КАННЫ – у Эрика Пакера, избалованного мальчишки-миллиардера, анти-героя «Космополиса» асимметричная простата. Мы и трех слов не обмолвились об этой словоохотливой, но холодящей душу адаптации романа Дона ДеЛилло 2003 года, как она уже дразнится обнадеживающей перспективой, что не совсем складный Роберт Паттинсон – прилизанный и одетый с иголочки, - идеально подошел на эту роль в фильме Дэвида Кроненберга. И это не говоря уже о том, чтобы завлечь нас мыслью об одном лишь существовании простаты у этого утонченного героя.
В больше степени создается впечатление, что этот образ, - хотя и полностью списан с романа ДеЛилло и перенесен в очень достоверную адаптацию Кроненберга, - полностью творение руки Дэвида Кроненберга. Того самого, смешного, припадочного, одержимого своей старой внешностью Кроненберга, который стал одним из лучших прилагательных настоящего времени, если не имел постоянно это вредное влияние в своих последних трех или четырех исторических фильмах. После интеллектуально пьянящей, но абсолютно извращенной психологической драмы «Опасный метод», которая вышла всего несколько месяцев тому назад и заслужила приятные отзывы, демонстративно непривлекательный «Космополис» кажется странный и как минимум сомнительным в наше время колкой самоуверенности во всем.
Структурно-эпизодическое и гомогенное эссе на тему нанесенного себе нами самими социально-экономического удара, произошедшего на Манхэттене, тут же напомнило наши дни – хотя роман ДеЛилло вышел спустя три года после первого подобного случая в стране, фактический год там не указан, - «Космополис» представляет собой первую серьезную работу Кроненберга со времен «Экзистенции» (1999). И хотя фильм не полностью находится в зоне фэнтези (хотя по заверениям РПаттца со своей простатой, там все уже механизировано), можно сказать что он находится на грани с реальностью, взять например замороженного инопланетянина, о котором мельком упоминают актеры в своем быстро текущем разговоре друг с другом.
Сам Пакер, кажется, живет в своем маленьком мире под покровом белого лимузина. И, как было сказано в Каннах, белый лимузин - место, в котором собиралась умирать вся человеческая идентичность. Интерьер транспортного средства напоминает перевернутый экзоскелет истинно Кроненбергского насекомого, словно некий передвижной карантин, в котором даже вид за окном кажется спроектированным по заказу. А там, в Нью-Йорке, восстания и беспорядки, любители порисовать граффити, люди с плакатами в честь приезда президента, процессия по поводу похорон известного рэпера, обвал фондовых рынков, крысы летают как гранаты (в фильме, как и в книге, очень хорошо отражена цитата Збигнев Херберта «Крыса стала валютной единицей»).
Но Пакер не настолько безразличен ко всей этой идее всеобщего разрушения, а вместе с этим и разрушения его компании, которого он совершенно искренне не может понять. Весь фильм рассказывает лишь об одном дне, о поездке через город ради какой-то там стрижки (в которой его идеальная шевелюра даже и не нуждалась) и охватывает целый мир человека с так называемой верхушки общества первого мира, который в конечном итоге становится соучастником становления всеобщего хаоса.
Роман ДеЛилло и видение его Кроненбергом слишком не прозаичны, чтобы гарантировать полную «аллегорию» или «сатиру», но их отдаленное, даже искаженное, сознание массы города, кажется, может стать свое рода сигналом тревоги. И не просто сигналом, а настоящей сиреной. «Призрак капитализма». В рамках Каннского кинофестиваля «Космополис» соревновался с подобной картиной Эндрю Доминика «Ограбление казино», главный герой в которой так же отрицает вышестоящие силы. Хотя нелепость мира в истории Кроненберга намного лучше поддерживает подобную искренность.
Это самая богатая, самая остроумная и самая поучающая картина Кроненберга, которая будет актуальна еще лет десять, - к слову говоря, это его первый опыт в качестве сценариста со времен «Экзистенции». Но я не думаю, что такая живенькая концовка фильма, в которой никому ни перед кем извиняться не пришлось, хорошо скажется на фильме. Как можно было заметить, в отзывах о «Космополисе» больше внимания уделялось малому количеству одежды в некоторых сценах, хотя, может, жюри Каннского фестиваля были просто уже замучены к десятому дню, когда состоялся просмотр фильма. Кроненберг чутко втиснул в сценарий множество оригинальных слов ДеЛилло, что сделало это не просто фильмом, а как бы одним вечным диалогом двух людей, один их которых постоянно сидит в лимузине. Но фильм от этого скучнее не стал.
Но самое удивительное, что эти сцены в лимузине Пакера (особенно сцены секса между Паттинсоном и блистательной Жюльетт Бинош) самый увлекательные и возбуждающие. Уверен, когда фильм выйдет из своего укрытия в свет, его энергия – или даже не энергия, а хороший ее эквивалент в лице полностью заполняющего экран мистера Паттинсона, - затопит все вокруг.
Долгое время Кроненберг уже отдает предпочтение оператору Питеру Сушицки, который лучше других может вызвать приступ клаустрофобии своими слишком крупными планами и длинной выдержкой на протяжении всего фильма, создавая ощущение длинного коридора чистилища. Что же касается вопросов о музыкальном сопровождении, то тут Говард Шор постарался на славу, отразив даже простые звуки, как зевок, неподдельным замешательством и инсинуациями. Все это заставляет обратить взгляд на более ранние работы режиссера, вплоть до "Стерео". И если вы не сможете до конца расшифровать его послание в "Космополисе", не волнуйтесь, это естественное стечение обстоятельств для Кроненберга: оставить зрителя наедине со своими хаотичными мыслями, которые лишь сможет успокоить повторный просмотр странного фильма. Перевод выполнен Морской Котик специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Отзыв о "Космополисе": дьявольская стрижка Роберта Паттинсона
|