Решившись на первую в своей истории экранизацию мюзикла, студия Disney, главный поставщик семейных картин, выбрала вовсе не детский проект. В постановке «Чем дальше в лес», которой театральная публика рукоплещет с середины 1980-х, есть место и смерти, и сексу. О том, как история, основанная на сказках братьев Гримм, трансформировалась на пути к кинозрителю, — в материале THR.
Этот материал был опубликован в декабрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
«Что остается от сказки потом, после того как ее рассказали?» — вопрос, заданный в гениальном музыкальном спектакле по мотивам «Алисы в Стране чудес», в котором звучат песни Владимира Высоцкого, задает сегодня один из векторов креативного развития голливудского кино.
В каких только конфигурациях не представали перед нами герои давно рассказанных произведений Шарля Перро и братьев Гримм. Их сказки вдохновляли и Терри Гиллиама («Братья Гримм»), и американское телевидение (сериал «Однажды в сказке»), и студию Disney, которая с большим успехом препарировала «Снежную королеву» («Холодное сердце») и «Спящую красавицу» («Малефисента»).
Новый проект Роба Маршалла «Чем дальше в лес» движется в том же русле. Причем создатель фильмов «Чикаго» и «Девять» какой-то одной историей не довольствуется. Герои этой картины никогда не сталкивались на книжных страницах — это Золушка и победитель великанов Джек, Ведьма и Красная Шапочка, Волк и Рапунцель.
Видятся они, впрочем, уже не впервые: в основу ленты Роба Маршалла лег одноименный бродвейский мюзикл, в активе которого целых три премии «Тони» (аналог «Оскара» для музыкальных постановок. — THR).
«Чем дальше в лес» — это история о пекаре и его жене, которые отправляются в лесную чащобу на аудиенцию к Ведьме (блестяще сыгранной Мерил Стрип), чтобы снять с себя ее же проклятие, не позволяющее супругам иметь детей. Колдунья соглашается, но выдвигает ответное требование. Безутешный булочник должен добыть для нее атрибуты, принадлежащие разным сказочным персонажам. Однако лишить Рапунцель ее золотых волос, а Красную Шапочку ее головного убора — задача отнюдь не простая.
Идея экранизировать популярный мюзикл возникла еще в начале 1990-х, и тогда к проекту были прикреплены Робин Уильямс, Шер и Дэнни ДеВито (естественно, в роли Великана). По неведомым причинам картина так и не состоялась. В 1997-м компания Columbia Pictures совершила вторую попытку — на этот раз с Билли Кристалом и Мег Райан (за восемь лет до этого они снялись вместе в «Когда Гарри встретил Салли». — THR), но что-то вновь не сложилось.
Чтобы постмодернистская сказка наконец добралась до экрана, ей пришлось перейти в ведение другой компании — Walt Disney Pictures. И как следствие — подвергнуться серьезной редактуре. Превращаясь в диснеевский фильм, мюзикл, в котором часть сказочных героев гибнет, не мог избежать коренных изменений.
С экранизацией этой истории никто бы не справился лучше, чем Роб Маршалл, которого особо ярые поклонники считают новой инкарнацией Боба Фосса, создателя такой классики, как «Кабаре» и «Весь этот джаз». Оскароносный «Чикаго» продемонстрировал, что Маршалл отлично справляется с киноверсиями мюзиклов.
Следующая картина «Девять» — музыкальная вариация на тему «8 с половиной» Федерико Феллини — доказала, что Роб способен сотворить чудо и сделать пригодными для подростковой аудитории даже такие скользкие темы, как проституция и адюльтер.
Кроме того, Маршалл обладает и опытом бродвейского постановщика, и упорством, необходимым для завершения безнадежных проектов, — «Девять» был несколько раз под угрозой срыва, чуть не разорил продюсеров, но все же вышел на экраны.
Главная проблема, с которой столкнулся Маршалл, приступая к работе над «Чем дальше в лес», была связана с подбором актеров. Режиссер, к примеру, не сразу понял, на какую роль утвердить Джонни Деппа, с которым ему довелось поработать на последней части «Пиратов Карибского моря». А в том, что Депп нужен, Роб Маршалл не сомневался, — ни одна американская готическая сказка не обходится сейчас без него.
Поначалу актер пробовался на роль пекаря, но в результате стал сказочным Волком. И именно этого героя коснулись серьезные изменения по сравнению с оригинальной историей. Кинокомпания потребовала, чтобы Волк избежал сексуальных контактов с Красной Шапочкой, и авторам пришлось подчиниться: от студии, которая специализируется на мультфильмах для широкой аудитории, подобные пожелания были логичными.
Но никто, конечно, не ставил перед собой цель превратить мрачный мюзикл в лучезарную историю. Картина Маршалла, несмотря на песни и пляски, наследует готическому фэнтези Тима Бертона — даже удивительно, что автор «Битлджуса» не попытался самостоятельно взяться за этот проект.
Желания сказочных героев здесь оборачиваются пусть и опереточным, но все же кошмаром. А слоганом к фильму могла бы стать строчка из другой известной песни — «Если верить, сказка оживет». С той лишь поправкой, что это не сулит героям привычного хеппи-энда. Автор: Ярослав Забалуев
За информацию спасибо сайту http://thr.ru.
THR: «Чем дальше в лес» Роба Маршалла. Мастера Гримма
|