Это был долгий путь для режиссера Уолтера Саллеса и его лирического фильма «На дороге», где в адаптации оды Джека Керуака молодости и свободе главные роли исполнили Кристен Стюарт и Сэм Райли.
Канны, Франция – Уолтер Саллес осторожно поднимает пальцы правой руки и аккуратно поглаживает тыльную сторону левой руки.
«Это персонажи, - говорит он, объясняя свой жест, - которые испытывают вещи не косвенно, а на собственной шкуре. Мужчины и женщины в поисках того, чего они еще не знают, они те, кто пытается расширить свои знания о мире».
Более чем через полвека, после того как «На дороге» был опубликован, 30 с лишним лет с тех пор, как Фрэнсис Форд Коппола приобрел права в 1978 году, и еще почти десятилетие спустя Саллес начал работу над фильмом. Несравненный гимн Джека Керуака романтике молодости и свободы, наконец, перенесли на экран с его достоинствами и нетронутым духом.
Фильм Саллеса - это лирическая поэма о приключениях Сэла Парадайза – альтер эго Керуака, его лучшего друга и вдохновителя Дина Мориарти (прототип легендарного Нила Кэссиди, который стал водителем Волшебного Автобуса для Кена Кизи), и жены Мориарти – Мэрилу. «На дороге» более чем отражает чистоту, которую искали давно, в нем задействованы такие звезды, как Сэм Райли в роли Сэла, Гаррет Хедлунд в роли Дина, и Кристен Стюарт в роли Мэрилу, чтобы показать, как бесконечна эта никуда не исчезнувшая тоска.
Это является отличительной чертой всемирного влияния этого американского романа, о котором Саллес, более известный по «Дневникам мотоциклиста», имеет яркие воспоминания по попавшейся ему англоязычной копии книги, когда ему было 18 лет, в то время как он рос в Бразилии, управляемой в те времена военными.
«Это оставило очень глубокий отголосок во мне, - говорит 56-летний режиссер. - Идея проживать каждый момент, будто он последний, была полной противоположностью жизни под военной диктатурой, где фильмы, книги и поведение были подвержены цензуре».
У Саллеса до сих пор хранится эта оригинальная копия, наполненная комментариями друзей, которым он одалживал ее. На самом деле он перечитывал эту книгу, перед тем как приступить к «Дневникам мотоциклиста» - истории эпохального путешествия в жизни молодого Че Гевары, в которой снялся Гаэль Гарсия Берналь. «Это лучший рассказ о переходе от юности к взрослой жизни, об откровениях и боли. Я хотел вернуться к рассмотрению этого в срочном порядке, прежде чем начать снимать».
Обеспокоенный тем, что его страсть к оригиналу «не соответствовала личным качествам», Саллес согласился создать игровое кино, когда Коппола предложил ему для начала снять документальный фильм под названием «В поисках «В дороге»» (который должен быть закончен в этом году), где он беседует с людьми, которые знали, что реальными прототипами для героев книги стали такие типичные представители поколения битников, как Аллен Гинзберг и Уильям Берроуз.
Это было урывком «В дороге», что сделало его столь трудно обратимым в фильм. «Как и «Дневники мотоциклиста»», - объясняет Саллес, «он основан на повествовании, которое не структурированно в классической форме. Это больше импрессионистический способ».
«Твоя задача выстроить кирпичик за кирпичиком так, чтобы это всё незаметно накапливалось. Когда ты дойдешь до конца, до линии, путешествие завершится, но ты даже не заметишь, как это произошло. Это как слои при археологических раскопках, которые определяют, что ты найдешь на поверхности. Это заслуга [сценариста] Хосе Ривера, что он придал форму каждому слою, и это привнесло несколько иной элемент». Учитывая всё это, Саллес подчеркивает: «Было очень важно, чтобы каждый из актеров был тщательно подобран, чтобы они могли объединиться в единое целое».
Не только эти три партнера сделали это, но каждый из них был крайне привязан как к книге, так и к своей роли в фильме, что они остаются верны проекту на протяжении многих лет, которые потребовались для получения финансирования «На дороге».
Саллес заприметил Стюарт после того, как друзья увидели ранний отрывок «В диких условиях» 2007 года, и она осталась в проекте, несмотря на то, что, как сообщалось в «Тhe Hollywood Reporter», ее зарплата за «На дороге» составляла «где-то одну сотую от ее $20 млн. зарплаты за вторую часть «Рассвета».
Райли был выбран после «Контроля» 2007-го, а Хедлунд примкнул после длительного автобусного заезда к месту своего прослушивания из его дома в город в Миннесоте, столь отдаленном, что ближайшим мегаполисом был Фарго, располагающийся в трех часах езды.
«Он вел дневник о своем путешествии и попросил прочитать его после своего прослушивания, - вспоминает Саллес. - То, что он написал, было так созвучно с письмами Нила, так что мы все были уверены, он был тем, что нужно». Хедлунд, который является выдающимся актером, был так привержен роли, что не брался за другую работу, не посовещавшись в первую очередь с Саллесом о возможных несостыковках в графике.
При рассмотрении более ранних попыток адаптации фильма «В дороге», некоторые из которых предпринимались еще до того, как Коппола приобрел права, Саллес был поражен версиями сценария, где Дин Мориарти наказан или даже убит в конце.
«Этот персонаж был крайне неугоден с политической точки зрения, - поясняет Саллес. - Его попытка проживать каждую возможность, уклонение от ответственности, которое приходит вместе с этим, делает людей неугодными».
«На дороге», выход которого в США запланирован на конец осени, так же отличается количеством первоклассных талантов в эпизодических ролях, в том числе Эми Адамс, Терренсом Ховардом и Стивом Бушеми, все они, как говорит Саллес, мотивируются страстью к первоисточнику. Вигго Мортенсен, который играет Берроуза, появился на съемочной площадке с ружьем и пишущей машинкой, которыми автор пользовался в то время.
Когда настало время предоставить рекомендации этим преданным идее актерам, режиссер вспоминал, что Альберто Гранадо, человек, который отправился в путешествие на мотоцикле вместе с Гевара, рассказывал звезде Гарсии Берналю перед началом съемок фильма.
«Он напомнил ему, что Че было 23, когда началось путешествие, - говорит Саллес. - Он сказал: "Не пытайся подражать голосу человека, который сформировался во взрослого, тебе нужен человек, который был в поиске”. Это то, о чем говорил Джон Кэссиди – сын Нила: "Речь идет о поколении, которое пытается обрести голос”».
Перевод выполнен yMeJIo4Ka специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Каннский кинофестиваль: путь Уолтера Саллеса к «На дороге»
|