйдон), которую он, кажется, не знает достаточно хорошо, чтобы проводить с ней время; его галеристка (Жюльет Бинош), которая ведет с ним активные переговоры по поводу «Часовни Ротко», которую теперь было можно купить; финансовый гуру (Саманта Мортон), которая беспокоится о том, что «скоро что-то произойдет»; сумасшедший «убийца с пирогом» (Матье Амальрик), который достигает своей давней цели кинуть чем-нибудь в лицо Эрика; и мужчина (Кейнан) - Эрик становится свидетелем внезапной смерти харизматичного чернокожего музыканта, чья похоронная процессия вызывает дальнейший хаос движения.
И в книге, и в фильме, Эрик - контролируемое и контролирующее лицо, человек, невосприимчивый к нормам общественности, который должен чувствовать себя так, будто может мыслить за пределами возможностей. У него нет чувства юмора, и у него не обнаруживается никакого сочувствия или доступности к человечеству, что делает его менее дружественным для зрителя в качестве главного героя. Паттинсон и не пытается помочь зрителю, проговаривая все свои строчки с той же интонацией и ритмом, а также постоянно кивая головой впридачу ко всему этому. Это жесткий персонаж, которого молодой Джереми Айронс, возможно, смог бы сделать более привлекательным для аудитории, но Паттинсон слишком мягок и скучен, чтобы удержать наш интерес.
Недостатки усугубляются тем, что в долгой финальной сцене, в которой, после поразительно небольшого количества насилия, Эрик решает, что здание на западной стороне подходит для того, чтобы столкнуться там с отчаянным и вооруженным бывшим сотрудником Бенно Левином (Пол Джаматти). По его собственному признанию, ничтожная и безнадежная тирада Бенно о богатстве Эрика и его конечной функции делает книгу ДеЛилло удручающе предсказуемой в своей развязке, и в фильме происходит то же самое: нам показывают утомительный и тихоходный финал. По словам самого Кроненберга, темп и постановка сцен в высшей степени обыкновенны.
К сожалению, режиссер не нашел способа электрифицировать энергию оппозиции (которая иногда видна из окна лимузина, которое Эрик закрывает так же, как выключает телевизор), а также не обнаружил специфической техники съемки для смены многочисленных ситуаций и их участников. Из приглашенных актеров Мортон, вероятно, оказывает самое сильное впечатление, играя консультанта, близкого к уровню компетентности Эрика.
Снятый в студии в Торонто с немалыми оптическими РИР-проекциями и съемками некоторых мест, фильм выиграл бы, если бы был снят в реальном Нью-Йорке, но из-за финансовых соображений большую часть работы проделали именно там [в Торонто].
Первый показ: Каннский Кинофестиваль 2012 (в номинации «Золотая пальмовая ветвь»)
Премьера: 25 мая (Франция), 8 июня (Канада)
Производство: Alfama Films (Франция), Prospero Pictures (Канада)
Актеры: Роберт Паттинсон, Жюльет Бинош, Сара Гэйдон, Матье Амальрик, Джей Барушель, Кевин Дюран, Кейнан, Эмили Хэмпшир, Саманта Мортон, Пол Джаматти, Джордж Тулиатос
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Сценарист: Дэвид Кроненберг, за основу взят роман Дона ДеЛилло
Продюсеры: Паулу Бранку, Мартин Кац
Исполнительные продюсеры: Грегор Мелин, Эдуард Карминьяк, Рении Таб
Оператор: Питер Сущицки
Художник-постановщик: Арвиндер Грюал
Художник по костюмам: Денис Кроненберг
Монтажер: Рональд Сандерс
Композитор: Говард Шор
Рейтинг: R
Продолжительность: 105 минут
Перевод выполнен •Jane• специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Обзор фильма "Космополис"
|