В 90-е годы Голливуд пытался как минимум трижды экранизовать сказочную бродвейскую постановку «Чем дальше в лес». И можно только гадать, насколько удачным (или наоборот) стал бы совместный проект таких людей как Стив Мартин, Дэнни ДеВито, Шер, Билли Кристал, Робин Уильямс, которыми должен был руководить режиссер «Короля Льва» Роб Минкофф. Однако в результате не сложилось, и реализации постановки Голливуд ждал на протяжении целых пятнадцати лет.
В 2002-м, когда новичок Роб Маршалл снял лучший мюзикл со времен «Кабаре» («Чикаго»), интерес к «Лесу» на время возродился, и композитор Стивен Сондхайм рассматривал именно Маршалла в качестве потенциального автора экранизации. Однако тот погряз в съемках «Мемуаров гейши» (нельзя ведь отказываться от продюсерского проекта Спилберга), затем — в киноадаптации еще одного мюзикла «9» и в четвертых «Пиратах Карибского моря».
И только три года назад, во время обращения Барака Обамы к нации на десятую годовщину терактов 11 сентября, Маршалла вдруг осенило, что «Чем дальше в лес» мог бы стать идеальным подарком пост-сентябрьскому поколению, упорядоченность и безмятежность существования которого развеялись в прах вместе с башнями Всемирного торгового центра. Получить карт-бланш от студии Disney, заработавшей на маршалловских «Пиратах» миллиард, не составило труда, и теперь, аккурат под Новый год и католическое Рождество, «Чем дальше в лес» штурмует российские экраны.
Фильм Маршалла начинается как вольный сплав всем известных сюжетов из сказок братьев Гримм. Юный Джек (Дэниел Хаттлстоун) меняет любимую корову на горсть волшебных бобов, Золушка (Анна Кендрик) тайно бегает на свидания к прекрасному принцу (Крис Пайн), Рапунцель (Маккензи Мози) мается от скуки в высоченной башне, а Красная Шапочка (Лилла Кроуфорд) спешит к бабушке с корзинкой свежей выпечки. Их пути пересекаются в волшебном лесу, куда синеволосая ведьма (несравненная Мэрил Стрип) отправляет и мельника с женой (Джеймс Корден и Эмили Блант), пообещав подарить им дитя в обмен на золотую туфельку, прядь светлых волос, корову и алый плащ. И первый час экранного времени ты, расплывшись в кресле, с удовольствием наблюдаешь за их похождениями, ныряешь в мрачноватую романтику сказочного леса и отмахиваешься от житейских проблем, подстерегающих за порогом зала.
Постепенно, однако, в умиротворенном мозгу набухает крамольная мысль, что и фильм уже вроде бы за середину перевалил, и лучшие песни уже прозвучали, и кульминационные события произошли, и пора бы режиссеру поставить жирную точку или, на худой конец, многоточие. Но экранные чудики как ни в чем ни бывало продолжают свои ужимки и прыжки, не замечая, что и сюжет, поначалу цельный и связный, распадается на горстку разрозненных эпизодов, и все чаще залихватские побасенки сменяются назойливыми речитативами и слезливыми романсами, да и сама кинокартина начинает подозрительно смахивать на неудачную смесь «Малефисенты» с «Джеком, покорителем великанов». Только без Джоли и почти без великанов.
Справедливо понадеявшись на умело подобранный каст (за Стрип и Блант действительно стоит поболеть на грядущем «Золотом глобусе»), Маршалл демонстративно пренебрегает драматургической составляющей — слишком уж она слаба и примитивна, даже по меркам детской сказки на ночь. И, подобно Ридли Скотту в «Исходе», не может окончательно решить, до кого же хотел достучаться — до детей или их родителей. Ведь «Чем дальше в лес», как и сами произведения братьев Гримм двухсотлетней давности, совсем не детский по содержанию. Здесь и адюльтер, и внезапные смерти, и масса «черных» шуточек, да и границы между категориями добра и зла почти стерты — в той же чете мельников добродушие уживается с эгоизмом, а зловредная колдунья периодически демонстрирует глубокие и искренние чувства. В принципе, это соответствует режиссерской задумке представить даже сказочный мир лишенным былого равновесия, но тогда не совсем понятно, как целевая аудитория 12-летних школьников должна реагировать на жизнерадостные перлы типа «несу хлеб бабуле, спешу прямо в лес, и знаю, что скоро придет ей конец» из уст милой девчушки в красном капюшоне.
Конечно, попытка «диснейфикации» мрачноватого и многослойного мюзикла Сондхайма далека от провала. Но год от года растущее качество голливудского фэнтезийного мэйнстрима повышает и требования к нему, а «Чем дальше в лес», при всех визуальных красотах, неожиданной самоиронии Криса Пайна и колоссальном обаянии Эмили Блант, производит впечатление не полноценной новой работы, а скорее ностальгического сборника «Greatest Fairy Tale Hits». Когда магия развеивается, не остается ничего, кроме скрюченных ветвей дубов-колдунов и ссутулившихся в тумане корявых пней. И лишь пятиминутного бенефиса Джонни Деппа в образе Волка по возвращении из маршалловского леса будет по-настоящему не хватать.
Фильм «Чем дальше в лес» в прокате с 25 декабря.
Фильм «Чем дальше в лес»: Рецензия Rolling Stone
|